Порт Тольятти, а вместе с ним и Речной вокзал, открыли первую страничку своей истории после того, как в 1958 году было завершено строительство Жигулевской ГЭС, и Куйбышевское водохранилище было заполнено до проектного уровня. Изначально он получил название «Порт Ставрополь», но позже его переименовали в «Порт Тольятти». На тот момент порт имел все необходимое для работы: акватории, рейды, подходные каналы и шлюзы, автомобильные и железнодорожные пути. Береговой вокзал, включающий в себя три причала, семь пристаней и причал интуристов, на момент строительства, мог обслужить большое количество пассажиров.
На сегодняшний день в период навигации действуют регулярные пригородные линии Тольятти-Жигули-Березовка-Усолье и Тольятти-Подвалье и прогулочные рейсы.
Пассажирские суда останавливаются у причала, длина которого составляет 145 метров. Также там установлены два железнодорожных понтона общей протяженностью более 90 метров. Порт обслуживает не только пассажирские, но и грузовые суда.