Первоначально Курский вокзал находился совсем не там, где мы привыкли его видеть, и назывался совсем по-другому. Небольшой деревянный Нижегородский вокзал был построен за пределами города у Покровской (ныне Абельмановской) заставы, по левой стороне нынешней Нижегородской улицы. Место для вокзала выбрал лично П.П. Мельников, занимавший в середине XIX века должность министра путей сообщения.
Долгие годы этот вокзал считался временным. Правление железной дороги добивалось переноса вокзала ближе к центру города, поэтому не видело смысла в постройке нового здания на старом месте. Рассматривались варианты расположения вокзала у Гороховой улицы, на Садовом кольце или объединения его со станцией Николаевской железной дороги, но все они были отвергнуты.
Движение поездов до Серпухова открылось в ноябре 1866 года, затем дорога прошла дальше – к Туле, Орлу, Курску. Уже с началом движения поездов стало ясно, что вокзал нужно увеличивать, но переписка о новом месте его расположения продолжалась почти тридцать лет. За это время к вокзалу были сделаны только две пристройки. Проблема решилась после выкупа Нижегородской железной дороги казной и образования в 1894 году «Московско-Курской, Нижегородской и Муромской железной дороги». Нижегородский вокзал был объединён с уже строившимся на Садовом кольце Курским вокзалом.
Источник: Узнай Москву