Конно-железная дорога (конка) была первым общественным транспортом Санкт-Петербурга и быстро завоевала популярность у горожан. Одно- или двухэтажный деревянный вагон тянулся по рельсам соответственно одной или двумя лошадьми; для подъёма состава в горку запрягали дополнительных лошадей.
Конку обслуживали два человека — вагоноважатый управлял лошадьми, а кондуктор собирал плату за проезд. Вагон был рассчитан на перевозку 22 пассажиров, второй этаж — империал — вмещал ещё 24 пассажира.
Первый грузовой экипаж был пущен в 1862 году, позже стали перевозить людей. К началу 20 века общая протяжённость всех маршрутов конки составляла порядка 150 км, однако конка не выдержала конкуренции с электрическим трамваем, пущенным в 1907 году.
Памятник представляет собой модель вагона конки образца 1872-1878 гг., восстановленного по чертежам Путиловского завода, обнаруженным в Центральном историческом архиве. Год спустя после установки вагона, 24 октября 2005 г., к памятнику добавили скульптуры двух лошадей, а в 2009 году появилась скульптура вагоноважатого.