Нейропсихологи́ческая корре́кция (нейрокорре́кция) — комплекс специальных психологических методик, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга.
Создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.
В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к сопровождению и коррекции психического развития ребёнка.
Предпочтение отдается телесно-ориентированным и двигательным методам.
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – это базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разным развитием.
Идеология МЗО основывается на теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
Коррекционная программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических методов нейропсихологии.
В программе используются методы элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективные приемы, заимствованных из смежных дисциплин, таких как: дефектология, логопедия, сенсорная интеграция.
Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребенку, имеющему следующие проблемы:
- родовая травма;
- рождение ребенка путем КС;
- повышенный/пониженный тонус;
- частые заболевания, особенно на первом году жизни
- травмы головы, получение седации или общего наркоза;
- в анамнезе – ЗПР, ЗПРР, ПЭП, ММД, СДВГ, гипертензионный синдром;
- пропущен или отсутствовал этап ползания.
- ходил на цыпочках, поздняя речевая активность;
- гиперактивеность или излишняя медлителеность;
- импульсивность, раздражителеность;
- быстро утомляется, тяжело засыпает;
- не сразу откликается, есть трудности в понимании обращенной речи;
- неразборчивый почерк, трудности в усвоении учебного материала;
- «проглатывает» окончания при чтении , «угадывает слова»;
- снижен объем рабочей памяти;
- пишет, рисует, левой рукой;
- нарушена общая и мелкая моторика;
- не может описать картинку, скопировать рисунок;
- пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально;
- есть сопутствующие движения (синкенезии) двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;
- с трудом высиживает 15 минут на одном месте;
- невнимателен, рассеян, трудно доделать дело до конца;
- часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;
- координационно неловок, часто спотыкается, излишне травматичен.
Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать, пройдя с ним этапы его двигательного развития заново, начиная с рождения.
В программе нейропсихологического сопровождения развития детей по методу замещающего онтогенеза (А.В. Семенович) в каждом занятии описаны четыре основных блока упражнений:
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- растяжки;
- упражнения двигательного репертуара.
Продолжительность занятия 45 мин