Исторический район Пески лежит между Лиговским и Старо-Невским проспектами. История района начинается в первой половине XVIII века — и тесно связана со строительством Александро-Невской лавры и Смольного двора. Изначально эти места заселялись ремесленниками и торговцами, но к ХХ веку они стали популярены среди богатых горожан, писателей, художников и архитекторов. Сейчас это тихий район с разнообразной архитектурой, интересными заведениями и своим неспешным ритмом жизни.
Пески показывает экскурсовод-любитель и житель этого района Валерий Серсембаев.
Крохотный пешеходный переулок соединяет площадь Восстания и 1-ую Советскую улицу. О его существовании не знают даже многие местные жители. Длина переулка — всего 30 метров: самый короткий переулок в городе! Он настолько мал, что у него нет ни одного адреса. Название же переулок получил от самого района Пески в 1887 году и с тех пор его и не менял.
Ну а название всего района — память о песчаной гряде, оставшейся от древнего моря. Считается, что благодаря этой гряде район никогда не затапливался, поскольку был на несколько метров выше остального города.
Дом для купца 1-й гильдии Ивана Галунова, занимающий сейчас почти квартал, начали строить в 1877 году и застраивали в несколько этапов вплоть до 1900 года.
В итоге дом получился местами разноуровневым, но в единой стилистике. Заказчик не жалел денег на строительство и внутреннюю отделку. Дом обильно декорирован лепниной, балконами, эркерами и колоннами. В квартирах были изразцовые печи и камины, паркетные полы, а также ванные комнаты и туалеты — редкость для того времени.
Дом выделяется закругленной угловой частью со стороны Невского проспекта — она напоминает высокую башню. Угловая часть между проспектом Бакунина и 2-й Советской улицей напротив получилась по форме трапециевидной и максимально декорированной, благодаря чему и стала доминантой этого квартала.
В доме работают несколько кафе и кофеен, включая и популярная кофейню Mad Espresso Team, на 2-й Советской.
Популярное итальянское кафе расположилось на месте бывших торговых рядов Старо-Александровского рынка, существовавшего более ста лет назад. О рыночном прошлом напоминают огромные арочные окна первого этажа. В семейном кафе, работающем уже больше десяти лет, — семь разных по стилистике и атмосфере залов. А в меню широкий выбор пиццы, пасты, десертов и мороженого. Здесь одна из лучших пицц в городе.
Стол лучше бронировать заранее, поскольку свободных мест может не оказаться.
Популярная кофейня, спрятавшаяся в глубине зелёного сквера между домами №148 и №150 по Невскому проспекту. Персонал отлично разбирается в кофе и альтернативных способах приготовления, в меню прекрасные завтраки и десерты. Будьте готовы к тому, что порой нет свободных мест, но всегда можно взять кофе с собой и посидеть рядом в сквере.
Сам дом №150 некогда был частью Старо-Александровского рынка. Здесь были Тележные ряды, где можно было купить телеги, оглобли,колеса, складские повозки, экипажи и различные детали к ним.
Дом архитектора Федора Федоровича Лумберга в стиле модерн был построен по его собственному проекту в 1903–1904 годах. Дом заметно выделяется асимметричным фасадом без лепнины и многообразием оконных форм. Особенно заметные элементы — округлый эркер и огромное окно на третьем этаже в виде срезанного книзу овала. Собственно на этом этаже и располагалась квартира самого Лумберга. Обязательно пройдите в арку дома, чтобы увидеть переходную галерею квартиры архитектора, мощно выступающую во внутренний двор.
Заметный даже с Невского проспекта дом был построен для почетного гражданина города Павла Станового в 1908–1909 годах по проекту архитектора Дмитрия Крыжановского.
Это один из первых и немногочисленных жилых домов в стиле модерн с элементами неорусского стиля. Здесь можно увидеть характерный для новгородской архитектуры прием — орнаменты как бы вырезаны в толще стены, углублены в нее, а не выступают. Форма дома многим напоминает старинный терем, а крыша на углу дома похожа на шлем-ерихонку. Окна же второго этажа по своей форме похожи на кокошники.
Парадные двери дома изначально были деревянными — резными и украшены по бокам совами. Единственная уцелевшая дверь с совами, расположенная на углу дома, была отреставрирована в 2019 году, и послужила образцом для восстановления остальных дверей дома.
Еще один доходный дом Павла Станового, построенный по проекту архитектора Михаила Еремеева в стиле модерн в 1911–1912 годах. Этот дом выделяется среди других домов на перекрестке своими размерами и ярким фасадом с цветными вставками красного, зеленого и серого цветов. Поищите спрятавшихся под балконами драконов и странные мужские лица. Также обратите внимание: окна на разных этажах — разной формы.
Над арками с двух сторон дома располагаются два женских горельефа. На горельефе со стороны 9-й Советской улицы даже есть две надписи. Одна — Audiatur et altera pars («Да выслушают и противоположную сторону»: принцип судопроизводства из римского права). Вторая надпись — на ленте в волосах девушки — Carpe diem («Лови момент», эпикурейский призыв наслаждаться текущим днем). Почему именно эти надписи? История ответа не знает.
Дом купца Михаила Полежаева обязательно нужно увидеть, если вы гуляете по району Пески! Спрятанный на задворках района, дом напоминает огромный средневековый замок с башнями, хотя был построен в 1913–1915 годах в стиле модерн по проекту архитектора Ивана Яковлева. Центральный фасад с двором-курдонером украшен обильной лепниной, балконами, скульптурами античных героев. Главные акценты фасада — два угловых эркера-башни со шпилевидными крышами и узкими окнами.
Для своего времени дом был передовым: уже тогда имелись паровое отопление, газ, электричество и лифты, за ненадобностью в квартирах не было печей и каминов.
Благодаря впечатляющему виду дом снимался в сериале Владимира Бортко «Мастер и Маргарита» и фильме Кирилла Серебренникова «Лето».
Зайдите в правый двор-колодец, чтобы увидеть необычное благоустройство двора от местного жителя: здесь и самодельные горшки для цветов, и индуистский алтарь, и расписная дверь подъезда.
Появился проспект в 1860-х годах, а в 1871 году получил официальное название — в честь Греческой церкви Димитрия Солунского. Она располагалась на месте нынешнего БКЗ «Октябрьский» и была взорвана в советское время.
Проспект идеально подходит для прогулок, хотя и имеет небольшую протяжённость — всего 840 метров. При этом на небольшом участке соседствуют здания разных эпох и стилей.
В начале проспекта — первая детская больница Петербурга, названная в честь принца Петра Ольденбургского (ныне больница имени доктора К.А. Раухфуса). Построена 1866-1869 годах в стиле неоклассицизма. Для любителей советского модернизма есть БКЗ «Октябрьский» с витражными окнами, четкой геометрий и чистотой линий. За БКЗ, на Прудковском переулке, виднеется эффектный доходный дом Пенякова, построенный в 1912 года в стиле необарокко. А за Некрасовским парком — прекрасный образец северного модерна — жилой комплекс Бассейного товарищества.
Непримечательное на первый взгляд здание, мимо которого многие проходят и не обращают внимание на фасад, где между 4 и 5 этажами расположился фриз с изображениями «посетителей ветеринарной лечебницы». Всего тут 15 зверей: и собаки разных пород, кошка, лось, горный козел, баран, лев, заяц, две лошади, а из птиц — курица и гусь.
Здание собственной стационарной лечебницы для Российского общества покровительства животным построено в 1914 году в стиле неоклассицизма. При лечебнице были амбулатория и стационарное помещение для лошадей, помещение для содержания 500 больных собак, амбулатория для птиц, собак и других животных, лаборатория и аптека. Появление такого здания отражало тенденцию в обществе — менялось отношение к животным,
Брутальный дом-квартал из 8 корпусов — крупнейший корпоративный в Петербурге. Немногочисленные (пара десятков на город) корпоративные дома отличались от повсеместных доходных тем, что квартиры не сдавались, а продавались на стадии проекта. Говорят, это единственное здание в Петербурге c ассирийскими мотивами в декоре: воины, жрицы, птицы. Необычен и отказ от декоративной штукатурки в пользу серого цементного цвета. Вообще дом — поздний модерн, уже предчувствующий конструктивизм.
Это было передовое жильё — с лифтами, горячей водой. Архитекторы Алексей Зазерский и Эрнест Виррих придумали необычное решение, чтобы ни одна жилая комната или парадная не смотрели во двор-колодец: Г-образный проезд из двух курдонёров. Первую очередь сдали в 1914 году, но закончили только в 1927 — из-за Первой мировой и революции. В этом же доме архитектор Зазерский умер в блокаду.
В доме есть мастерская по ремонту обуви и изготовлению ключей с ещё советскими вывесками в витрине.
Главная магистраль района Пески — этот широкий проспект, вдоль которого расположилось много красивых домов. История проспекта начинается с небольшой просеки, которую в середине XVIII века прорубили от Смольного двора к Невскому проспекту. Проспект много раз менял и названия, и протяжённность. Среди бывших названий была, например, Слоновая улица. Дело в том, что на месте гостиницы «Октябрьская» был Слоновый двор, где держали слонов, подаренных императрице Анне Иоанновне персидским шахом. А по этой улице их водили на водопой.
В начале Суворовского проспекта заметно выделяется жилой дом Управления Октябрьской железной дороги, построенный в 1935-1938 годах в стиле сталинского неоклассицизма. Фасады дома по Суворовском проспекту и 5-й Советской улице на первый взгляд кажутся одинаковыми, но если присмотреться, то видно отличие. Массивный и симметричный фасад со стороны Суворовского проспекта выстроен по композиционным традициям ренессанса. А ассиметричный фасад со стороны 5-й Советской улицы смотрится уже более современно, хотя использованы те же детали декора. Обратите внимание также на круглые окна на углу дома — такие характерны для конструктивизма, который к тому времени уже был непопулярен у советской власти.
В первой половине XVIII века район Пески начали активно заселять — поэтому быстро возникла необходимость в церкви. Тогда — в 1752 году — на углу нынешних Греческого проспекта и 6-й Советской улицы появилась деревянная приходская церковь, освященная в честь Рождества Христова. К концу XVIII века церковь перестала вмещать всех желающих. Поэтому решено было строить новый и более вместительный храм из камня — строить решили на тогдашней центральной площади района Пески. Вмещающий до 2000 человек храм был построен в 1781–1787 годах архитектором Петром Егоровым в стиле классицизма — внешне он напоминал Троицкий собор Александро-Невской лавры.
Храмовая икона Рождества Христова стала почитаться как покровительница Песков, район вокруг стали называть Рождественским, а улицы — Рождественскими (сейчас это Советские улицы). В 1934 году храм был взорван, а в 2018–2020 годах был восстановлен на прежнем месте.