За пару часов из Петербурга можно добраться до островной крепости Орешек, стерегущей вход в Неву из Ладожского озера с 1323 года. Орешек с его толстыми средневековыми стенами и башнями, тюрьмами и руинами — это вся история России в одном месте. Напротив — городок Шлиссельбург со старинными каналами. В этой подборке рассказываем, как добраться до Шлиссельбурга и Орешка и что обязательно посмотреть.
C ноября по апрель включительно крепость закрыта.
Основанная новгородцами островная крепость с 1323 года стережет вход в Неву из Ладоги. Для любителей средневековья тут — башни и стены. А экспозиции и мемориалы посвящены более поздней истории.
Во-первых, — истории тюремной. С начала XVIII века Орешек — «русская Бастилия» и «русский замок Иф»: тюрьма для вольнодумцев и неудачливых претендентов на престол. Самый засекреченный её узник — Иоанн Антонович (1740–1764), получивший титул императора в младенчестве, свергнутый и проведший всю жизнь в изоляции. Сюжет для Дюма — а он и правда подумывал написать об этом роман. После «императора-младенца» здесь были декабристы, польские сепаратисты, народовольцы, эсеры. Их камеры реконструированы вплоть до серых арестантских халатов.
Другая история, которая ощущается здесь на каждом шагу, — Великая Отечественная. Крепость — важный пункт Дороги жизни, выдержавший 500-дневную осаду с непрерывными обстрелами. Главное напоминание об этом — руины внутри крепости.
Есть несколько вариантов, как добраться до крепости Орешек.
Первый способ — электричкой от Финляндского вокзала до станции «Петрокрепость» (билет стоит 119 рублей, поезд идет чуть больше часа). Недалеко от станции — пристань, с которой ходят паромы до островной крепости.
Минус этого варианта — так вы не увидите старинные каналы Шлиссельбурга, который находится на другом берегу Невы.
Альтернатива электричке — рейсовый автобус №575. Автобусом (или на машине) вы приедете как раз в Шлиссельбург. Оттуда тоже ходит паром до острова, на котором стоит крепость. При пересадке с метро на автобус до Шлиссельбурга, у туриста будет возможность увидеть совсем другой — спальный, панельный — Петербург: автобус до Шлиссельбурга идёт от улицы Дыбенко. Ехать на автобусе — около полутора часов. Есть и автобусные экскурсии в Шлиссельбург — их предлагают многие турфирмы.
Если вы приехали на электричке, обратите внимание на стоящий недалеко от станции «Петрокрепость» паровоз ЭМ 721-83. Это — ставший памятником паровоз первого грузового поезда, который прибыл в Ленинград после прорыва блокады. Он пришёл по железной дороге, которую построили в полосе прорыва за 17 дней. Эту дорогу называли «Дорогой Победы». А ещё — «Коридором смерти»: дорогу непрерывно обстреливали, постоянно разрушали — и восстанавливали; среди служивших на ней погиб каждый третий. При станции есть небольшой музей, посвящённый подвигу железнодорожников.
Приехали ли вы на автобусе, поезде или авто — до самого островного Орешка в любом случае нужно добираться на пароме. Билет на паром туда и обратно стоит от 150 рублей (детский) до 350 рублей (взрослый). Обязательно проверьте заранее, ходят ли паромы (навигация закрывается в ноябре и открывается в мае).
Если на паром стоит большая очередь, то поспрашивайте у местных на пристани. Они могут подсказать телефон человека с моторкой — он прокатит с ветерком рублей за 200 с человека. А если вы приехали на электричке, но хотите увидеть и каналы Шлиссельбурга, — то без лодочника и вовсе не обойтись: паромы с берега на берег не ходят, а мост далеко.
За вход в крепость придётся заплатить отдельно (150–250 рублей).
Внутри найдутся типичные для туристических мест точки общепита. Но мы советуем заранее захватить с собой сэндвичи, чтобы после осмотра крепости устроить маленький пикник, расположившись за крепостными стенами на зелёном берегу с живописным видом.
Главные ворота — в отреставрированной четырёхугольной Государевой башне. Вторые ворота находятся под прямым углом к первым — это сюрприз для захватчиков, которым удалось проломить первые ворота тараном, только чтобы оказаться в ловушке.
Между Государевой и Головиной башнями — подъём на верхний боевой ход крепостной стены. Отсюда открывается панорамный вид на развалины внутри крепости и исток Невы.
Средневековые крепости постоянно перестраивались и совершенствовались. Поэтому часто в разгар ключевых исторических событий они выглядели совсем не так, какими их привыкли видеть мы.
Изначально — в 1323 году — новгородцы выстроили на острове деревянную крепость. В 1350-е годы крепость заново отстроили в камне. Самое старое, что можно сейчас увидеть на острове, — фрагмент той самой каменной стены XIV века, раскопанный археологами в конце 1960-х годов. Тогда крепость была в несколько раз меньше нынешней.
В конце XV века — в связи с развитием огнестрельного оружия — крепость снова отстроили заново. Именно тогда она обрела более или менее близкий к нынешнему масштаб. Примерно тогда же — в 1478 году Новгородская республика утратила независимость. И Орешек вместе с прочими её владениями вошёл в состав Московского государства. Ещё одну крупную перестройку крепости затеял Пётр I после того, как отбил её у шведов.
Внутри крепостных стен была цитадель с тремя собственными башнями: крепость в крепости, последний рубеж обороны. Впрочем, внутренних боёв в крепости не было ни разу, так что по прямому назначению цитадель не пригодилась.
Но в XIII веке именно внутри цитадели построили Секретный дом — главную политическую тюрьму империи.
А в ХХ веке во время осады и бомбардировок Орешка в подземном каземате Светличной башни военный хирург проводил операции при свете парафиновой плашки.
Уже в начале XVIII веке крепость потеряла военное значение и стала политической тюрьмой «русской Бастилией» или «русским замком Иф». В цитадели построили Секретный дом на десять одиночных камер. Это была главная политическая тюрьма империи. Здесь были Пущин, Кюхельбекер, Бестужевы и другие декабристы. На рубеже XIX—ХХ веков здесь содержались революционеры, приговорённые к смертной казни. В 1887 году во дворе Секретного дома был повешен брат Ленина Александр Ульянов вместе с другими заговорщиками, готовившими покушение на Александра III.
Сейчас в Секретном доме воссоздана планировка начала XIX века и обстановка нескольких одиночных камер.
В 1884 году построили новое тюремное здание. Первыми обитателями его 40 одиночных камер стали народовольцы — члены революционной организации, сделавшей ставку на политический террор и подготовившей убийство Александра II. В первые годы существования Новой тюрьмы, она была, возможно, самым страшным местом в России: заключённых наказывали полной изоляцией, тишиной (запрещено было не только переговариваться, но и перестукиваться, стражи носили мягкую обувь) и абсолютным бездействием (не допускались работа и чтение). Несколько заключённых сошли с ума, ещё несколько нашли способ покончить с собой. Позже режим смягчился.
Сейчас в Новой тюрьме — экспозиция, посвящённая её узникам: портреты, документы, реконструкция быта в камерах.
В 1909–1911 годах на острове построили ещё один корпус на 500 заключённых. Тогда же построен и Надзирательский корпус для охранников, которых требовалось всё больше. В следующие несколько лет в островной тюрьме содержатся не только политические заключённые, но и простые уголовники.
С революцией 1917 года Орешек навсегда перестанет быть тюрьмой. Революционеры освободили политических заключённых — но те потребовали свободы и для остальных. Тогда уголовников вывели во двор, взяли с них клятву больше не убивать и не грабить — и отпустили.
После артиллерийских обстрелов времён Великой Отечественной войны Четвёртый и Надзирательский корпус так и остались в руинах.
В сентябре 1941 года немцы взяли Шлиссельбург — но два десятка советских бойцов успели закрепиться в Орешке. Позже количество защитников крепости вырастет до нескольких сотен.
Гарнизон Орешка обстреливал немецкие позиции и не давал немцам перебраться на другой берег Невы. Удержать Орешек было важно для защиты Дороги жизни — последней связи с миром находящегося в блокаде Ленинграда. Крепость выдержала почти 500-дневную осаду и 2000 налетов противника. По свидетельствам очевидцев над осаждённой крепостью никогда не рассеивалось красное облако – кирпичная пыль от разрушений.
Частично постройки реконструировали, частично — оставили в руинах. Самое сильное впечатление производят развалины построенной в 1820-е годы церкви святого Иоанна Предтечи, — из развалин буквально вырастает мемориал защитникам крепости.
В 1985 году открылся мемориал защитникам крепости — работа скульпторов Григория Ястребенецкого и Анатолия Демы и архитектора Игоря Билибина. Мемориал встроен в руины собора. Для этого руины законсервировали, покрыв специальным раствором; абстрактные скульптуры из покорёженного войной металла используются для поддержки полуразрушенного здания. В бывшей алтарной части храма — скульптурная группа: солдат, матрос и командир, стоя плечом к плечу (и так — образуя единый монолит) клянутся защищать Орешек. Над ними — терновый венец.
Снаружи — братская могила, артиллерийские орудия, шар с барельефами. Шар, как пояснял скульптор Ястребенецкий, сам прошедший войну, напоминает грецкий орех и символизирует твёрдость и стойкость.
В 2018 году скультуру временно вынесли из собора, чтобы обследовать и укрепить законсервированные руины.
Большинство туристов ограничиваются крепостью Орешек, игнорируя маленький (15 тысяч жителей) и сонный городок Шлиссельбург. Но и здесь есть, что посмотреть. Прежде всего — старинные запущенные каналы.
Если вы поедете смотреть крепость Орешек на автобусе, вы в любом случае попадёте в Шлиссельбург, если на электричке — придётся договариваться с местными, чтобы вас отвезли в Шлиссельбург на лодке.
Что общего у Шлиссельбурга, Москвы, Переславля-Залесского, Выборга, Ижевска, Курска, Таганрога, Тобольска, села Выкса — и ещё десятков населённых пунктов? Везде есть Красная площадь. Чаще всего это название существовало задолго до того, как «красный» стал значить «советский». Оно указывало на то, что площадь — главная, важная. Но шлиссельбургская Красная площадь такое название обрела уже после революции — до этого площадь называлась Соборной.
Прямо по площади проходит Староладожский канал, а его в свою очередь пересекает Петровский мост. С моста — лучшие виды. Кстати, пока канал не обмелел, мост был разводным.
Главное туристическое зрелище в Шлиссельбурге. Нынче заросший и обмелевший Староладожский канал в начале XVIII века был крупнейшим гидротехническим сооружением в Европе: 117-километровый водный путь вдоль берега Ладожского озера от реки Волхов до Невы. Канал потребовался как безопасный путь для торговли с Европой: на Ладожском озере из-за сильных штормов часто происходили кораблекрушения. «Одним сим летом с тысячу судов пропало», — отметил Пётр I в указе о строительстве канала.
В середине XIX века Староладожский канал из-за засухи сильно обмелел — и на смену ему прорыли Новоладожский канал, по которому и сейчас ходят мелкие и средние суда.
В глади Староладожского канала отражается барочный розовый Благовещенский собор, построенный в XVIII веке по мотивам Петропавловского собора в Петербурге. В советское время разграбленный собор служил складом, а колокольня — парашютной вышкой.
Рядом с собором — небольшая каменная Никольская церковь 1770 года и Казанская часовня 1864 года.