Самые значимые памятники деревянного зодчества в Самаре: резные узоры, языческие символы-обереги и детали больших архитектурных стилей. Прогулка среди домов с вековой историей и рассказы о знаменитых жильцах от Андрея Артёмова.
Пройдём по улице Маяковского до Самарской и повернём налево. Проект дома мещанина Маштакова был разработан в 1899 году известным самарским архитектором Александром Щербачёвым. Однако точная дата постройки неизвестна. В облике дома сочетаются элементы русского стиля и канонов классицизма.
Дом интересен ещё и тем, что по соседству с ним в детские годы жил будущий министр обороны СССР Дмитрий Устинов. Сейчас ведётся реставрация здания, после завершения которой в нем откроется музей частных коллекций.
Прогуляемся далее по улице Самарской, оценив по пути красоту архитектурного ансамбля Самарской площади в стиле сталинского ампира. На правой стороне улицы интересен типичный для Самары каменно-деревянный дом мещанина Турынцева с богатой резьбой 1890-х годов постройки. Центральная часть фасада акцентирована эркером, увенчанным четырёхгранным шатром со слуховым окном и шпилем. Искусно выполнены кронштейны, поддерживающие кровлю крыши.
Интересны наличники дома, стоящего справа: они украшены стилизованным изображением птиц — символов семейного счастья и праведных душ.
Через улицу Ульяновскую пройдём на Садовую, полюбовавшись по пути на прекрасный образец провинциального модерна — кинотеатр «Фурор». Рядом, на улице Ярмарочной, в доме купца Кириллова, спроектированном Александром Щербачёвым, располагается одно из самых старых почтовых отделений Самары. Оно открылось здесь 11 мая 1897 года, через пару лет после постройки дома.
Близко поставленные окна с пышно декорированными наличниками придают большую выразительность главному фасаду. В резных узорах использовано сочетание геометрического орнамента и растительных мотивов.
Пройдём по улице Вилоновской и далее на Ленинскую. В доме купца Рытикова с мая 1890 по август 1893 года жил Владимир Ульянов (Ленин) со своими родными.
Считается, что дом издавна облюбован потусторонними силами. Как утверждают сотрудники дома-музея Ленина, они не раз замечали, что периодически начинают бить старинные часы, которые давно никто не заводил, порой слышатся чьи-то шаги на втором этаже. А перед днями рождения членов семьи Ульяновых можно учуять аромат свежеиспечённых яблочных пирогов, которые так любил Владимир Ильич.
Через бескрайнюю площадь Куйбышева и мимо здания театра оперы и балета можно пройти к дому помещика Поплавского, построенного в 1900 году по проекту уже знакомого нам Александра Щербачёва. Радует высокая степень сохранности этого дома. До наших дней дошли шпили, венчающие угловые башни, и арка ворот.
Кроме того, дом Поплавского стал неотъемлемой частью архитектурной палитры площади Чапаева, где помимо деревянного зодчества интересен неорусский стиль городского театра, конструктивизм штаба ПриВО и модерн особняка Общественного собрания.
От дома Поплавского не лишним будет заглянуть в сквер Пушкина, что за зданием театра. Оттуда открывается дивный вид на волжские дали, корпуса Жигулёвского пивзавода и Иверский монастырь.
Прогуляемся по улице Фрунзе мимо особняка купцов Курлиных, католического костёла, музея-усадьбы Алексея Толстого и самарской филармонии до пересечения с улицей Льва Толстого. Именно с этой улицы начал свое победное шествие по стране фестиваль восстановления исторической среды — «Том Сойер Фест». В 2015 году были восстановлены три дома — № 34, 36 и 38, первый из которых поражает количеством и красотой резных элементов декора.
В 2016 году был восстановлен дом провизора Бориса Позерна, на фасаде которого можно увидеть стилизованное изображение жар-птицы.
Во дворе прячется «иностранец» — нетипичный для Самары фахверковый дом. Его хозяин, юрист Осип Гиршфельд в Самару был сослан за революционные наклонности (и здесь он подружился с Лениным). С возрастом Гиршфельд остепенился и стал успешным адвокатом. Дальше — неясно: говорят, немецкий еврей Гиршфельд выразил этим домом типично германской архитектуры тоску по исторической родине. Но судя по датам постройки в официальных документах (конец XIX века) Гиршфельд не построил дом, а купил его уже готовым.
Жильцы дома рассказывают, что флюгер на крышу они установили сами в 1980-е. Старый давно сгнил и никто не знал, что он изображал. Решили сделать козла — животное с герба города.
Дом мещанки Рафаиловой через пару кварталов, на улице Галактионовской, возведён по проекту известного самарского архитектора Филарета Засухина, предположительно в 1900–1910 годах.
Привлекают внимание готические стрельчатые окна и бочкообразные («кубоватые») крыши эркеров. Как считают самарские краеведы, его владельцами, вероятнее всего, были старообрядцы. «Кубоватые» крыши — элемент, характерный для гражданского и церковного зодчества допетровской Руси.
Дом Тычинина далее по Галактионовской, построенный в конце 1860-х годов, стал одним из главных героев «Том Сойер Феста» в 2016-м. После восстановления фасада дом стал еще и арт-объектом. На брандмауэрной стене дома появилось панно «Тетрис» художника Андрея Сяйлева.
Что касается архитектуры дома, то в ней есть как черты модерна (в прорисовке карниза и стилизации кронштейнов-коней), так и барокко — в искусно выполненной на наличниках резьбе вазы с цветами.
Для продолжения прогулки нужно перейти на противоположную сторону улицы Красноармейской и воспользоваться общественным транспортом — доехать до остановки «Пионерская» на трамвае № 1, № 3 или на маршрутном такси № 207 и № 226.
Расположенный в одном квартале от остановки дом мещанина Евсеева, построенный в 1901 году по проекту Александра Щербачёва, является доминантой перекрестка за счёт прямоугольного эркера с высоким шатром. В деревянном декоре дома присутствует редкая для Самары антропоморфная резьба: наличники окна второго этажа украшают изображения всадников, символизирующих Солнце, а на верхушке древа жизни можно видеть женскую фигуру, вероятно, олицетворяющую Рожаницу — богиню жизни и плодородия у древних славян.
Декор дома мещан Вырыпаевых, построенного предположительно в 1902 году, эклектичен: стилизованный растительно-геометрический орнамент с деревянными плашками имитирует каменное здание. Витые деревянные стволы колонн соседствуют с накладной прорезной резьбой, выполненной по народным мотивам.
Дом Вырыпаевых может похвастать и одним известным жильцом. Именно здесь с сентября 1915 года квартировался самарский большевик Франциск Венцек, именем которого названа улица в исторической части города.