Доходный дом А.А.Бахрушина в Петровском переулке – очень интересный памятник «московского быта» - интерес представляют история участка, личность заказчика, особенности заказа, связь дома с историей многих замечательных деятелей культуры.
Исторически сложилось так, что небольшая трасса Петровского переулка оказалась связана от Высокопетровского монастыря до Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко в целом оказалась связана с различными проявлениями театральной истории Москвы, так же, как и старейший памятник переулка и один из старейших памятников района – расположенная напротив описываемого участка усадьба с палатами (усадьба разделена исторические дома №№ 6, 8), в конце XVII в. принадлежавшая Нарышкиным, в первой половине XIX в. – Трубецким и О.И.Бове, а с 1920-х гг. главный дом усадьбы использовался для коммунальных квартир Большого театра.
Трасса Петровского переулка достаточно любопытна в историческом отношении, поскольку соединяет две достаточно старые улицы Москвы в границах Бульварного кольца (исторический район Белый город): Большую Дмитровку и Петровку. Петровка, по-видимому, возникла на месте дороги по низкому берегу р. Неглинки (ул. Неглинная; русло забрано в коллектор около 1820 г.); согласно старым московским преданиям, дорога вела к княжескому селу Высокому. согласно церковному преданию, улица вела к Высокопетровскому монастырю, основанному около 1323 г. Митрополитом Петром, с собором в честь Святых Апостолов Петра и Павла (сейчас собор посвящен Святому Митрополиту Петру). По-видимому, к этому же времени относится формирование трассы ул. Тверской. К XV в относится формирование улицы Большой Дмитровки между Тверской и Петровкой (долго известной как Георгиевская по Георгиевскому монастырю на месте Электростанции – Малого Манежа). На достаточно старое происхождение Петровского переулка указывает его ориентация на древний комплекс Высокопетровского монастыря.
С XVII в. Петровский переулок занимают городские усадьбы.
Практически до 1917 г. описываемый участок составлял единое владение с соседним участком № 3, который сейчас занимает Театр наций.
В XVIII в. участок сменил несколько владельцев разных сословий, сначала это были князья Долгорукие и Салтыковы, от которых владение перешло к полотняному фабриканта С.Терюшенкову.
После Отечественной войны 1812 г. участок принадлежал братьям Фоминым, которые определили очень оригинальное использование владения. Основную часть усадьбы заняло одно из лучших в Москве оранжерейных хозяйств. Кроме того, в зимнее время на участке Фоминых организовывался один из лучших в Москве катков. Катки сохранялись до возведения существующей доходной застройки участка, в конце XIX в. их иногда называли «катками при театре Корша».
Последним владельцем участка до 1917 г. стал легендарный фабрикант и меценат, основатель Театрального музея и Народного дома на Введенской площади А.А.Бахрушин, с которого, тем не менее, начинается раздельная история частей участка.
В 1885 г. часть владения А.А.Бахрушина выделяется под совершенно небывалое для того времени предприятие.
Несколькими годами ранее, в 1882 г., прошла практически последняя реформа в череде реформ 1860-х – 1870-х гг. после отмены Крепостного права, причем реформа довольно необычная – была отменена монополия Императорских театров в Столичных городах Петербурге и Москве, только после этой реформы в этих городах появились антрепризные театры.
Одной из первых антреприз в Москве наряду с Частной оперой С.И.Мамонтова стал открытый в 1886 г. Драматический театр помощника присяжного поверенного Ф.А.Корша, который на первых порах финансировал А.А.Бахрушин (современный Театр наций). Театр Ф.А.Корша быстро стал очень успешным и доходным, был невероятно популярен у публики благодаря очень высокому уровню состава труппы. Театр был закрыт в 1933 г., артистов буквально расхватали Малый театр и МХАТ.
Здание Театра Ф.А.Корша – одна из достопримечательностей небольшой трассы Петровского переулка – очаровательный теремок в популярном в это время псевдорусском стиле. Автор этого здания – очень рано умерший вскоре после постройки этого театра М.Н.Чичагов (бран Д.Н.Чичагова – автора здания Московской Городской Думы – Музея Отечественной войны 1812 г., женатого на дочери М.Д.Быковского – старшего). Одновременно с Театром Ф.А.Корша М.Н.Чичагов вел строительство для А.А.Бахрушина Больницы на Стромынке (совместно с архитектором Б.В.Фрейденбергом).
Возможно, смерть М.Н.Чичагова в 1889 г. задержала освоение соседней незанятой части участка А.А.Бахрушина, который был застроен только в 1896 г. комплексом – буквально кварталом доходных домов.
Работами руководил архитектор А.Л.Обер, в это время – один из старейших архитекторов Москвы, начавший строительную практику еще в 1860-е гг., один из основателей Московского Архитектурного общества. По-видимому, А.Л.Обер на всю жизнь сохранил приверженность к стилистике достаточно скромной и строгой ранней эклектики 1860-х гг., в которой были выполнены большинство его произведений, включая комплекс Доходных домов А.А.Бахрушина в Петровском переулке (который стал одной из последних работ архитектора, умершего в 1898 г.).
В начале советского периода комплекс получил смешанное использование. В 1920-е гг. часть комплекса занимала 1я Московская рабочая коммуна печатников и пищевиков. Одновременно одну из квартир занимал А.Б.Мариенгоф, у которого в 1918 -–1923 гг. жил С.Есенин.
Дом связан с памятью о гениальной актрисе М.И.Бабановой и пианисте К.Н.Игумнове.
В здании проводится поддерживающий ремонт, отдельные работы по приспособлению для современного использования