Павильон имеет уникальную судьбу – он представлял Советский Союз на Всемирной выставке 1967 г. в Монреале (Канада). После окончания Expo 67 павильон разобрали и несколькими кораблями перевезли через океан обратно в Москву. Это очень редкий прецедент не только для советской архитектурной практики, но и для всей истории международных выставок.
СССР придавал очень большое внимание участию в монреальской выставке: за несколько лет до этого, еще при Хрущеве, предполагалось организовать Всемирную выставку 1967 г. в Москве. Были даже подготовлены проекты по перестройке территории ВДНХ под эту выставку. Финансовые соображения, а также перемены в международной обстановке привели к тому, что СССР отказался от своей заявки на проведение выставки, и за этот проект взялся Монреаль.
Кроме того, на тот момент последней по времени Всемирной выставкой была выставка 1958 г. в Брюсселе, где Советский Союз выступил очень успешно, прежде всего за счет демонстрации своих космических спутников. В середине 1960-х гг. большую выставку организовал Нью-Йорк, но из-за формальных нарушений Международное бюро выставок не подтвердило ее статус в качестве Всемирной выставки; СССР в ней не участвовал. Получалось, что Монреаль становился первой глобальной площадкой для показа советских достижений почти за 10 лет. К тому же в 1967 г. праздновался юбилей Октябрьской революции.
Сооружение, созданное архитекторами М. В. Посохиным, А. А. Мндоянцем и Б. И. Тхором, и в самом деле оказалось выдающимся. Эффектная кровля с большим козырьком держится на четырех у-образных стальных опорах, на которых укреплены перекрытия антресолей. Основной объем, поднимающийся над стилобатом, имеет полностью стеклянные стены, так что массивное здание кажется невесомым. Все экспозиционные уровни – антресоли, террасы – хорошо просматриваются снаружи. Особенно эффектно освещенный павильон смотрелся в ночное время.
Стена главного фасада павильона немного наклонена вперед, чтобы придать всей постройке дополнительную динамику. Сквозь фасадное стекло виден узор на потолке из алюминиевых пластин, очертаниями напоминающий первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, строительство которого как раз завершалось в то время.
Стальной каркас павильона был изготовлен в Италии. Также итальянские специалисты производили инженерный расчет и монтаж павильона в Монреале. Остальные отделочные материалы и оборудование были привезены из Советского Союза – алюминий, стекло, дерево, эскалаторы, электрооборудование.
На ВДНХ новый павильон поместился между Северным входом и скульптурной группой «Рабочий и колхозница» (напомним, эта скульптурная группа в свое время также вернулась в Москву после Всемирной выставки 1937 г. в Париже). Как и «Рабочий и колхозница», фасад павильона обращен на восток, в сторону Ярославского шоссе.
Повторная сборка павильона на ВДНХ началась в 1970 г. и заняла целых семь лет. Различия рельефа и климатических условий в Москве и Монреале потребовали внести в проект ряд изменений. В отличие от Монреаля, где посетители поднимались в павильон при помощи эскалаторов, к фасаду была пристроена большая лестница, ведущая сразу на второй этаж. Были заново устроены вентиляционная и отопительная системы, чтобы павильон мог работать круглый год.
Павильон открылся осенью 1977 г. выставкой «Интерпрессфото-77». В дальнейшем тут регулярно проходили крупные тематические выставки, такие как «Дни ГДР в Москве» или «60 лет советскому кино».