Здание располагается в районе, имеющем, древнюю историю. До XIX в. на месте Ярославского вокзала находился знаменитый Красный пруд, рядом с которым располагалась усадьба, принадлежавшая первым правителям Москвы – великим князьям и первым царям. Через улицы Покровскую и Старую Басманную с поворотом на Красное село шла дорога из Московского Кремля в один из центров великокняжеской и царской охоты – Сокольники. В XVII в. в составе этой усадьбы была устроена башня – каланча, давшая название площади на месте усадьбы и пруда, сохранявшееся до 1932 г. с заменой на наименование Комсомольской площади.
В середине XIX в. Каланчевская площадь Москвы была включена в крупнейший инженерно-технический проект Российской Империи этого времени. В 1842 г. император Николай I утвердил проект первой российской железной дороги, которая должна была соединять Северную и Древнюю Столицы - Петербург и Москву. Местом Петербургского (Ленинградского) вокзала в Москве стала Каланчевская площадь. Строительные работы продолжились до 1851 г. Общим проведением работ руководил Главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями граф П.А. Клейнмихель, главным архитектором дороги стал любимый архитектор императора, автор осуществленного проекта Храма Христа Спасителя и комплекса Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты академик К.А.Тон.