Здание крупнейшей в стране библиотеки, прямо напротив входа в Кремль, строили в результате большого архитектурного конкурса. Это был расцвет авангардной архитектуры, но предпочтение было отдано далеко не самому смелому проекту. А долгая стройка привела к изменению первоначально задуманного строгого облика в более декоративной манере. Академик Щуко из Петербурга, дореволюционной академической выучки вместе с архитектором младшего поколения Гельфрейхом разработали сложный комплекс из шести зданий, образующий систему дворов, колоннад и формирующих своеобразный новый римский форум для пролетарской столицы. Здание было запроектировано на углу двух проектируемых проспектов — Аллеи Ильича — запланированной трассы от Дворца Советов к Трем вокзалам и безымянного тогда проспекта Калинина. Но академическая выучка не дала архитекторам создать новую доминанту рядом с Кремлем и самый высокий корпус, девятнадцати-этажное книгохранилище, было отодвинуто максимально далеко от перекрестка. Комплекс библиотеки органично включает в себя принципы и приемы архитектуры разных эпох — это и римские форумы, и асимметричные планы конструктивистов, и сдержанный стилизованный декор (по большей части тоже заимствованный из Древнего Рима). Культ учебы и знаний был почти универсален и затмевался только культом рабочих и красноармейцев, здание было украшено двухрядным скульптурным фризом, напоминающим такой у второго знаменитого произведения зодчих — театра в Ростове-на-Дону, отдельными статуями на балюстраде, выходящей к Моховой, а также медальонами с портретами великих ученых и литераторов, начиная с Архимеда. Над созданием скульптурного убранства трудились большая группа, в том числе такие скульпторы, как С.А.Евсеев, М.Г.Манизер, Е.А.Янсон-Манизер, Н.В Крандиевская, В.В Лишев, В.И. Мухина.
Источник: Узнай Москву