Индивидуальные логопедические занятия
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.В результате такой работы к пяти – шести годам (предшкольный период) ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков речи. Но у многих детей этот процесс задерживается. Кроме того, речевые нарушения не ограничиваются только нарушением звукопроизношения. Установить наличие или отсутствие дефектов речи может только специалист при диагностике:
• звукопроизношения;
• состояния артикуляционного аппарата;
• общей, мимической и пальчиковой моторики;
• орального праксиса;
• слуховой, дыхательной и голосовой функции;
• фонематического слуха;
• фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений;
• слоговой структуры;
• словарного запаса;
• грамматического строя;
• уровня развития связной речи;
• внимания, памяти, мышления;
• пространственно-временных ориентировок.
Работа логопеда не сводится только к исправлению звукопроизношения. Логопедические занятия носят коррекционно-развивающий характер.
Направления коррекционной работы:
• Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики.
• Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
• Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза.
• Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, совершенствование грамматических конструкций речевого высказывания.
• Развитие познавательных процессов (наглядно-действенного, словесно-логического мышления; слухоречевой, слухозрительной памяти и внимания; развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания).
• Формирование связной речи (пересказ (подробный, выборочный, краткий), рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу и концу).
• Совершенствование пространственно-временных ориентировок (ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых его частей; ориентировка в окружающем пространстве).
• Развитие тактильных ощущений.(профилактическая работа по предупреждению дислексии – необходимо узнать, какую букву написали на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь).
• Изобразительно-графические способности (срисовывание фигур, дорисовывание фигур с недостающими деталями, письмо букв и слов по шаблонам, изографы).
Чем раньше начинается работа по развитию речи, формированию звукопроизношения, тем больше возможностей предотвратить нарушения речи, а если они есть, то более полно их устранить. Чем дольше ребенок говорит неправильно, тем ему тяжелее привыкнуть к правильному произношению. Практика показывает, что ранняя коррекция гораздо более желательна, чем поздняя, вопреки бытующему мнению, что до пяти лет обращение к логопеду нецелесообразно и малоэффективно. Чем раньше начнется систематическая и целенаправленная работа, тем быстрее будут выявлены и устранены различные нарушения.
Занятия проходят 2-3 раза в неделю. Продолжительность занятий 35 минут у дошкольников, 45 минут у школьников.