Жилой дом Управления Самаро-Златоустовской железной дороги
"Данный архитектурный образ располагается на въезде Самары. Здание симметрично и своей основной частью обращено на центральную площадь города. Ризалит с четырьмя этажами заканчивается массивным фигурным аттиком с вазонами по бокам и модульонами на уровне карниза. Объёмные боковины сделаны с четырьмя гранями с наличием двух небольших сферообразных куполов, выявленные плоскими пилястрами. Данная композиция была смоделирована окнами, разделёнными на три сектора. Архитекторы решили объединить всё арочной перемычкой, что придаёт всем элементам стиль ар-деко. Высокие оконные проёмы из трёх и четырёх частей выполнены в едином стиле на втором и третьем этажах с арочными фрамугами, при этом разделённые выступами. С обеих сторон они уходят в высокие столбы и снова завершаются вазонами. К ним на углах присоединены элементы декора в виде отрезанных сфер, максимально передающих стиль и эпоху того времени.
В здании предусмотрены и наличие слуховых окон – они располагаются по боковым частям от центральной полости в стене. Также множество современников отмечают наличие такого уникального архитектурного явления, как полихромная роспись над соединёнными окнами четвёртого этажа. Ситуация дублируется и рядом - под росписью и гербом расположился слепленный орден Ленина, который выполнен в таком же стиле и технологии, как и вариант выше. Крайние части сооружения на Комсомольской площади, а именно с улиц Спортивной и Агибалова, заканчиваются массивными сферообразными куполами, имея при этом округлый вид. Сектора сделаны частями в виде прямоугольников с боковыми пилястрами и небольшими сферическими окружностями, аналогично с крайними областями ризалита на центральном входе.
На улице Спортивной здание имеет симметричную форму. Пилястры с шарами располагаются на уровне кровли в центре ризалита. Центровое окно на третьем этаже архитекторами было запроектировано с балконом, причём по бокам в подоконных пространствах решили разместить барельефы на единую тему – труда. Над оконными проёмами в угловых пространствах сооружения также можно найти ещё четыре барельефа. В простенках между окнами третьего этажа спроектированы овальные медальоны, которые отделены рядами бус.
Основные фасады постройки выдвинуты ровными лопатками между пространством, причём все без исключения фасады отделаны мраморными плитами серо-зелёного цвета, с отдельно выделенными декоративными элементами белого цвета. Угловые скругленные сектора сделаны рустованными декоративными элементами с барельефами вазонов, находящиеся над карнизом.
С тротуара на наклонную площадку входа ведёт широкая бетонная лестница. Что касается всего сооружения, то оно имеет форму незакрытого с одной стороны прямоугольника. Служебные помещения связаны длинным коридором по внутреннему периметру, к которому примыкают центральная и торцевые лестницы. Здесь можно найти четыре спаренные пилястры с вазонами, находящиеся на торцовых стенах. На продольной же стене в центре архитекторы решили разместить пологую арку, в которой размещена двустворная дверь. Дополняет композицию две соединенные пилястры с вазонами. По всем имеющимся стенам на уровне вазонов проведен декоративный фриз, составленный из прямоугольных картин. На пересечении балок потолок кессонированного типа отделяется простым потолочным карнизом. Весь актовый зал отделан в белом цвете, с конкретным выделением декоративных элементов под золото.
Помещение вестибюля разделяется пологой аркой и состоит из двух помещений. Свод в форме цилиндра перекрывает тамбур входа, украшенный при этом кессонами прямоугольной формы. Само помещение вестибюля отделано плоским перекрытием с кессонами. Стены украшены мраморными пластинами белого и коричневого цвета, а также разделены декоративными пилястрами. Большее место помещения занимает бетонная, которая также отделана в мраморных плитах разных цветов. Ограждение лестницы исполнено в виде фигурных балясин и поручней из мрамора.
Тесно связан с историей данного здания управления известный архитектор П.А, Щербачёв, являющийся сыном бывшего городского архитектора города Самары А.А. Щербачёва. В годы реализации проекта архитектурного сооружения совпало и начально карьеры молодого архитектора – 1925-1927 годах. Именно Щербачёв младший предложил руководству целых три варианта сооружения в разных стилях. Варианты с русским классицизмом и итальянским ренессансом сразу были отклонены, тогда как третий вариант – стиль ар-деко – устроил всех. Здание управление в итоге стало первым зданием, которое было сдано в городе при советской власти. В наши дни Самаро-Златоустовской строение управление железнодорожными путями было реконструировано: при ремонтных работах оштукатуренный фасад заменили навесным, который был сделан из плит гранита и мрамора."