Легендарный детский магазин на Лубянке построен в 1957 году по проекту архитектора Алексея Душкина. Здание — объект культурного наследия (что не помешало перестроить его во время реконструкции 2006–2015 годов). В атриуме установлены самые большие в мире механические часы «Ракета».
Если вас не интересуют детские товары и развлечения, имейте в виду: на крыше — бесплатная смотровая площадка с видом на центр Москвы. А если вы — всё-таки родитель, то здесь есть магазины большинства популярных детских марок, от масс-маркета до люкса. А также — кафе, рестораны, фуд-корт с игровой площадкой. С детьми сюда можно идти не столько за покупками, сколько за развлечениями. В ЦДМ работает крупнейший парк аттракционов: зал киберспорта, детский город профессий «Кидбург» (здесь дети могут попробовать себя в разных взрослых профессиях), нерф-парк Blastertag (тут можно пострелять из любимых бластеров), детский картинг, интерактивный музей науки «ИнноПарк».
Усадьба XVIII века. Первые владельцы — дворяне Салтыковы. Говорят, в 1812 году здесь останавливался сам Наполеон. В 1831 году усадьбу приобрёл историк и книжный коллекционер Александр Чертков. Он собрал здесь самую большую на тот момент библиотеку, посвящённую российской истории. В стенах усадьбы работали Пушкин, Гоголь, Жуковский и Лев Толстой.
Сейчас дом закрыт на реставрацию. Иногда здесь проводят выставки — это шанс посмотреть интерьеры (а они ещё роскошнее, чем экстерьер).
Одно из старейших жилых зданий Москвы — палаты Голицыных в Кривоколенном переулке. Подвал и оба этажа — XVII века, из более позднего внутри сохранились изразцовые печи и чугунная лестница. Среди тех, кто жил в этих стенах — Рейнгольд Густав Лёвенвольде, важная персона в игре престолов своего времени: он был фаворитом Екатерины I и одним из тех, кто возвел на престол Анну Иоанновну (он же отрекомендовал ей будущего фаворита Бирона как большого знатока лошадей). Современники описывали его как в высшей степени тщеславного, корыстного, лживого и коварного человека, которому, впрочем, повезло с умом, красотой и «счастием у женщин».
Дом давно не жилой: в начале ХХ века его перепланировали под типографию и переплетную; тогда здесь работал Сергей Есенин.
Выстроенную при усадьбе фаворита Петра I, светлейшего князя Меншикова в 1707 году церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах ещё называют Меншиковой башней. 80-метровое сооружение всегда выглядело максимально нетипично для московской церкви. В 1723 году в церковь ударила молния, уничтожив шпиль с фигурой архангела. В народе это сочли наказанием за наглядно продемонстрированную высотой церкви княжескую гордыню.
Современная Москва так тесно обступила некогда гордую башню, что теперь её и не видно. Лучше всего её можно разглядеть и сфотографировать из Кривоколенного и Архангельского переулков.
Чайный магазин на Мясницкой построили в 1893 году, а оформили в китайском стиле через три года. Так Перловы хотели привлечь внимание сановника Китайской империи Ли Хунчжана — он приехал в Москву на коронацию Николая II. Дом украсили китайским орнаментом, резьбой и башенкой-пагодой на крыше. Внутри появились расписные плафоны, изображения драконов, птиц, бамбука, цветущей вишни.
Ли Хунчжан на Мясницкой так и не появился. Зато экстерьер и интерьер стали отличной рекламой чайного магазина, который работает в этих роскошных интерьерах и сегодня.
Выстроенный в стиле ар-деко вестибюль станции метро «Чистые пруды» практически не изменился с открытия станции в 1936 году вплоть до букв «МЕТРО» на крыше. Это единственный сохранившийся в Москве павильон в таком стиле.
Павильон «Чистых прудов» — из тех московских памятников архитектуры, которые больше всего выиграли от «ночи длинных ковшей» в 2016 году: тогда московские власти снесли десятки магазинчиков и палаток, включая и подпиравшие павильон с двух сторон торговые ряды.
Один из символов столицы, культовое для московских неформалов место, частый герой стихов, кино и песен.
До конца XVII века пруд называли Поганым: по одной из версий, мясники с Мясницкой бросали в него отходы. Затем пруд вместе с окрестностями перешёл князю Александру Меншикову. Князь приказал навести здесь порядок, и поганое стало чистым.
Как и в случае с Патриаршими, Чистые пруды — это один водоём. Раньше прудов было два, но второй засыпали.
Множество фантастических тварей обитает на барельефах доходного дома церкви Троицы на Грязех (той, что за углом). Художник Сергей Вашков, украсивший так дом, — важная фигура для московского модерна. Вдохновлялся художник не только общей для модерна любовью к флоре и фауне, но и конкретно декором Дмитриевского собора во Владимире.
Доходный дом церковь выстроила в 1908 году для того, чтобы предоставлять часть квартир нуждающимся прихожанам, а большую часть — сдавать и пускать доход на содержание школы и благотворительность. Изначально дом был четырёхэтажным — в 1940-е его надстроили почти вдвое.
Покровка — оживлённая и богатая стариной улица. Как и Маросейка, с которой Покровка начинается. Иногда москвичи объединяют их, называя Покровкой весь путь от Ильинского сквера до Садового кольца.
Внутри московских кварталов скрываются вторая и даже третья линия застройки. Поэтому, углубившись, можно наткнуться, например, на незаметные с улицы изумительно красивые древние палаты. Фасады в стиле русского узорочья эти палаты обрали в XVII веке при купце Сверчкове. Но в подвальном этаже сохранились белокаменные стены и сомкнутые своды, свидетельствующие, что здание лет на сто старше. Перед революцией домом владели кондитерские короли Абрикосовы. В советское время время в палатах были коммуналки, но в наши дни их образцово отреставрировали, — и передали Государственному российскому дому народного творчества.
Концентрированное в малой форме воплощение архитектурного стиля , который называют «лужсковским постмодернизмом».
Здание построили в 2002 году по проекту команды Сергея Ткаченко, построившей и дом «Патриарх» на Патриарших прудах. Идея архитектурного яйца родилась в качестве шутливого проекта роддома в Вифлееме, а в итоге воплотилось как вилла в составе более традиционного ЖК. Обратите внимание, как декор яйца иронично намекает на знаменитый эталон русского шика — яйцв Фаберже.
Жилая площадь яйца — 342 квадратных метров. В нем есть доступ к общему подземному гаражу, лифт и даже сауна. Из-за нестандартной формы помещений, эксцентричности и дороговизны дом оказалось сложно продать.
Кстати, в нашем гиде по городу есть отдельная подборка интересных современных зданий от телеграм-канала «Клизма романтизма», которая поможет вам полюбить московскую постсоветскую архитектуру во всей её эклектичности.
Это здание похоже на замок: тёмный камень, окна-бойницы, множество башенок. Оно построено в 1906 году для Политехнического общества — объединения выпускников Императорского Московского технического училища (сейчас — МГТУ имени Н.Э. Баумана).
Готичность и «английскость» в архитектуре здания вдохновлены интересом не к истории, а к прогрессу. Когда строится это здание, Великобритания воспринимается как самая крутая страна в вопросах тиехнического развития, именно она дала миру паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок.
Изначально на первом этаже были конторы, на втором — залы для собраний Политехнического общества, столовая и библиотека, на третьем — квартиры для сдачи. В одной из них жил и работал художник Илья Машков. С 1930-х и до сих пор дом занимает институт машиноведения.
Прекрасный терем стоял здесь ещё в XVI веке. Как гласят городские легенды, им владел Иван Грозный: он переодевался в смерда и через подземный лаз ходил слушать сплетни о себе.
Усадьба не раз меняла хозяина, пока по воле Петра II не досталась семье Юсуповых. Юсуповский сад при палатах — первое детское воспоминание Пушкина. Тогда же, как гласит пушкиноведческая легенда, Пушкин увидел в этом саду механического кота, ходившего по цепи, — позже он нашёл этому воспоминанию применение в хозяйстве.
Палаты много раз достраивались и перестраивались, — Зинаида Юсупова на рубеже XIX–ХХ века придала им фантазийный облик древнерусской роскоши, как её представляли в те времена. После революции дом захватили анархисты, а в советское время здесь работали музеи и академия сельскохозяйственных наук.
Это условная достопримечательность: палаты (с их потрясающими интерьерами) закрыты и недоступны: посмотреть можно только через забор, а летом — ещё и через заросли.
Здание построено в 1966–1974 годах как мозг советской плановой экономики — вид должен был соответствовать. Тем более по соседству уже был Центросоюз Ле Корбюзье. Архитектор Леонид Павлов знал и другого гения Владимира Татлина, сказавшего: «Если вы хотите сделать в искусстве монументальное вечное, то возьмите квадрат, плюс один вершок, чтобы статичность, покой и устойчивость квадрата получили динамику, движение, неуверенность». Башня Госплана и правда динамична: стороны куба — на самом деле разной длины. Динамику усиливают и разная расстекловка кабинетов и машинных залов, и смещение куба с основания (служащие ему опорой перевернутые треугольники Павлов называл «адимарип», «пирамида наоборот»). Всё это сделало здание супрематической композицией на службе у советской экономики. Больше интересного о советском модернизме в столице — в подборке от проекта «Москва глазами инженера».
Одна из семи послевоенных сталинских высоток. Особенность этой — встроенный вестибюль метро. Центральный корпус — учреждения, боковые — квартиры. Соавтор проекта — Алексей Душкин, архитектор детского магазина на Лубянке, с которого началась эта прогулка (и станций «Маяковская» и «Площадь революции»). Последние двадцать лет жизни Душкин в этом доме и проведёт.
«Ворота» в названиях площадей — напоминание, что здесь была городская стена. В этом случае — сооруженный при Борисе Годунове в XVI веке вал с дубовой стеной и рвом с водой. Вал защищал Земляной город, наросший вокруг Белого города. На рубеже XVIII–XIX веков на месте стены Белого города возникнет Бульварное кольцо, на месте стены Земляного — Садовое. Но средневековая привычка Москвы образовывать кольца останется. Вот и сталинские высотки выстроились вокруг центра кольцом, как сторожевые башни. И они похожи не только на небоскрёбы Нью-Йорка (которым бросают вызов), но и на башни первого и главного кольца — Кремля.