В середине XX века искусство мозаики стало одним из главных в СССР. Изображения из кусочков цветного стекла (смальты) или керамической плитки придавали индивидуальность типовым постройкам и разнообразили городскую среду. В Советской Татарии (так называли Республику Татарстан) часто совмещали мозаику с техникой сграффито (процарапывание рисунка по штукатурке). Художники выбирали разные темы, но особенно часто создавали сюжеты, связанные с национальным искусством. Экскурсовод команды «Казань глазами инженера» Вера Силкина подготовила гид по самым интересным мозаикам Казани. В подборке — большое панно с главными достопримечательностями, узоры традиционной кожаной мозаики, панорама кремля и Ленин, словно сошедший с иконы.
Материал опубликован в апреле 2024 года. Автор фото на обложке — Даниил Шведов.
В 1967 году Виктор Федоров и Сергей Бубеннов создали самую известную монументальную работу в городе, «Казань — столица Советской Татарии». Панно выполнено в технике сграффито, то есть процарапывания рисунка по разноцветным слоям штукатурки, но в головном уборе девушки есть вкрапления мозаики. В 1960-е годы в Казани не делали полномасштабных композиций из смальты (цветного непрозрачного стекла), но иногда использовали этот материал для проработки деталей.
Сграффито на стене вокзала отражает все стороны жизни города и его развитие в советский период. В узорах платка девушки можно найти изображения нефтяных вышек, а в углу композиции — панорама города, где, кроме старинных знаковых построек, изображены лучшие на тот момент советские: цирк, речной вокзал, дворец спорта, театр оперы и балета.
При оформлении гостиницы «Татарстан» в 1970 году в Казани впервые создали монументальные панно из смальты. Над ними работали лучшие художники Республики.
Первое, что встречает посетителей в холле, — мозаика со сказочным и гостеприимным образом древних булгар. Акценты композиции Сергея Бубеннова — три группы людей в национальных костюмах со сладостями и драгоценностями. Фон заполнен национальными татарскими узорами, а в верхней части изображения — условная панорама белокаменной столицы древней Булгарии до XV века (в современном городе Болгар сохранилось лишь несколько построек этого периода).
Подходя к ресторану, сквозь стеклянные двери видишь яркую сцену татарского чаепития, созданную художником Виктором Фёдоровым. Оранжевые оттенки добавляют композиции декоративности. Эта работа, как и мозаика в холле отеля, показывает важность синтеза архитектуры и монументального искусства. Сюжет отвечает функции пространства и задаёт национальный колорит.
В фойе бассейна «Оргсинтез» — великолепный пример работы художника с архитектурным пространством. На двух соседних стенах изображены девушка и юноша, плавающие вместе с морскими обитателями. Глядя на мозаики Виктора Фёдорова, созданные в 1971 году, кажется, что находишься в подводном царстве.
Дом культуры строителей — типовой проект, но благодаря труду местных художников-монументалистов, которые оформляли его в 1971 году, он стал одним из самых интересных зданий города. На фасаде — огромный витраж Виктора Фёдорова, изображающий строительство Казани в советский период, а внутри — мозаичная композиция Рустема Кильдибекова с райскими птицами.
Эта стела — лишь сохранившаяся центральная часть снесенной доски почёта бывшего Бауманского района Казани, которая была возведена в 1976 году. Мозаичный портрет Ленина выделяется на фоне динамической композиции из развевающихся красных знамён. Изображение вождя похоже на древнерусские знамёна с ликом Христа. Вообще, в советском монументальном оформлении часто использовали приёмы религиозного искусства. Это неудивительно, ведь техника мозаики тесно связана с христианством: её часто применяли при оформлении византийских соборов.
Интересно, что изначально оформлением доски почёта занимался Фарид Якупов, который планировал создать панно в технике сграффито. Но он работал осенью во время заморозков, а весной цемент оттаял и начал отваливаться. Тогда решили сделать мозаику. Для этого пригласили другого художника, Рустема Кильдибекова.
Это здание идентично дому на улице Бондаренко 7, но его торец украшает уже другой сюжет. В советское время пропаганда спорта и здорового образа жизни отражалась и в искусстве — в Казани множество монументально-декоративных работ на эту тему.
По стене этого дома скользит лыжник, который выглядит как персонаж пиксельной игры. Такой эффект получился за счёт использования керамических плиток: техника накладывала ограничения на визуальное воплощение образа.
Авторы мозаик на домах серии 1-464, построенных в этом районе в 1972 году, неизвестны, за исключением этой работы. Её создал художник Пищулин. Однако никакой другой информации, кроме фамилии, о нём нет. Для оформления этого здания мастер создал панораму Казанского кремля. Такой выбор темы сделал его панно ценным документом эпохи, поскольку в наше время вид на достопримечательность сильно изменился.
В целом мозаики из плитки, возможно, имеют меньшую художественную ценность, чем более сложные композиции из смальты. Однако они показывают стремление проектировщиков разнообразить городскую застройку.