Церковь Иоанна Златоуста на берегу Волги — часть храмового комплекса вместе с церковью Владимирской иконы Божией Матери, 37-метровой колокольней и оградой со Святыми воротами. Сама церковь — прекрасный пример симметричной композиции ярославской храмовой архитектуры XVII века: центральный пятиглавый храм с трёх сторон окружён галереями и парадными крыльцами, по бокам — два башенных шатровых придела. Фасад выглядит нарядно за счёт изразцовых вкраплений и фигурной кирпичной кладки. Неудивительно, что церковь Иоанна Златоуста долгие годы служила примером при строительстве других ярославских храмов.
Внутри установлен уникальный пятиярусный иконостас конца XVII — начала XVIII века, входящий в каталоги мировой храмовой живописи.
В 1992 году комплекс передали епархии Православной Старообрядческой церкви.
Действующая обитель XVII века с четырьмя храмами и деревянной звонницей в историческом центре Ярославля. По преданию, основанию монастыря предшествовало необычайное явление чудотворной иконы Ярославской Казанской Божией Матери. В августе 1588 года её привезли из Казани в город Романов под Ярославлем (ныне Тутаев). В благодарность за чудеса, что стали происходить благодаря иконе, её украсили драгоценным окладом.
В начале XVII века, во время Смуты, польский поручик вывез икону в Ярославль, где продал её купцу Василию Лыткину. Считается, что икона помогла городу избавиться от осады и нашествия поляков. В память об этом и построили храм — сначала деревянный, а в 1649 году уже пятиглавый каменный.
В 1925 году икону похитили, и сегодня сюда приезжают поклониться списку (копии) чудотворного образа Казанской Божией Матери, выполненному в 1881 году. Есть в монастыре мощи священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского и Ростовского, причисленного к лику святых.
История храма начинается в 1660-е годы, когда над воротами на восточной стене Власьевской крепостной башни нарисовали образ Знамения Божией Матери для защиты города. Со временем перед иконой стали молиться люди, и к стене башни пристроили деревянную часовню. В 1779 году она стала каменной, а в 1861 году часовню и пустовавшую к тому времени башню перестроили в каменный надвратный храм, в середине которого была пролётная арка. Так образ Божией Матери оказался уже внутри храма. В 1897 году сооружение расширили и возвели над ним главу с куполом и крестом.
Кроме образа Богоматери на восточной стене, обращённого ликом к городу, на западной стене изначально был нарисован образ Спаса, который, по народной молве, повторял изображение на Спасской башне Московского Кремля. Правда, он в советские годы он исчез.
Храм в исторической части Ярославля дал название бывшему Сретенскому переулку (ныне — Депутатскому). Изначально церковь была деревянной — каменную построили только в 1685 году. А нынешнее здание возвели в 1891 — 1895 годах в псевдорусском стиле — краснокирпичная кладка, обилие декора и выполненных из красного кирпича орнаментов. На масштабность постройки намекает размер колокольни у ворот.
Внутри храма прекрасная акустика, что позволило в 1918 году создать здесь певческую капеллу. Она существовала до 1925 года, а затем в разное время здесь были клуб, пекарня, склад и даже швейный цех. В 1994 году храм снова стал действующим.
Каменный храм в центре города построили в 1684 — 1693 годах на месте древней деревянной церкви, упоминавшейся в письменных источниках ещё в XIII веке.
По ярославской храмовой традиции, церковь имеет в основе пятиглавковый четверик (четырёхугольный объем). С трёх сторон здание окружено галереями, обращёнными в приделы. У северо-западного угла возвышается привычная для этих мест восьмигранная колокольня. Храм выглядит нарядно за счёт идущих в два ряда краснокирпичных кокошников — декоративных элементов, напоминающих, собственно, старинный головной убор. Интересно, что это больше характерно для московской храмовой архитектуры.
Отдельного внимания заслуживают изразцы (керамические плитки), которыми украшен фасад церкви. Они разные по форме, рельефные, разноцветные, с растительными и геометрическими орнаментами.
Старейшее здание Ярославля построено на территории монастыря XII века. Первый каменный собор здесь возвели в начале XIII века. В 1506 — 1516 годах Спасо-Преображенский собор перестроили по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля на месте, как считается, разрушенного пожаром прежнего храма. Фрески внутри здания считаются древнейшим памятником стенописи XVI века — эпохи Ивана Грозного.
Собор примечателен ещё и тем, что именно здесь нашли главный памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». Сейчас внутри хранится первая опубликованная версия произведения.
Ещё один памятник ярославской храмовой школы расположен на Которосльной набережной. Его историю принято вести с начала XIII века, когда здесь появилась деревянная церковь Архангела Михаила. В 1300 году супруга князя Фёдора Ростиславовича княгиня Анна построила на этом месте новую церковь. Считается, что она передала в этот храм икону Архангела Михаила, которая сейчас хранится в Третьяковской галерее.
Ныне существующее каменное здание заложено в 1657 году в стиле ярославской храмовой архитектуры: в основе — пятиглавковый четверик (четырёхугольный объём), окружённый галереями с севера и запада. У церкви два придела, а квадратная колокольня по местной традиции пристроена с северо-запада.
Интересно, дворцовая церковь местных князей в XVII веке превратилась в гарнизонный храм. Во-первых, к тому времени она уже располагалась в Стрелецкой слободе, а во-вторых, посвящена Архангелу Михаилу, покровителю военного дела.
Точная дата закладки церкви неизвестна, но она упоминается уже в первой половине XIII века. Деревянный храм на высоком берегу Волги был виден издалека. Каменной церковь стала в 1672 году, когда местный купец Игнат Кислов решил восстановить здание, сгоревшее так называемом великом пожаре 1658 года. После этого церковь неоднократно достраивали и перестраивали, добавляя новые приделы.
Сегодня это памятник архитектуры и пример ярославской храмовой школы. Здесь всё по канонам стиля: здание в основе прямоугольное, с пристроенными приделами, колокольней, крытой галереей с трёх сторон — и, конечно, с пятью луковичными главками. По композиции церковь получилась асимметричной, что тоже характерно для ярославской школы.
Есть у храма и особенность: северный фасад здесь главный и обращён к городу, хотя по традиции таким должен быть западный фасад. Внутри отдельного внимания заслуживают фрески, часть из которых сохранилась с XVII века.
Церковь уникальна в первую очередь тем, что сохранила первоначальный облик с XVII века. Возвышается на самой древней территории Ярославля — на берегу Медведицкого оврага, где стояли ворота, ведущие в ярославский кремль — так называемый Рубленый Город. Это отразилось в названии церкви, как и особо почитаемая в храме икона святого Николая Чудотворца.
Храмовый комплекс состоит из церкви, колокольни и трапезной, которые гармонично сложились в единый архитектурный ансамбль. Декоративное оформление скромное, почти аскетическое. Стены здания почти лишены украшений. При этом церковь была образцом для строительства многих сельских храмов вокруг Ярославля.
Сейчас здание занимает отдел реставрации Ярославского художественного музея.
По легенде, именно на этом месте Ярослав Мудрый велел построить первую церковь в основанном им новом городе — и дать ей имя святого Ильи. Деревянная церковь неоднократно горела и в 1682 году наконец стала каменной. Нынешнее название она получила в 1694 году, когда к ней пристроили придел во имя святого Тихона Чудотворца.
В 1832 году открыли новый каменный храм, построенный в неоклассическом стиле с колоннадами по фасадам — старое здание к тому времени сильно обветшало. После революции церковь передали под музей Ленина, затем — под склад и общежитие для медработников. Сегодня храм закрыт для посетителей: внутри — запасники Ярославского художественного музея.
Единственный мужской монастырь в Ярославле. Точное время его основания неизвестно, но он косвенно упоминается в документах второй половины XVI века. Считается, что на территории монастыря рядом с деревянной церковью Афанасия и Кирилла, защитников православия, стояла часовня, в которой во время Смуты нашли чудотворную икону Спаса Нерукотворного, которая помогла избавить город от эпидемии мора и от поляков. После событий монастырь восстановили и построили там новую церковь Спаса Нерукотворного
Монастырь с годами перестраивали: в 1657 году вместо деревянной возвели каменную церковь Афанасия и Кирилла, а 1696 — 1705 годах на пожертвования горожан создали каменную церковь с колокольней во имя Спаса Нерукотворного вместе с келейными постройками и каменной стеной, которая сохранилась.
В 1925 году монастырь закрыли и передали мебельной фабрике. В 2005 году его восстановили, и вскоре в обитель вернули две дореволюционные иконы — Спаса Нерукотворного и Спасителя.
Первая каменная церковь за пределами старейшей части Ярославля, или так называемого Рубленого города (по сути - кремля). Храм построили в 1621 — 1622 годах на месте деревянной церкви Благовещения. По легенде, за год до его возведения к берегу Волги в этом месте прибило икону Николая Чудотворца, что сочли божественным предзнаменованием. Икону перенесли в деревянную церковь, а при освящении каменного храма назвали его в честь Николая Чудотворца. Второе имя церковь получила благодаря купцу Епифанию Светешникову, прозванному Надеей (Надеждой): именно он дал деньги на постройку.
Церковь вышла асимметричной по композиции: прямоугольной в основе, с пятью главками (сохранилась только одна), примыкающими галереями, приделами и восьмигранной колокольней. Именно с этого каменного здания, ставшего образцом для следующих церквей, началась история ярославской храмовой архитектуры. Так в городе появился собственный узнаваемый стиль.
Монументальный собор на стрелке Волги и Которосли стал символом Ярославля. Именно здесь в 1612 году князя Дмитрия Пожарского благословили на поход по освобождению Москвы от поляков.
Первый каменный храм заложили в этом месте ещё в 1215 году. В 1219 году его освятили как главный храм города в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы — отсюда и название собора.
Храм многое пережил: он неоднократно горел, его восстанавливали и перестраивали, а в 1937 году и вовсе взорвали. Собор восстановили в 2010 году к тысячелетию Ярославля — точнее, здание построили по новому проекту московского архитектора Алексея Денисова, который участвовал в возрождении Храма Христа Спасителя.
Успенский Кафедральный Собор высотой 50 метров (почти с 20-этажку) стал архитектурной доминантой исторической части Ярославля. Внутри — мощи святых и копия Ярославской иконы Божией Матери. Снаружи вход украшает самая большая в мире надвратная изразцовая икона площадью 37 квадратных метров.
Образец ярославской школы архитектуры и живописи, сохранившийся практически без изменений с конца XVII века. Его построили на деньги местных купцов братьев Вонифатия и Иоанникия Скрипиных на месте двух деревянных церквей. Одна из них как раз носила имя Ильи Пророка.
С трёх сторон, кроме алтарной, по периметру каменного храма идёт двухъярусная галерея, при этом каждый фасад можно назвать парадным. Смените точку обзора — и перед вами предстанет другой храм.
Внутри — уникальная роспись 17 века, резной алтарный иконостас и ажурные фрески, которые изображают евангельские события, деяния апостолов, пророка Ильи и его ученика пророка Елисея.
Службы в храме проходят только летом и по большим церковным праздникам — в остальное время это филиал Ярославского музея-заповедника.
Та самая пятнадцатиглавая церковь с тысячерублёвой купюры — уникальный памятник ярославского зодчества XVII века и единственное подобное здание в России.
Церковь стоит на берегу Которосли в Толчковской слободе, на месте разорённого поляками в Смутное время женского монастыря. Её изначально задумывали так, чтобы превзойти все остальные приходские храмы Ярославля и по красоте, и по размерам. И церковь вышла необычной: помимо пятнадцати глав впечатляет отделка фигурным формованным кирпичом самых всевозможных форм, который сочетали с разными изразцами. Такой приём впервые использовали не только в Ярославле, но и, вероятно, во всей стране. Строительство шло около 16 лет, а после церковь освятили во имя святого Иоанна Предтечи.
Сегодня здание находится под охраной ЮНЕСКО. В годы советской власти оно сильно пострадало, но многие детали удалось сохранить и восстановить. Внутри более полутора тысяч фресок с библейскими сюжетами — больше, чем в любой другой церкви страны!