............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Красный Перекоп: уличное искусство рабочего района

Чтобы по-настоящему понять город, нужно покинуть центр. Например, в Ярославле стоит посмотреть старинный рабочий район Красный Перекоп. Здесь много брутального красного кирпича, зелени и стрит-арта. Давайте прогуляемся по маршруту «Человек красит место» и посмотрим, как художники с помощью местных жителей осмысляют прошлое, настоящее и будущее Красного Перекопа.

Прогулка подготовлена с помощью культурно-общественного центра TEXTIL.

Культурно-досуговые центры для взрослых
11

История района (да и вообще история российской полотняной промышленности) начинается с основания в 1772 году Ярославской большой мануфактуры. В советское время мануфактуру переименовали в «Красный Перекоп».

В 2013 году в старинных стенах бывшего хлопкового склада мануфактуры открылся культурно-общественный центр TEXTIL. Большая часть его перфомансов, экскурсий, лекций и дискуссий направлена на исследование идентичности района. Один из таких проектов — «Человек красит место». В рамках проекта художники украшают район муралами с помощью местных жителей и волонтёров со всего города, а также компании «Ярославские краски».

Стачек, 63в ст1Красноперекопский район, Ярославль
Дом культуры
8

Здание фабричного училища на Комсомольской (бывшей Фабричной) площади построено в 1894 году в неорусском стиле. Кроме классов, библиотеки и квартир для учителей в здании был ещё и театральный зал, где выступали Леонид Собинов и Федор Шаляпин. В 1918 году здание училища стало домом культуры «Красный Перекоп».

Комсомольская площадьСтачек, 53Красноперекопский район, Ярославль
Малоэтажный жилой дом

Во дворах рядом с ДК «Красный перекоп» есть пара примеров того, как человек может покрасить место, — и превратить бетонный забор в яркий паззл. Так поступили жильцы домов по адресу Стачек, 55 и 61. Дом по адресу Стачек, 61, кстати, примечателен своей историей: бывший склад хлопка стал жилым домом в годы войны, когда требовалось дополнительное жилье.

Красноперекопский район, Ярославль

На здании ТЭЦ график, дизайнер и иллюстратор Даниил Вяткин изобразил космонавта с птичьими крыльями; космонавт парит в воздухе, но привязан к Земле. Граффити находится напротив окон фабрики, на которой с 1955 года работала Валентина Терешкова, первая женщина в космосе. Терешкову прозвали «ярославской чайкой» («Чайка» — её позывной во время полёта).

Стачек, 64аКрасноперекопский район, Ярославль
На воротах литейного цеха — работа художника Никиты Pst «Я люблю людей». Выросший на Перекопе Никита Pst — важный для Ярославля уличный художник. Он начинал ещё в 2000-е. И с тех пор прошёл путь от нелегального бомбинга до стрит-арта с собственной философией. Граффити для Никиты — это приобщение к всемирной культуре, которая даёт возможность ощущать себя и свой город единым целым, оживлять безликие места, менять мир к лучшему. Именно этим изменением мира к лучшему и заняты его герои. Например, парень в бейсболке «Я люблю людей», по замыслу художника, напоминает о временах, когда работавшие на этом заводе люди были как одна семья, — и призывает нас тоже быть ближе и теплее друг к другу.
Красноперекопский район, Ярославль
Калмыковых, 4Сооружение

Заброшенные трёхэтажные и четырехэтажные краснокирпичные здания — бывшие корпуса, построенные в конце XIX века для рабочих. Тогда это были одни из первых рабочих общежитий в России. Комплекс из восьми казарм был ещё и первым в Ярославле жилмассивом, построенным с использованием регулярной планировки и собственной инфраструктурой (больница, баня, лабаз и так далее). Каждая  комната площадью 30 квадратных метров в советское время делилась между тремя семьями.

Здания несколько раз перестраивались. Их будущее — под вопросом.

Красноперекопский район, Ярославль
На руины корпусов, в которых когда-то жили фабричные смотрят покрытые граффити окна литейно-механического цеха. Несмотря на непростой быт и необходимость делить комнату на 2–3 семьи старожилы вспоминают совместную жизнь и общие праздники с улыбкой. Художник Александр Абросимов переводит прошлое этих мест на язык уличного искусства.
Стачек, 63БКрасноперекопский район, Ярославль

На старых фото окна литейно-механического цеха открыты, но сейчас на них глухие ставни. Художник Павел Зарослов «открывает» их.

В одном из окон можно увидеть основателя Ярославской Большой мануфактуры Ивана Затрапезного. Его фабрика, с которой всё началось в 1722 году, находилась на месте Петропавловского парка. Рядом с Затрапезновым — представитель рода купцов Карзинкиных, купивших фабрику в середине XIX века, построивших новое производство на берегу Которосли и вслед за Затрапезновым прославивших мануфактуру далеко за пределами Ярославля и России.

В соседнем окне — семья фабричных тружеников: отец, мать и сын.

Ещё два окна в прошлое изображают начало ХХ века — время распространения среди рабочих листовок с призывами участвовать в стачках. И ещё два окна — лубочные картинки, на которых фабричные с гордостью носят затрапезу: дешёвую ткань массового производства, названной по имени её изобретателя Ивана Затрапезнова. Выражение «затрапезный вид» — отсюда.

Стачек, 63БКрасноперекопский район, Ярославль
В надписи на воротах литейно-механического цеха Ярославской Большой мануфактуры уличный художник Александр Абросимов зашифровал секрет перемен в мире.
Красноперекопский район, Ярославль
Сад для рабочих с деревянной чайной и танцевальной площадкой в центре разбили во второй половине XIX века. В советское время здесь появился летний кинотеатр, читальня, скульптуры. Фабричные ходили на свидания, смотрели кино, пили чай из самовара, катались на плотах в небольших прудах, играли в «развалочку», танцевали на «топтальне», играли в духовом оркестре, посещали чайную и библиотеку…
Ярославль
На заборе бывших складов хлопка дизайнер и иллюстратор Алла Белова изобразила маляра — человека, который по-своему красит место. Он просто закрашивает теги и надписи на заборе, но в душе он художник, поэтому из-под его валика выходят супрематические композиции в духе Казимира Малевича.
Красноперекопский район, Ярославль
Ещё один проект, придуманный детьми из «Микрополиса». Почтальон умеет хранить тайны, поэтому просто напишите записку с тайным желанием и спрячьте, а почтальон точно доставит желание по адресу. Дети обещают, что оно обязательно сбудется!
Красноперекопский район, Ярославль

Zukсlub — московская группа художников, стоящая у истоков современного российского стрит-арта: уже почти двадцать лет они создают работы, которые становятся городскими достопримечательностями. Среди их крупнейших проектов — скейтпарк в швейцарском Лугано, портреты Эйзенштейна, Скрябина и Булгакова в Москве. Для Zukclub организаторы «Человек красит место» нашли здание фабричной типографии — когда-то красивое, а теперь — пребывающее в упадке и испорченное бетоном и железной дверью.

Интересно, что художники и организаторы поспорили в процессе: по изначальному замыслу москвичей пирсинг на здании — просто знак бунтарства, организаторы же хотели более созидательных смыслов. Так родилась идея о кольце-серёжке как найденном кладе, семейной реликвии. Ну а здание вернулось горожанам в виде новой достопримечательности.

Красноперекопский район, Ярославль
Светлана Воробьева— исследователь интерьеров старинных домов — предлагает нам заглянуть в окна деревянного дома в стиле модерн, полюбоваться его уютным внутренним миром. В XX веке был разрушен этот мир. В XXI веке разрушается дом. А вместе с ним разрушается и улица Широкая (так раньше называлась улица Стачек). Широкая — первая прямая улица Ярославля, выстроенная по планировке петровского времени вместе с Ярославской Большой мануфактурой. Старые дома выкупаются новыми хозяевами, сносятся, перестраиваются до неузнаваемости.
Стачек, 14Красноперекопский район, Ярославль

Сейчас пребывающий в живописном упадке, парк может похвастаться трёхсотлетней историей. Мало кто знает, что задумывался и проектировался как производственная площадка Ярославской Большой мануфактуры. Пруды имели техническое значение для производства ткани, по их периметру были построены светлицы.

В постороенном по голландскому образцу саду гуляли приезжавшие в Ярославль императоры и императрицы. Екатерина II, оказавшись здесь, воскликнула: «Фабричка — красавица, ах какая душка!»

Ярославль

Доминанта района — церковь Петра и Павла. Собор в стиле петровского и аннинского барокко построен в 1736–1741 годы. Основатель Ярославской Большой мануфактуры Иван Максимович Затрапезнов заложил собор как памятник Петру I, по чьему указу мануфактура и появилась. Обратите внимание на сходство силуэта с Петропавловским собором в Петербурге.

В советское время в разграбленном храме устроили клуб, кинотеатр и комсомольскую дискотеку. В конце 1990-х его вернули церкви; интерьеры всё ещё реставрируются.

Петропавловский парк, 25аКрасноперекопский район, Ярославль

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.