Самая яркие воронежские постройки последних тридцати лет — в гиде от авторов телеграм-канала про современную российскую архитектуру «Клизма романтизма» Александра Семёнова и Даниила Веретенникова.
Архитектура последних лет, как правило, обделена уважением из-за своей юности: почётом чаще пользуются старики. Но что, если посмотреть на новые здания как на материальный отпечаток своего времени, отражение его трендов? Тогда даже самое на первый взгляд несуразное строение заиграет новыми красками.
За помощь в работе над подборкой авторы благодарят архитектора Андрея Тютерева, старшего преподавателя кафедры проектирования зданий ВГТУ.
Материал опубликован в 2025 году.
В 1990-е — 2000-е годы в России построили множество уникальных зданий для ресторана быстрого питания «Макдоналдс». В постсоветское время каждое открытие очередного филиала американской компании сопровождалось народным празднованием. Но шли годы, и отношение к «Макдоналдсу» менялось — со временем он стал чем-то обыденным. С переменой настроений совпал период ребрендинга (примерно с 2014 года), когда архитектуру ресторанов приводили к единой стилистике.
К сожалению, участь типизации постигла и воронежский оплот свободной кассы. Первоначальный проект, выполненный в 2002 году, выглядел иначе: архитектор Станислав Сорокин вдохновлялся шахматным клубом, на месте которого возвели ресторан. Колонны он выполнил в виде фигур, а в интерьере было множество отсылок к игре. Теперь всё это утрачено.
Если вы смущаетесь от слова «постмодернизм», не понимая, о чём идёт речь, то вам обязательно надо увидеть домик на улице Куколкина. Это прекрасная иллюстрация постмодернистских идей, ставящих игру выше функции.
«Как так: игра важнее функции?» — возмутитесь вы. Ведь базовый смысл здания, казалось бы, в рациональности. Не беспокойтесь: этот проект вполне логичный внутри, хоть и крайне шаловливый снаружи. Такая китчевость обоснована заметными переменами в жизни постсоветского человека: прежние строительные нормы постепенно уходили в прошлое, а новое хотело быть максимально непохожим на типовое «по ГОСТУ». Вот и появлялись подобные сооружения, где часы — лишь форма, перила будто застали апокалипсис, да и в целом все элементы слегка из потустороннего мира.
Эта постмодернистская архитектурная композиция интересна тем, что выходит к перекрёстку улиц не высотным акцентом, как было принято в традиционном градостроительстве, а, напротив, плавным понижением этажности. Такой приём позволил смягчить контраст между новостройкой и соседними зданиями.
Угол дома 2004 года постройки венчает небольшая декоративная ротонда, которая продолжает мотив типично воронежских угловых башенок. Фасад по улице Дзержинского образован двумя концентрическими полукружиями: одно определяет форму всего здания, другое обрамляет витражи при входах в коммерческие помещения первого этажа. Обратите внимание на традиционный для постсоветского периода выбор акцентных облицовочных материалов: красный полированный гранит цоколя и светлый металл фасадных акцентов.
У девятого корпуса Воронежского государственного университета, построенного в 2005 году, нет ни одного уличного фасада: здание прячется в глубине узкого квартала между Кольцовским сквером и Пушкинской улицей. Однако парадности ему не занимать. Мощный десятиэтажный объём со всех сторон украшен упрощёнными портиками и увенчан высокой трехъярусной башней, благодаря которой дворовый флигель стал одной из доминант центра города. Её видно даже с площади Ленина.
Кстати, в 1990-е — 2000-е годы, эпоху так называемого капиталистического романтизма, главная площадь Воронежа, застроенная преимущественно в стиле сталинской неоклассики, обзавелась сразу тремя новыми башенками. Другие две — это башня отеля Armada Plaza и купольная конструкция со шпилем на углу жилого дома по Пушкинской, 11. Ни один из этих высотных акцентов не выходит на площадь, но все они ведут архитектурную перекличку с башней Совета профсоюзов, построенного ещё в 1940 году.
В первое постсоветское десятилетие самым популярным направлением в строительстве была эклектика (многообразие стилей, переосмысляющих наследие прошлого). Неудивительно, ведь долгие годы — с середины 1950-х до конца 1980-х — знатоки архитектуры считали подражание историческим стилям неуместным и часто публично порицали такой подход. А кто хочет быть обруганным? Вот проектировщики и создавали за редкими исключениями функциональные коробки да многогранники.
Развал Советского Союза принёс большую творческую свободу и богатое разнообразие подходов. В 1990-е — начале 2000-х цвели все цветы. И «Арт Отель» 2005 года — один из таких цветков лихого, но свободного времени.
Любой уважающий себя город в 2000-е годы обзаводился жилым комплексом, напоминающим паруса. И это неспроста: популярность Дубая у россиян зародилась именно в то время. В 1999 году активно развивающийся город Объединённых Арабских Эмиратов обзавёлся отелем, специально спроектированным по образу и подобию паруса. Этот архитектурный проект обрёл международную славу и тысячи подражателей.
Не устоял перед трендом и Воронеж. Только здесь решили, что одного паруса будет маловато, и сделали сразу три про запас. Местная стилистика тоже отнюдь не дубайская: в продолжение советских традиций образ парусов получился не воздушным, а монументально-кирпичным. Но надо отдать должное архитекторам: о мачтах-шпилях не забыли и тут. ЖК строили с 2002 по 2013 год.
Для 2013 года, когда открылся бизнес-центр «Премьер», подобная дерзновенная стилистика стеклянных цилиндров, куполов-летающих тарелок и шпилей кажется устаревшей. И неспроста: некогда он был одним из величайших воронежских долгостроев. Здание начали возводить в 2006 году, а через пару лет грянул мировой экономический кризис. В те времена многие проекты были заморожены.
Достраивали «Премьер» (который изначально хотели назвать «Империей») уже в первой половине 2010-х, когда архитектурные тренды изменились. На первое место вышла аскетичная неомодернистская стилистика с более угловатыми и менее эклектичными формами.
Воронежский камерный театр работает с 1993 года, но собственным зданием обзавёлся лишь в 2014 году, когда на небольшом участке в глубине исторического квартала для него построили 4-этажное здание с двумя сценами, репетиционным пространством и вспомогательными помещениями. Автор проекта Сергей Куцевалов — опытный театральный архитектор, построивший, в том числе, «Табакерку» и новую сцену «Современника» в Москве. Здание переменной этажности, облицованное красным кирпичом, понижается в сторону расположенного по соседству Дома полицмейстера — памятника классицизма 1770-х годов, одного из старейших зданий Воронежа.
В оформлении интерьеров театра преобладают бетон, выкрашенный чёрным металл и кирпич бесшовной кладки.
Стеклянная громада, возвышающаяся над историческим центром Воронежа, появилась под соусом реконструкции здания ЦУМа 1956 года постройки. В итоге в многоэтажной пристройке к отреставрированному зданию ЦУМа открыли отель Marriott.
На общей городской панораме здание напоминает гигантский айсберг — это многим кажется эстетически неуместным. Правы и те, кто утверждает, что гостиница кардинально изменила привычный ламповый облик проспекта Революции.
Крошечный дореволюционный дом купца Балашова, встроенный в монструозную коробку современного многофункционального комплекса, — кадр, ставший мемом, популярным как в архитектурных пабликах, так и за их пределами. Печальная сторона этой истории не только в том, что историческую постройку самым бестактным образом интегрировали в немасштабный ей объём, но и в том, что в процессе строительства «Галереи Чижова» подлинный дом Балашова был разрушен. То, что мы видим сегодня на месте утраченного памятника регионального значения, — результат его «восстановления» по решению прокуратуры.
«Галерея Чижова» — огромный конгломерат из деловых, торговых, культурных и прочих функций, а также жилых апартаментов, занимающий больше половины квартала в историческом центре Воронежа. Комплекс возводили 10 лет на месте крупнейшего в городе универмага «Россия» 1986 года постройки и соседних участков.
Несмотря на эмоциональную и технологическую сложность заказа, авторы проекта воронежского крематория сумели найти чистое и бесспорное решение, которое с восторгом встретили и профессионалы, и любители архитектуры. Возможно, это одна из важнейших построек последних лет в масштабе не только города, но и всей страны. Проект крематория вызвал дискуссию об архитектуре на стыке её мемориального, ритуального и культового значений.
Почти безмолвные формы здания сами по себе не рисуют пространство скорби, но задают, пожалуй, единственно уместный здесь характер сдержанности и тишины. В мерном ряду его пилонов и простенков, облицованных местным мрамором, есть что-то транскультурное и вневременное, идущее ещё от античных храмов. Лаконичность и сдержанность в средствах выразительности намеренно лишает здание избыточного символизма, однако один из универсальных символов скорби все-таки оставили. Это небольшой прямоугольник воды перед северо-западным фасадом.
Выразительный пример современных архитектурных трендов: лаконичная геометрическая форма здесь сочетается с аскетичным решением фасада. Значительная часть дома покрыта панорамным остеклением. В сторону Воронежского водохранилища и исторического центра смотрит каскад этажей, отдалённо напоминающий волну. Биоморфная изгибающаяся структура здания издалека напоминает гигантскую раковину или холм в пейзаже. Это вносит разнообразие в городскую панораму и позволяет уйти от надоевшего ещё с советских времён образа дома-стены.
Интересный пример здания-феникса, которое возродилось из пепла, но немного в другом виде. До 2018 года на этом месте стоял дом в стилистике сталинского ампира, построенный в 1951 году. В 2001 году его признали аварийным. Перед сносом дом долго был заброшенным, а внутри жили бездомные.
В 2022 году здание вновь приняло жильцов. Это тот редкий случай, когда воссоздали не архитектурный памятник, которому больше 100 лет, а произведение советской эпохи. И пусть в деталях фасад отличается от прежнего, но габариты и общая стилистика совпадают. Единственное значительное новшество — двухэтажная мансарда, которая мило напоминает парижскую классику рубежа XIX — XX веков.
Пожалуй, одно из самых необычных зданий города: в стеклянный объём вписана бетонная матрёшка, которая просматривается с улицы. Изначально здесь планировали создать музей современного искусства, но к 2022 году концепция изменилась, так что открыли школу креативных индустрий.
Особого внимания заслуживают интерьеры. Красочные панно — реплики мозаик из снесённого в 2022 году Дома культуры имени 50-летия Октября, который стоял в другой части города. К потолку первого этажа подвешены оригинальные металлические горельефы «Адам и Ева», чудом спасённые оттуда же. Космическую тему в оформлении интерьеров выбрали не случайно: воронежские специалисты принимали активное участие в развитии советской космической программы.