Первая и главная улица Владивостока. Здесь начали строить дома ещё в 1861 году, тогда — в лесу. Потом появилась просека, которая получит имя улицы Американской — в честь пароходо-корвета «Америка». Построенный на нью-йоркских верфях для Сибирской флотилии корвет сыграл важную роль в исследовании и картографировании акватории залива Петра Великого. Но в 1873 году его в глазах местных затмил другой корабль — и улицу переименовали: на фрегате «Светлана» пост Владивосток впервые посетил член царской семьи — великий князь Алексей Алексеевич.
Большая часть застройки Светланской — начала ХХ века: эпохи, когда в архитектуре господствовали модерн и эклектика, а город бурно развивался, привлекая предпринимателей из Европы, США и Азии. Например, одно из самых примечательных зданий Светланской — роскошный образец модерна, бывший универмаг «Торгового дома Кунст и Альберс», сейчас — ГУМ. Всё для его строительства, от стальных балок до кафельной плитки, привезли морем из Гамбурга.
На конце полуострова Шкота — мыс Токаревского, на конце мыса — Токаревская кошка, длинная каменистая коса, а на самом кончике косы — действующий 12-метровый маяк, построенный в 1910 году.
Вид на маяк, — кажется, самый растиражированный на открытках пейзаж Владивостока. А от самого маяка открывается вид на город, остров Русский и мост между ними.
Из центра до маяка можно добраться примерно за полчаса: на машине или автобусе, а потом прогуляться. Во время отлива по всей косе идти можно посуху, во время пролива вода в конце косы поднимается до щиколоток. Зимой на косу выползают тюлени-ларги. Летом её заполоняют немыслимые толпы туристов: не рассчитывайте на уединение.
Отрезок улицы Адмирала Фокина между Пограничной и Алеутской — это местный Арбат: пешеходная улочка с фонтанами, кафе и сувенирными лавками. На Адмирала Фокина советуем позавтракать в английской булочной Five O’Clock, заглянуть во все дворики и подворотни в поисках стрит-арта, книжных магазинчиков и прочих открытий. А вечером — послушать джаз в баре «Контрабанда».
После Алеутской улица перестаёт быть пешеходной. Зато через квартал откроется лучший вид на то, что самый знаменитый уроженец этих мест Илья Лагутенко в хите «Владивосток-2000» описал как «рельсы вылезали из кармана страны». Нырок Транссибирской магистрали в тоннель под главную площадь города выглядит именно так. За площадью рельсы вынырнут к вокзалу. Так заканчивается Транссиб, растянувшийся почти на десять тысяч километров через всю страну и не перестающий манить этими невероятными цифрами и просторами путешественников со всего мира.
Владивосток — рай для фаната военной истории и архитектуры, ведь он окружён фортами и батареями Владивостокской крепости. Её начали строить в 1899 году, а самое масштабное строительство пришлось на 1906–1917 годы. Дело в том, что по итогам русско-японской войны 1904–1905 годов Владивосток тогда остался у России единственной военно-морской базой у Тихого океана и единственным торговым портом на Дальнем Востоке. Крепость считается шедевром оборонительной инженерной мысли. Обороняться ей, впрочем, не пришлось. Возможно, в том числе и потому, что противник не решился связываться с таким мощным укреплением.
Владивостокская крепость — это более 100 сооружений вокруг города и на острове Русский. Можно поехать на экскурсию, некоторые заброшенные укрепления можно облазить самостоятельно. Программа-минимум — музей истории крепости в казематах батареи Безымянной в самом центре Владивостока. В экспозиции — оружие, фото, документы, диорамы, а также — прямо на улице — пушки и торпеды.
Именно здесь в 1860 году высадились несколько десятков солдат и начали строить казарму: так был основан Владивосток. Теперь на этом месте обелиск. Среди прочих достопримечательностей набережной — экспонаты Военно-исторического музея Тихоокеанского флота: подлодка С-56 и корабль «Красный вымпел». С причала на Корабельной набережной можно отправиться на катере на обзорную экскурсию, а можно (в хорошую погоду) на целый день на острова Попова или Рейнеке. Кстати, вылазки на острова — главное летнее развлечение местных.
Дальше Корабельная переходит в набережную Цесаревича — самая новую и самую благоустроенную в городе. Она появилась в 2012 году, а названа в честь визита в город будущего императора Николая II в 1891 году. Здесь есть зоны для прогулок и катания на велосипеде или роликах, большая детская площадка-корабль и всевозможные украшения вроде гигантской шахматной доски. Но главное украшение набережное всё равно — виды на Золотой мост и корабли в бухте Золотой рог.
Построенный к саммиту АТЭС в 2012 году, запечатлённый на 2000-рублёвой купюре, Русский мост — второй по высоте мост в мире (324 метра) и с самым большим в мире пролётом среди вантовых мостов (1104 метра). Мост соединил с городом остров Русский — крупнейший из полусотни островов, входящих в городской округ: в длину — 18 км, в ширину — 13 км.
Почти весь остров — природа, леса, сопки, озёра — с редкими вкраплениями цивилизации: кампус ДВФУ, океанариум, мужской монастырь и посёлки. В советское время остров Русский был закрытой территорией, где базировались военные части (именно тут Гришковец съел собаку).
Что нужно сделать на острове Русский? Посмотреть на акул и скатов в океанариуме, погулять по холёной территории кампуса. Это доступно всем. Искупаться на диком пляже в бухте Джигит, исследовать один из заброшенных фортов Владивостокской крепости, съесть уху, приправленную ветром с моря, в культовом рыбацком кафе «Штурвал» в посёлке Рында. А вот тут нужна машина.
Океанариум на острове Русский — один из крупнейших в мире. Одна часть океанариума — 135 аквариумов со всевозможными рыбами и животными. Другая — дельфинарий с ареной на 800 зрителей.
Полные билеты (для экспозиции и дельфинария) стоят 1600 рублей для взрослых, 1100 рублей для детей и льготников. Если же вы по этическим причинам не хотите посещать дельфинарий, можно купить билет только на осмотр экспозиции (на 250—500 рублей дешевле). Ещё одна возможность сэкономить — пообедать заранее: в океанариуме есть кафетерий, но там дорого и маленький выбор.
Пройти океанариум — развлечение на несколько часов минимум. Среди самого впечатляющего — плавающие над головой акулы и огромные скаты, неоново-яркие тропические рыбки, зал осьминогов и уголок пингвинов. Снаружи тоже интересно. Здание океанариума напоминает огромного моллюска. А в окружающих его ухоженных ландшафтах, говорят, можно встретить лис.
В рамках большой стройки по случаю саммита АТЭС 2012 года Владивосток обзавелся современным театром с передовым техническим оснащением. Особенно приморская Мариинка гордится акустикой: чтобы достигнуть такого качества, использовали максимально натуральные материалы (например, потолок из филиппинской сосны с минимумом металлических деталей), приглашали японских и южнокорейских специалистов.
В Большом (1356 мест) зале идут опера и балет, крупные концерты, в Малом (305 мест) камерные концерты и детские спектакли. Билеты лучше купить заранее.
Само здание (огромный стеклянный куб, в который врезан другой куб) — чуть ли не первое, что вы видите, когда по дороге на остров Русский переезжаете по Золотому мосту в район Чуркин. До появления моста это был отдалённый и довольно маргинальный район, где о собственном театре оперы и балета не мечтали, а теперь до него можно доехать на машине за пять минут от главной площади города.