Владивосток — рай для фаната военной истории и архитектуры, руин и подземелий. Город окружён фортами и батареями Владивостокской крепости. Её начали строить в 1899 году, а самое масштабное строительство пришлось на 1906–1917 годы. Дело в том, что по итогам русско-японской войны 1904–1905 годов Владивосток остался у России единственной военно-морской базой у Тихого океана и единственным оборудованным торговым портом на Дальнем Востоке.
Обороняться крепости не пришлось ни разу: противник решил не связываться. Если серьёзно, то есть мнение, что именно мощь крепости — одна из причин, по которым Япония не напала на СССР во Вторую мировую.
Сейчас крепость — памятник федерального значения. Многие объекты можно посетить самостоятельно или с экскурсией: побродить по подземным галереям, полюбоваться сверху на город и море. Будьте осторожны, наденьте нескользящую и закрытую обувь и не спускайтесь в подземелья без плана сооружения и фонаря!
Владивостокская крепость — это более 100 сооружений вокруг Владивостока и на острове Русский. Частный музей, посвящённый истории крепости, устроен в казематах батареи Безымянной в самом центре Владивостока. В экспозиции — оружие, фото, документы, диорамы. Часть экспозиции — пушки, торпеды — выставлена прямо на улице. Многое можно трогать, крутить, прицеливаться.
Сама батарея Безымянная известна с 1862 года, перестроена в бетоне в 1900 году, реконструирована под музей в начале 1990-х. В 1997–2008 годах с батареи в полдень стреляли из пушки. Но сейчас эта честь передана Корабельной набережной.
Более 40 объектов Владивостокской крепости находятся под управлением Музея-заповедника истории Дальнего Востока. Музей-заповедник проводит пешеходные и автобусные экскурсии по своим объектам. Это — возможность с гидом проехать по оборонительной линии, изучить форты изнутри, спуститься в подземелья, проникнуться суровой бетонной красотой военной архитектуры в контрасте с буйной приморской природой. Изучайте список экскурсий, записывайтесь заранее.
Форт №1 северного отдела обороны Владивостокской крепости (полуостров Муравьева-Амурского) ещё недавно использовался военными как склад боеприпасов. Сейчас он входит в состав Музея-заповедника истории Дальнего Востока, но посетить его можно только с экскурсией от музея по записи.
Форт сооружён в рамках строительства новой главной линии сухопутной обороны крепости в 1910–1917 годах. Вообще Владивостокская крепость была очень новаторским сооружением. На стройке использовали все новые технологии: компрессоры, бетономешалки, электростанции. Впервые для строительства в сложном ландшафте широкомасштабно использовали подвесные канатные дороги. Ко всем основным сооружениям подвели электричество и подземные кабели связи. Форты вписаны в рельеф, прячутся в его складках на большом расстоянии друг от друга, — так появляется развитая многоуровневая система коммуникаций.
Форт №3 на горе Попова впечатляет размерами, длиной подземелий и феерическим видом с высоты 420 метров. Отсюда виден весь Владивосток, заброшенный военный городок Саман, соседние сопки, форты. Можно сделать прекрасные фото и ночного города, и тумана над объездной трассой.
Форт построен в 1910–1917 годах. Он состоит из трёх сравнительно самостоятельных комплексов: центрального укрепления, левого люнета и правого редута. Форт растянулся почти на километр по фронту и на 400 метров в глубину. Общая длина подземных и закрытых коридоров — около 1,5 км. Внутри живут летучие мыши.
Сразу предупреждаем, дорога к форту — плохая. Но главные опасности — внутри. Центральная галерея оборудована минными камерами в полу, на которых нет крышек. Одна из внутренних галерей затоплена, перекрытия в центральной части кофров разобраны, на правом редуте не везде есть пол. Будьте осторожны!
Этот форт возведён в рамках строительства второй линии обороны крепости в 1899–1904 годах. Он находится рядом с легендарным рынком «Зелёный угол» — самым большим в России рынком подержанных автомобилей.
Форт доступен для самостоятельного осмотра. К нему можно подъехать на практически любом автомобиле.
Красивый, легкодоступный для осмотра снаружи и изнутри, ухоженный форт. Можно посетить самим или с экскурсией Можно посетить самим, можно — с экскурсией от Музея-заповедника истории Дальнего Востока.
Форт построен как часть линии обороны крепости в 1910–1917 годах. Это самый необычный по устройству из всех фортов крепости, вытянутый по фронту на 750 метров. В плане напоминает огромную бабочку. Состоит из трёх независимых узлов обороны: левого люнета, правого редута и оборонительной казармы — так и не построенной.
Во время войны форт должен был запереть вход на Сапёрный полуостров, защищая от прорыва пехоты неприятеля позиции близлежащих береговых батарей, оборонявших восточный вход в пролив Босфор-Восточный. А также защищал от высадки десанта противника участок берега у мыса Ахлестышева.
Форт № 5 на горе Зубрицкого в плане похож на букву «П». Главная особенность — размещение не на вершине горы, а на террасе. В результате вершина защищена лишь полевым опорным пунктом: несколькими выбитыми в скале окопами. Если бы эту высоту захватили вражеские снайперы, внутреннее пространство форта было бы у них как на ладони. А если бы форт был на вершине, распадок между горой Зубрицкого и фортом № 4 оказался бы в мёртвой зоне. Короче, крайне невыгодное расположение.
В советское время форт использовали как командный пункт — для этого в 1970-х возвели заглублённое убежище.
Сейчас форт доступен для осмотра снаружи и изнутри, хотя и не без сложностей. Дорога к нему плохая, а внутренние помещения сильно разрушены и небезопасны. Зато с форта открывается вид на Седанкинское водохранилище и мост к полуострову Де-Фриз.
Неофициальное название — форт князя Святослава Игоревича. Форт № 11 Южного отдела крепости (остров Русский) защищал берега бухты Холуай от десанта противника. Как и большая часть крепости, этот форт спроектирован и построен в 1910–1917 годах. Особенность форта — огромное количество легкой артиллерии, которой его предполагалось вооружить для борьбы с десантом противника. Здесь самая длинная в крепости линия огня: основную часть форта прикрывает бетонный бруствер длиной более 350 метров.
К этому форту легко доехать на авто, а сам он доступен для осмотра снаружи и изнутри. Но не стоит забывать о подготовке и осторожности — особенно на лестницах и в потернах (подземных галереях).
Cамый мощный из фортов острова Русский — и один из самых красивых. С его бруствера в хорошую погоду — шикарный вид на архипелаг Императрицы Евгении и острова Шкота, Лаврова, Энгельма. Форт защищал южное побережье острова от высадки десанта. Среди фортов острова Русский у этого самые развитые подземные коммуникации. И это единственный форт острова с контрминными галереями.
Минные галереи — подземные ходы, которые неприятель рыл (неделями и месяцами!), чтобы подобраться с подрывным зарядом к укреплениям другой стороны. Другая сторона же — заранее или по ходу дела — строила подземные контрминные галереи, на несколько десятков метров отходившие от крепости. Заложенные в них мины срабатывали, когда неприятель оказывался прямо над ними. Участники этой подземной войны не видели (но иногда слышали) друг друга. Те, кто находился наверху, видели только взрывы, — но именно от минёров иногда зависел успех осады. Пика подземно-минные действия достигли в Крымскую войну.
Этот форт, построенный в 1910-х, обеспечивал стык сухопутной оборонительной линии и побережья Амурского залива. Форт имеет все основные элементы: ров, двойной кофр с контрминными галереями, соединённый потерной с подбрустверной галереей.
Сейчас форт частично отреставрирован и музеефицирован. До него легко добраться. Но осмотреть его самостоятельно можно только снаружи, внутрь же можно попасть только с экскурсией Музея-заповедника истории Дальнего Востока.
Батарея предназначалась для обстрела подступов к форту Муравьёва-Амурского и была рассчитана на четыре 6-дюймовые пушки образца 1877 года. От батареи, с 250-метровой высоты открывается отличный вид на город, море, корабли и закат. Если вы приехали на внедорожнике, можно любоваться прямо из машины, попивая чаек. В противном случае лучше не пытаться ехать по плохой грунтовке, а оставить машину внизу и подняться пешком.
Центральный погреб Русского острова. Он включает в себя 5 тоннельных хранилищ, которые врезаны прямо в скалу. Это единственный пороховой погреб, куда можно было доставлять припасы по морю, поскольку он примыкает прямо к берегу. Здесь частично сохранилась узкоколейная железная дорога, по которой боеприпасы доставляли с причала до хранилищ.
Сейчас сами хранилища временно закрыты для посещения, можно осмотреть наружную часть, сделать эффектные фотографии и устроить пикник у моря.