............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................
Гид по Владивостоку
От редакции 2ГИС
От редакции 2ГИС

Батареи и форты Владивостокской крепости

Владивосток — рай для фаната военной истории и архитектуры, руин и подземелий. Город окружён фортами и батареями Владивостокской крепости. Её начали строить в 1899 году, а самое масштабное строительство пришлось на 1906–1917 годы. Дело в том, что по итогам русско-японской войны 1904–1905 годов Владивосток остался у России единственной военно-морской базой у Тихого океана и единственным оборудованным торговым портом на Дальнем Востоке. Обороняться крепости не пришлось ни разу: противник решил не связываться. Если серьёзно, то есть мнение, что именно мощь крепости — одна из причин, по которым Япония не напала на СССР во Вторую мировую. Сейчас крепость — памятник федерального значения. Многие объекты можно посетить самостоятельно или с экскурсией: побродить по подземным галереям, полюбоваться сверху на город и море. Будьте осторожны, наденьте нескользящую и закрытую обувь и не спускайтесь в подземелья без плана сооружения и фонаря!
Все
Посмотреть
4
Узнать город
4
Военно-исторический фортификационный музей
4.6
467 оценок
Батарейная улица, 4а, Владивосток

Владивостокская крепость — это более 100 сооружений вокруг Владивостока и на острове Русский. Частный музей, посвящённый истории крепости, устроен в казематах батареи Безымянной в самом центре Владивостока. В экспозиции — оружие, фото, документы, диорамы. Часть экспозиции — пушки, торпеды — выставлена прямо на улице. Многое можно трогать, крутить, прицеливаться.

 

Сама батарея Безымянная известна с 1862 года, перестроена в бетоне в 1900 году, реконструирована под музей в начале 1990-х. В 1997–2008 годах с батареи в полдень стреляли из пушки. Но сейчас эта честь передана Корабельной набережной.

Закрыто до 10:00
Реклама«Трипстер Лимитед», ИНН 9909537328.
Музей города
4.7
234 оценки
Улица Петра Великого, 6, Владивосток5 филиалов

Более 40 объектов Владивостокской крепости находятся под управлением Музея-заповедника истории Дальнего Востока. Музей-заповедник проводит пешеходные и автобусные экскурсии по своим объектам. Это — возможность с гидом проехать по оборонительной линии, изучить форты изнутри, спуститься в подземелья, проникнуться суровой бетонной красотой военной архитектуры в контрасте с буйной приморской природой. Изучайте список экскурсий, записывайтесь заранее.

Закрыто до 10:00
Подземное сооружение
5
5 оценок
Ленинский район, Владивосток

Форт №1 северного отдела обороны Владивостокской крепости (полуостров Муравьева-Амурского) ещё недавно использовался военными как склад боеприпасов. Сейчас он входит в состав Музея-заповедника истории Дальнего Востока, но посетить его можно только с экскурсией от музея по записи.

 

Форт сооружён в рамках строительства новой главной линии сухопутной обороны крепости в 1910–1917 годах. Вообще Владивостокская крепость была очень новаторским сооружением. На стройке использовали все новые технологии:  компрессоры, бетономешалки, электростанции. Впервые для строительства в сложном ландшафте широкомасштабно использовали подвесные канатные дороги. Ко всем основным сооружениям подвели электричество и подземные кабели связи. Форты вписаны в рельеф, прячутся в его складках на большом расстоянии друг от друга, — так появляется развитая многоуровневая система коммуникаций.

Подземное сооружение
4.6
12 оценок
Советский район, Владивосток

Форт №3 на горе Попова впечатляет размерами, длиной подземелий и феерическим видом с высоты 420 метров. Отсюда виден весь Владивосток, заброшенный военный городок Саман, соседние сопки, форты. Можно сделать прекрасные фото и ночного города, и тумана над объездной трассой.

 

Форт построен в 1910–1917 годах. Он состоит из трёх сравнительно самостоятельных комплексов: центрального укрепления, левого люнета и правого редута. Форт растянулся почти на километр по фронту и на 400 метров в глубину. Общая длина подземных и закрытых коридоров — около 1,5 км. Внутри живут летучие мыши.

 

Сразу предупреждаем, дорога к форту — плохая. Но главные опасности — внутри. Центральная галерея оборудована минными камерами в полу, на которых нет крышек. Одна из внутренних галерей затоплена, перекрытия в центральной части кофров разобраны, на правом редуте не везде есть пол. Будьте осторожны!

Подземное сооружение
4.3
10 оценок
Первореченский район, Владивосток

Этот форт возведён в рамках строительства второй линии обороны крепости в 1899–1904 годах. Он находится рядом с легендарным рынком «Зелёный угол» — самым большим в России рынком подержанных автомобилей.

 

Форт доступен для самостоятельного осмотра. К нему можно подъехать на практически любом автомобиле.

Подземное сооружение
5
9 оценок
пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край

Красивый, легкодоступный для осмотра снаружи и изнутри, ухоженный форт. Можно посетить самим или с экскурсией Можно посетить самим, можно — с экскурсией от Музея-заповедника истории Дальнего Востока.

 

Форт построен как часть линии обороны крепости в 1910–1917 годах. Это самый необычный по устройству из всех фортов крепости, вытянутый по фронту на 750 метров. В плане напоминает огромную бабочку. Состоит из трёх независимых узлов обороны: левого люнета, правого редута и оборонительной казармы — так и не построенной.

 

Во время войны форт должен был запереть вход на Сапёрный полуостров, защищая от прорыва пехоты неприятеля позиции близлежащих береговых батарей, оборонявших восточный вход в пролив Босфор-Восточный. А также защищал от высадки десанта противника участок берега у мыса Ахлестышева.

1 организация
Сооружение
4.5
11 оценок
Советский район, Владивосток

Форт № 5 на горе Зубрицкого в плане похож на букву «П». Главная особенность — размещение не на вершине горы, а на террасе. В результате вершина защищена лишь полевым опорным пунктом: несколькими выбитыми в скале окопами. Если бы эту высоту захватили вражеские снайперы, внутреннее пространство форта было бы у них как на ладони. А если бы форт был на вершине, распадок между горой Зубрицкого и фортом № 4 оказался бы в мёртвой зоне. Короче, крайне невыгодное расположение.

 

В советское время форт использовали как командный пункт — для этого в 1970-х возвели заглублённое убежище.

 

Сейчас форт доступен для осмотра снаружи и изнутри, хотя и не без сложностей. Дорога к нему плохая, а внутренние помещения сильно разрушены и небезопасны. Зато с форта открывается вид на Седанкинское водохранилище и мост к полуострову Де-Фриз.

1 этаж
Подземное сооружение
4.1
14 оценок
пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край

Неофициальное название — форт князя Святослава Игоревича.  Форт № 11 Южного отдела крепости (остров Русский) защищал берега бухты Холуай от десанта противника. Как и большая часть крепости, этот форт спроектирован и построен в 1910–1917 годах. Особенность форта — огромное количество легкой артиллерии, которой его предполагалось вооружить для борьбы с десантом противника. Здесь самая длинная в крепости линия огня: основную часть форта прикрывает бетонный бруствер длиной более 350 метров.

 

К этому форту легко доехать на авто, а сам он доступен для осмотра снаружи и изнутри. Но не стоит забывать о подготовке и осторожности — особенно на лестницах и в потернах (подземных галереях).

Подземное сооружение
4.5
15 оценок
пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край

Cамый мощный из фортов острова Русский — и один из самых красивых. С его бруствера в хорошую погоду — шикарный вид на архипелаг Императрицы Евгении и острова Шкота, Лаврова, Энгельма. Форт защищал южное побережье острова от высадки десанта. Среди фортов острова Русский у этого самые развитые подземные коммуникации. И это единственный форт острова с контрминными галереями.

 

Минные галереи — подземные ходы, которые неприятель рыл (неделями и месяцами!), чтобы подобраться с подрывным зарядом к укреплениям другой стороны. Другая сторона же — заранее или по ходу дела — строила подземные контрминные галереи, на несколько десятков метров отходившие от крепости. Заложенные в них мины срабатывали, когда неприятель оказывался прямо над ними. Участники этой подземной войны не видели (но иногда слышали) друг друга. Те, кто находился наверху, видели только взрывы, — но именно от минёров иногда зависел успех осады. Пика подземно-минные действия достигли в Крымскую войну.

1 этаж
Сооружение
5
4 оценки
Владивостокский городской округ, Приморский край
Рассчитанная на четыре 180-миллиметровые артиллерийские установки батарея защищала южные подступы к острову Русский от флота врага. Сейчас к ней ведёт сносная дорога, с батареи открываются красивые виды. К тому же это единственная из батарей Владивостокской крепости, на которой сохранились орудия — 180-миллиметровые артиллерийские установки МО-1-180.
1 этаж
Сооружение
пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край
Батарея на острове Елены была предназначена для защиты подходов к бухте Новик и проливу Босфор-Восточный. Была рассчитана на восемь 6-дюймовых береговых пушек Канэ. Общественного парома на остров Елены нет, можно добраться до него либо на частной лодке, либо зимой, когда лёд в бухте Новик достаточно окрепнет, чтобы по нему ходить. Поскольку батарея находится на вершине с крутыми скальными обрывами, нужно быть осторожными и тщательно выбирать обувь.
1 этаж
Сооружение
5
3 оценки
Владивостокский городской округ, Приморский край
Дот вырублен в прибрежной скале, имеет обзор на обе стороны, внутри — в относительно неплохом состоянии. Лучше оставить машину на опушке леса после заброшенного военного городка, прогуляться пешком и спуститься по канату на пляж. В сам дот можно залезть через дыру в полу. Кстати, место красивое само по себе, так что советуем запланировать пикник на пляже на пару часов.
Подземное сооружение
2.8
5 оценок
Первореченский район, Владивосток
Временное укрепление построено в 1899–1905 годах. А перед Великой Отечественной войной к его казарме-убежищу пристроили обширный обсыпанный землёй зал, где во время войны располагался командный пункт зенитного артиллерийского дивизиона. Сейчас это один из самых легкодоступных объектов крепости, к тому же неплохо сохранившийся. Находится в глубине спального района, так что можно, просто прогуливаясь вечером, заглянуть сюда на закате.
Сооружение
4.8
8 оценок
Советский район, Владивосток
Этот форт находится примерно в центре линии фортов на материковой части города. С него открывается вид не только на город и морские заливы, но и соседние форты №2, №3, №5, форт графа Муравьёва-Амурского на горе Холодильник и форт Суворова на одноимённой горе.
Подземное сооружение
4.8
8 оценок
Владивостокский городской округ, Приморский край
Вероятно, наименее мощный из фортов главной линии обороны, построенной в 1910-х. Этот форт прикрывал от высадки десанта побережье близ дамбы острова Шкота и высоту в долине реки Малая Воеводиха. Здесь сохранилась рубка дальномера. В подбрустверной галерее форта располагался командный пункт соседней батареи № 982.
Форт №7
4.8
177 оценок
Лесная улица, 45, Владивосток7 филиалов

Этот форт, построенный в 1910-х, обеспечивал стык сухопутной оборонительной линии и побережья Амурского залива. Форт имеет все основные элементы: ров, двойной кофр с контрминными галереями, соединённый потерной с подбрустверной галереей.

 

Сейчас форт частично отреставрирован и музеефицирован. До него легко добраться. Но осмотреть его самостоятельно можно только снаружи, внутрь же можно попасть только с экскурсией Музея-заповедника истории Дальнего Востока.

Закрыто до 10:00
Подземное сооружение
4.3
38 оценок
пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край
Этот небольшой форт препятствовал продвижению врага на полуостров Сапёрный, откуда был возможен прямой обстрел Владивостока. Был рассчитан на два пулемёта, двенадцать 9-фунтовых пушек, полторы роты пехоты и 50 артиллеристов. Сейчас это ухоженное сооружение с платным входом на территорию (100–200 рублей). В первой половине мая на территории цветут рододендроны — без крутых фото не уйдёте.
1 организация
Музей-заповедник им. В.К. Арсеньева
4.6
363 оценки
Посёлок Поспелово, 13, пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край7 филиалов
Батарея защищала Скрыплевский рейд и проход на внутренний рейд Владивостока с восточной стороны. Она была рассчитана на шесть 6-дюймовых пушек и две 57-миллиметровые. Сейчас на их месте — макеты. В целом же объект легкодоступен и отреставрирован. Только будьте осторожны: батарея находится на мысу с крутыми скальными обрывами, а от феерического вида на Русский мост может закружиться голова.
Закрыто до 10:00
Музей
4.7
13 оценок
Ворошиловская батарея, 1, пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край
Эта батарея 1930-х годов находится на территории парка «Патриот», поэтому её можно осмотреть снаружи в часы работы парка. Сама батарея представляет собой две трехорудийные бронебашенные установки с линейного корабля «Михаил Фрунзе» (бывший линкор «Полтава») плюс подземные сооружения. Кстати, две другие башни с «Полтавы» находятся в 7 359 км отсюда — под Севастополем в Военно-историческом музее фортификационных сооружений.
1 этаж
5
4 оценки
Владивосток

Батарея предназначалась для обстрела подступов к форту Муравьёва-Амурского и была рассчитана на четыре 6-дюймовые пушки образца 1877 года. От батареи, с 250-метровой высоты открывается отличный вид на город, море, корабли и закат. Если вы приехали на внедорожнике, можно любоваться прямо из машины, попивая чаек. В противном случае лучше не пытаться ехать по плохой грунтовке, а оставить машину внизу и подняться пешком.

Подземное сооружение
4.7
13 оценок
Экипажный пос., пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край

Центральный погреб Русского острова. Он включает в себя 5 тоннельных хранилищ, которые врезаны прямо в скалу. Это единственный пороховой погреб, куда можно было доставлять припасы по морю, поскольку он примыкает прямо к берегу. Здесь частично сохранилась узкоколейная железная дорога, по которой боеприпасы доставляли с причала до хранилищ.

 

Сейчас сами хранилища временно закрыты для посещения, можно осмотреть наружную часть, сделать эффектные фотографии и устроить пикник у моря.

Сооружение
5
6 оценок
пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край
Построена в 1911–1913 годах. Эта батарея защищала Ахлёстышевский рейд и дальние подступы к восточному входу в пролив Босфор Восточный. Это одна из самых впечатляющих батарей. Из её орудийных двориков открывается вид на Уссурийский залив и противоположный берег. В хорошую погоду виден город Большой Камень и, пожалуй, самый интересный остров акватории — Аскольд, обращённый к батерее своей самой скалистой и отвесной частью. Батарея и сама расположена над крутым скальным обрывом, так что будьте внимательны.
1 этаж
Подземное сооружение
4.9
23 оценки
пос. Русский, Владивостокский городской округ, Приморский край
Береговая батарея №369 на Русском острове получила название «Великокняжеская» в память о визите во Владивосток в 1908 году генерал-инспектора артиллерии, великого князя Сергея Михайловича. Батарею можно осмотреть и снаружи, и изнутри, а ещё это — отличное место для пикника с видом на море.
4.1
7 оценок
Владивосток
На самом деле, это сеть пещер (искусственного происхождения), достроить батарею же не успели. Её строительство — как и строительство всей крепости — остановилось после революции. Теперь пещеры можно изучать как промежуточный этап строительства укреплений в скалах. А ещё встретить летучих мышей и сов, наткнуться на остатки рельсов, по которым вывозили породу. Будьте осторожны — есть риск обрушения сводов, можно сорваться в котлован. Зато пещеры находятся рядом с асфальтированной трассой: подъедете на любой машине.
🍪
Мы используем cookies подробнее