Великий Новгород входит в тройку городов, претендующих на звание старейшего в России (конкуренты — Старая Ладога и Дербент). Тысячу лет назад Новгород был средневековой утопией: в процветающей вечевой республике строились храмы уникальной новгородской архитектурной школы, работал деревянный водопровод, а жители были чуть ли не поголовно грамотными. От тех времён сохранились Новгородский кремль, собор Святой Софии и десятки других древних церквей. Их окружает железобетонное наследие позднего СССР. Оно заметно преобладает над частным сектором, поэтому современный Новгород — компактный город. А ещё — спокойный, ухоженный, неплохо подготовленный к встрече туристов и уверенный в себе: в конце ХХ века город официально добавил к своему названию статус «Великий».
В этой подборке — основные новгородские достопримечательности, которые можно обойти за день.
Река исторически делит Новгород на условно административную Софийскую сторону (здесь — Кремль и Софийский собор) и условно торговую сторону, которая так и называется Торговой. Соперничество между двумя Новгородами всегда было сильно и в Средние века иногда оборачивалось вооруженными столкновениями на мосту через реку.
Сама река примечательна тем, что, как отмечали древние летописцы, способна вдруг потечь вспять. Это происходит, если уровень воды в озере Ильмень, из которого она вытекает, довольно низкий, а притоки Волхова полноводны: они разворачивают слабое течение в обратную сторону. Последний раз подобное наблюдалось в 2013 году — правда, тогда Волхов не развернулся, а просто остановился на несколько дней.
Новгородский кремль (или детинец) впервые упоминается в летописях в 1044 году. Тогда он был еще деревянным и постоянно горел. Поэтому XIV век новгородцы посвятили перестройке детинца в камне.
Крепость занимает более 12 гектаров, на которых умещалось всё самое важное в городской жизни: здесь свободолюбивые новгородцы собирались на вече и решали, нужны ли им вообще какие-нибудь князья, отсюда уходили на битву со шведами дружины Александра Невского, здесь находится душа Новгородской республики — собор Святой Софии. Протяжённость крепостных стен — 1487 метров, максимальная толщина — 6,5 метров. По стенам можно пройтись, присоединившись к экскурсии «Боевой ход Кремля».
А если вы хотите просто спокойно погулять по территории, пофотографировать без толп туристов и поглядеть целый сериал, который разыгрывают бронзовые человечки на Магдебургских вратах, — приходите пораньше: ворота детинца открываются в 06:00 и закрываются в полночь.
Собор Святой Софии в византийском стиле — один из древнейших храмов России (1045–1050 гг.). Первые сто лет он выглядел по-другому: небелёные стены, фрески на сводах (от них осталось немного, нынешние в основном XIX века).
Магдебургские врата в западном портале украшают десятки бронзовых фигурок. Сделаны они в Западной Европе в XII веке и сюда попали при неясных обстоятельствах: то ли куплены, то ли украдены. Морды на дверных ручках — напоминание о Страшном суде. А вот затесавшиеся среди назидательных библейских сюжетов человечки с клещами — не черти в ожидании грешников, а (скорее всего) мастера, сделавшие ворота.
На кресте собора — фигурка голубя. Это символ Святого духа, но здесь ассоциируется ещё и с походом на город Ивана Грозного: тогда опричники замучили тысячи новгородцев и по легенде голубь окаменел от ужаса. Главный крест Софии во время ВОВ увезли в Мадрид испанцы из «Голубой дивизии». Возвращённый в 2002 году крест хранится внутри собора, на куполе — копия.
В здании Присутственных мест — классицистской постройке XVIII века — разместилась одна из экспозиций Новгородского музея-заповедника. Это возможность увидеть живой древнерусскую историю из учебников. Здесь хранятся огромные коллекции оружия и доспехов, икон и бытовых предметов и берестяные грамоты времен Новгородской республики, демонстрирующие, как широко была распространена грамотность среди её жителей: даже простые люди вели активную переписку.
Вообще Новгородский музей-заповедник — организация, в ведомстве которой находятся почти все городские древности, имеющие музейный статус, и множество экспозиций, разбросанных по городу. Кроме того, музей проводит экскурсии по городу: от обзорных автобусных до театрализованных. Очень популярна экскурсия с посадником Сбыславом — профессиональным актером в историческом костюме, рассказывающем о городе от лица древнего новгородца. Точка сбора экскурсий как раз напротив Присутственных мест.
В 1862 году Россия отмечала тысячелетие государственности: в 862-м княжить на Руси позвали варягов, от которых пошла династия Рюриковичей. В XIX веке это считалось историческим фактом. В ХХ веке появились сомнения.
В преддверии большой даты объявили о сборе народных пожертвований на памятник (но народ прислал всего около 150 тысяч рублей, пришлось докинуть 400 тысяч из бюджета).
Во время нацистской оккупации один немецкий генерал собирался утащить памятник, весящий полторы сотни тонн, в качестве сувенира другу, но тут как раз подошли советские войска.
Памятник и правда интересный — на нем расположились 128 фигур. Наверху — коленопреклоненная женщина (Россия) и ангел, олицетворяющий церковь. В средней части — шесть скульптурных групп, символизирующих ключевые события истории России. В нижней — 109 славных исторических деятелей, от княгини Ольги до (что-то втихую обсуждающих) Пушкина и Гоголя.
Она же Белая башня (когда-то была покрашена в белый цвет, но сейчас кирпично-красная). Построена в конце XVI века. Сейчас это единственная сохранившаяся каменная башня Окольного города, одного из двух колец внешних укреплений вокруг детинца.
От Окольного города сохранились только земляные валы, один из которых тянется вверх как раз от Алексеевской башни — и по нему можно прогуляться.
Брутальный образец позднего советского модернизма построен в 1987 году и выглядит так, будто телепортировался из мультфильма Хаяо Миядзаки или какого-нибудь фантастического кино. В проекте этого железобетонного инопланетного замка участвовал молодой архитектор Андрей Макаревич (он был среди тех, кто разрабатывал форму окон), хотя потом он решил, что архитектура — не для него.
Раньше рядом с театром стояла не имеющая функционального назначения 42-метровая колонна, прозванная «Колонной Макаревича», или «Колонной самоубийц» (на неё было легко забраться, чем и пользовались желающие покончить с собой). Но в 2008 году колонну демонтировали.
Сохранением исторического облика зданий по большому счету озаботились только в XX веке, до этого старину легко перестраивали под новые вкусы или потребности. Поэтому многие новгородские церкви мы видим не совсем такими или совсем не такими, какими их изначально задумал зодчий.
Вот, например, церковь Георгия на Торгу построена в XIV веке. Но в XVIII веке верхнюю часть храма радикально перестроили в духе популярного тогда «нарышкинского барокко» — после того, как здание в очередной раз обвалилось.
Сейчас церковь не действует, в ней работает выставка исторических фото Новгорода.
Улица, которая начинается от пешеходного моста через Волхов, пересекает Ярославово дворище и идёт до земляного вала — старых городских укреплений.
На улице стоят несколько храмов и путевой дворец Екатерины II, но не менее интересен общий вид улицы: здесь сохранилось много довоенной застойки, и прогулка по Ильина — хороший способ представить, как выглядел город раньше.
Исследовательский центр старинных музыкальных инструментов (гусли, сопели, варганы и так далее), два часа в день принимающий посетителей. Сотрудники музея не только рассказывают о том, к какой музыке были привычны далёкие предки, но и сами играют на инструментах и могут дать мастер-класс.
Судя по отзывам, приобщение к старинной музыке — потрясающий опыт: все поголовно оценивают центр на «отлично».