Сложно сказать, что современные российские религиозные постройки отличаются оригинальностью. В православных храмах эксперимент сильно ограничен каноном. Среди лютеранских и католических церквей чаще можно увидеть уникальные приёмы, но, как правило, это справедливо для проектов, построенных в 1990-е – начале 2000-х годов. Иначе дело обстоит с мечетями. Как ни странно, именно их архитектура выглядит наиболее нестандартно.
Тюменскую соборную мечеть начали строить ещё в поздние советские годы, когда строгая политика государственного атеизма почти сошла на нет. Возвращение свободы вероисповедания совпало здесь с периодом архитектурной эклектичности. Неудивительно, что в выразительных формах минарета и молельного зала сталкиваются постмодернистские тренды 1990-х и образы древних построек.
Проект музейного комплекса имени известного тюменского краеведа XIX века Ивана Словцова предложили в 1990-е, но реализовали лишь несколько лет назад. Поэтому архитектурный облик здания может казаться устаревшим: такое ироническое переосмысление прошлого (башенки, шпили) было популярно среди постмодернистов ещё в 1980-е годы.
Однако культурные тренды развиваются по спирали, и нечто популярное лет 20 назад может вернуться уже в переосмысленном виде. Так что есть вероятность, что эта постройка — не привет из 1990-х, а начало нового витка постмодернистской шаловливой эклектичности.
Закрытый двор превратил дом в подобие крепости, что отразили в его названии. В девяностые этот жилой комплекс по многим критериям был передовым в Тюмени. Именно здесь впервые сделали придомовой подземный паркинг. Ещё «Цитадель» отличают квартиры большой площади (есть даже двухуровневые с несколькими санузлами) и дымоходы в гостиных, чтобы жильцы могли установить там дровяные камины.
Проект комплекса удовлетворял запрос обеспеченных покупателей на комфорт нового уровня, несравнимый с бытом советских типовых квартир. К примеру, не выходя из дома жильцы могут попасть в фитнес-клуб с бассейном. Проект предусматривал даже кинотеатр, но он не проработал и дня: выгоднее было продать помещение разным предпринимателям.
Здание пытается мимикрировать под историческую архитектуру центра города, на месте которой оно, собственно, и возникло. До наступления сытых нулевых денег на крупные проекты особо не было, да и желание поиграть в эклектику после долгих лет советской типовой архитектуры было велико. Вот и появлялись по всей России камерные постройки, близкие по габаритам и декору к дореволюционной архитектуре.
В этом проекте — весь джентльменский набор того времени: башня, стеклянный купол, колонны со странными капителями, декор под старину и намёки на модерн начала XX века.
Особенность нескольких корпусов Тюменского госуниверситета — флюгеры. Этот элемент часто встречается в архитектуре частных домов и гораздо реже — в крупной городской застройке. А тюменские флюгеры ещё и настолько выразительные, что их можно считать своеобразной визитной карточкой города.
Центральную башню здания приёмной комиссии украшает фигурка в виде корабля — одного из символов города, изображённого на его гербе. Тюмень стоит на реке Туре, по которой можно добраться до многих рек Сибири.
Типичный пример эклектичного постмодернизма, сочетающего игру с прошлым и постсоветские тренды: большие стеклянные поверхности, лоджии и мансардные этажи.
Однако дом на Водопроводной интересен прежде всего не архитектурой, а историей про сохранение наследия 1990-х. Если такие здания реставрируют, то нередко уничтожают главные выразительные черты архитектуры того времени: убирают декор, закрывают стены навесными фасадами и даже срезают башенки. Но этот дом обновили в начале 2020-х, по максимуму сохранив все аутентичные детали. Проектом занимался архитектор Никита Маликов, который, судя по всему, осознаёт ценность наследия 1990-х.
В конце 1990-х в Тюмени открыли модный развлекательный центр «Империал». Его главный вход украшал крупный цветной рельеф в виде короны, от которой во все стороны расходились тонкие лучи. Этот образ напоминал яркие вывески казино Лас-Вегаса.
В середине 2010-х решили, что такое украшение не соответствует трендам времени. Но вместо того, чтобы просто демонтировать его, взялись за полную реконструкцию фасадов. Результат многих удивил. Вместо популярного в наше время стиля айфона со свойственным ему минимализмом получился шаловливый постмодерн, характерный, скорее, для 1990-х. И без того игривый стеклянный купол-шляпку решили дополнить флюгером, а к стенам приставили ироничные колонны.
Одно из самых постмодернистских зданий Тюмени, в котором эклектичные мотивы прошлых эпох соседствуют со стеклом и пластиком. Подобная архитектура была очень популярна в 1990-х – 2000-х годах, когда проектировщики особенно чувствовали усталость от советской стандартизации и хотели привнести в городскую среду больше разнообразия. Шаловливая игривость постмодерна пришлась им по вкусу.
На одной из башенок красуется флюгер в виде корабля. Точно такой же есть на другом корпусе университета, который находится неподалёку, на Ленина, 16.
Здание кукольного театра построили в 1972 году в строгом и рациональном модернистском духе — фасад-аквариум и спокойный ритм прямоугольных объёмов. Прямо скажем, его облик был скучноват даже в сравнении с другими советскими театрами. В начале 2000-х годов решили положить конец коробочному унынию. На помощь позвали архитекторов, которые привели фасад в соответствие с духом времени.
Над центральным входом установили замысловатую башню неопределённой стилистики. Ещё среди дополнений — характерный стеклянный изгиб главного фасада. А внутри зрителей встречают причудливые интерьеры, которые стоит посмотреть.
Этот проект начала 2000-х продолжает эксперименты с современной мусульманской архитектурой, начатые в Тюмени ещё в 1989 году с проекта Соборной мечети на улице Жданова. Однако здесь традиционные исламские элементы (полумесяц, минарет) соединяются с традициями сибирского деревянного домостроения. Мы видим выразительный открытый сруб, яркий резной декор оконных наличников и дверей. Перед нами — своеобразный гибрид мечети и терема, отвечающая одновременно и местным традициям, и исламской культуре в целом.
Цирк — редкая для постсоветского периода архитектурная форма. Как правило, в городах не строили новые манежи, а использовали старые, созданные в советское или даже в дореволюционное время. Можно сказать, что здесь Тюмени повезло.
Современный цирк появился в первой половине 2000-х на месте прежнего здания 1932 года. Форма получилась интересной: шатёр одновременно напоминает советские рынки, фигуру оригами и купол древних армянских церквей. А планировка здания перекликается со знаменитым московским Центральным театром российской армии, выполненным в виде звезды.
«Новое здание украсит главную улицу», — так в 2004 году СМИ писали про открытие филиала крупной нефтегазовой компании «ЛУКОЙЛ». На церемонии перерезания ленточки даже присутствовал Сергей Собянин, в то время губернатор Тюменской области, а ныне мэр Москвы и один из самых известных политиков России.
Сложно сказать, насколько этот проект украсил центр города, но он точно внёс разнообразие в архитектурный винегрет Тюмени. В его облике соединились брутальные черты советской школы проектирования с эклектичностью постмодернизма 2000-х. Грубую геометричность здесь сглаживают дугообразное остекление мансард, большая скатная крыша и декоративные карнизы.
До появления торгового центра в этом месте было дореволюционное здание, известное многим горожанам как «Детский мир». В 1990-е его снесли, несмотря на протесты градозащитников.
Нынешнее здание выполнено в лучших традициях брутально-геометрического направления постмодернизма и контрастирует с окружающей застройкой. Его особенность — наличие стеклянной пирамиды, ставшей мировым трендом после появления во дворе парижского Лувра во второй половине 1980-х. Ещё главный фасад ТЦ «Москва» украшало изображение столичной Спасской башни, но году в 2018-м её заменили на рекламу.
Здание возвели в конце 2000-х, хотя с первого взгляда кажется, что оно появилось как минимум в середине XX века. Благодаря массивному портику тюменский театр напоминает Михайловский дворец в Петербурге, построенный в эпоху ампира. Здесь даже количество и оформление колонн такое же, как у знаменитой достопримечательности: 8 капителей, оформленных в пышном коринфском ордере.
Кому-то такое прямое цитирование классики покажется неуместным для современного проекта, но в этом случае архитекторы пытались подчеркнуть богатую историю: появление тюменского профессионального театра относят к 1890 году.
Типичный пример дерзновенной постмодернистской архитектуры 2000-х годов, когда страна выбралась из переходного, экономически непростого периода 1990-х и ворвалась в эпоху строительства дорогих небоскрёбов. В каждом крупном городе появлялись подобия американских сити или хотя бы единичные примеры высотных стекляшек.
Чёткие геометрические формы, огромные стеклянные поверхности, крупные габариты противопоставляются камерной архитектуре прошлого десятилетия и сильно диссонируют с исторической застройкой. К сожалению, в постсоветской России о культурном наследии думают меньше, чем о получении сверхприбыли.
Жителей российских городов стекляшками не удивить: в 2000-е годы их строили тысячами. Такие здания были символами достатка и успешности — и одновременно казались более актуальными, чем эклектичная архитектура 1990-х. Но в этом случае архитектор и заказчик не просто использовали тонированное стекло как дополнительный материал, а бескомпромиссно покрыли им весь лицевой фасад. Вот где настоящая любовь к формату!
В компании типовых советских домов появился чужак, которому свойственно нечто сказочное и декоративное: шпили, купола, высокие скальные крыши, стилизация под фахверк (направление немецкой средневековой архитектуры). Заказчик хотел соединить уют жилого дома викторианской эпохи с готической изящностью. Что же, он это получил. В проект также вошло благоустройство сквера «Берёзовая роща» и памятника жертвам массовых репрессий.
Подобные заигрывания с архитектурой прошлого характерны для постсоветской России: усталость от извечной стандартизации сподвигла архитекторов к многочисленным экспериментам. Кстати, сверху этот дом напоминает созвездие Большая Медведица.
Художественное решение Дворца бракосочетания многим покажется слишком стандартным: его колонны и карнизы напоминают классический декор. Но один элемент всё-таки привлекает внимание. Это огромный витраж, украшающий центральный вход. В высоту он достигает трёх этажей, и это не считая полукруглого завершения, которое занимает ещё несколько метров. Нечасто в российской архитектуре можно встретить настолько крупные витражи.
Внутри вас ждёт ещё одно открытие: композиция из двух колец и множества разноцветных стеклянных шаров, спускающихся из-под купола на уровень второго этажа.
Иногда реконструкция вдыхает в старое здание новую жизнь. И дело не только в техническом усовершенствовании, но и в создании уникального узнаваемого облика. Именно это попытались сделать архитекторы, придумавшие современные фасады для стадиона «Геолог».
По словам авторов проекта, яркие оранжевые линии должны вызывать ассоциации со спортивными достижениями и просто радовать людей. Такая вот лаконичная концепция.
Начнём с пикантного: согласно постановлению правительства Тюменской области, с октября 2021 года несовершеннолетним вход в комплекс строго воспрещён. То есть, если вам нет восемнадцати, то прийти сюда вы можете только в сопровождении родителей. Даже страшно представить, что вас тут ждёт.
А теперь давайте погрузимся в самые смелые фантазии архитекторов. В середине 2000-х в России стала популярна пиратская версия программы для трёхмерного моделирования Autodesk 3ds Max. Там среди базовых фигур, которыми можно шалить как душе угодно, есть и шарик. Кажется, именно этот элемент предпочитали многие творцы того времени. И, конечно же, именно с него начинается вход в «Калинку».
Долгое время на этом месте стояло небольшое двухэтажное строение с окнами, украшенными простым геометрическим рисунком из светлого кирпича. Наверное, у архитекторов оно настолько ассоциировалось с колониальными постройками XIX века, что они решили выполнить проект в духе викторианской эпохи. Здание обогатили третьим этажом, а фасад покрыли более благородной, чем красный кирпич, клинкерной плиткой.
Пространство над центральным входом украшают рельефы с надписью «Яков 1896». К сожалению, на сайте проектировщика не сказано, что она означает. А ещё интересно, что правая часть постройки осталась нетронутой, и сейчас можно сравнить старую версию оформления фасада с новой.
Кажется, авторы проекта вдохновлялись формой знаменитой французской крепости из игры «Форт Боярд». Впрочем, жильцов этого элитного дома вряд ли беспокоят огромные тараканы и клопы. Нет здесь и многочисленных ловушек, тёмных комнат, страшных препятствий. Надеемся, что счастливых обладателей местных квартир не тревожит своими философскими вопросами и старец Фура. Хотя без него маяк, венчающий постройку, кажется слишком пустынным.
В 2010-е в России на смену проказнику-постмодерну пришёл аскетичный и эстетически нормативный метамодерн. Его архитектуру сложно обвинить в безвкусице, поскольку в ней нет множества декоративных деталей, цитат из прошлого, контрастов и диссонанса — характерных признаков ранней постсоветской архитектуры. Метамодерн в сравнении с постмодерном — как чёрный квадрат Малевича рядом с картиной эпохи барокко, то есть максимально далёкие друг от друга противоположности.
Новый корпус Тюменского индустриального университета — яркий пример архитектуры 2010-х годов. Весь его художественный образ строится на трёх простых геометрических объемах: жёлтой и белой дугах и чёрном немного выпуклом параллелепипеде.
Тюмень — один из самых быстрорастущих городов России. Основная причина этого — высокая доля в экономике нефтяной и газовой промышленности. Бурный рост спровоцировал масштабное строительство жилых кварталов. Многие из них появились всего несколько лет назад, но уже повлияли на облик города.
Большинство новых домов спроектированы в стилистике неомодернизма, которой свойственны аскетичность форм, простая геометрия и лёгкая декоративность фасадов. Яркий пример — клубный дом «Вертикаль». Основа его художественной выразительности — понятная динамика окон и французских балконов, расположенных в шахматном порядке.
Только за 2010-е годы население Тюмени выросло на 265 000 человек, что потребовало новой инфраструктуры. Одной из крупнейших строек этих лет стал аквапарк «ЛетоЛето», который на момент открытия в 2018 году был самым большим в России. Общая протяженность его водных горок — около 1500 метров, а высота самой экстремальной из них — больше 20 метров. Рельефные фасады аквапарка ассоциируются с медузами, песчаной рябью и надувным матрасом.
Сверху жилой комплекс отдалённо напоминает раковину древнего (а ныне вымершего) моллюска — аммонита. И непонятно, с чем тут больше аналогий: с формой этого существа или со словом древний, ведь стройка продолжается уже более 18 лет. Вскоре после возведения первых стен реализацию проекта приостановили из-за экономического кризиса. Что ж, в конце 2000-х многие компании оказывались банкротами. Но застройщик квартала Ammonite и по сей день не может выбраться из многочисленных передряг.
Впрочем, несмотря на длительное строительство, дома вполне вписываются в современные архитектурные тренды. Их фасады лишены дерзновенной эклектичности, свойственной проектам 2000-х. Здесь всё максимально аскетично, а художественная выразительность строится на плавных изгибах, отсылающих к природным формам.