В 2017 году в Тюмени впервые прошел фестиваль паблик-арта «Морфология улиц» и с тех пор проходит ежегодно, расширившись до всероссийского масштаба. К моменту написания этого текста на улицах города, изначально практически лишённого стрит-арта, появилось уже более 100 работ, созданных участниками проекта. Речь не только о муралах и работах малого формата, но и о вышивке на заборе и даже — о надувном поп-ап арт-объекте с лицом героя комиксов ШКЯ, созданном при участии Евы Морозовой.
«Тотемы» придумали уличные художники из Екатеринбурга Алина и Степа Айфо и написали их в рамках «Морфологии» 2021 года за 19 дней. Муралы состоят из четырех частей и выполнены в одной цветовой палитре. Они дополняют собой разросшийся арт-квартал на улице Северной и вплотную соседствуют с геометричными «Смешанными чувствами» Романа Kreemos, киберпанк-панно «Взгляд в прошлое» Вячеслава Moff и нежным граффити «Танец» Максима Имы.
Пермский художник Вячеслав Moff вообще любит технологии и размышления о будущем. Вот и в Перми он изобразил 15-метровую девушку в стиле киберпанк: «В рисунке есть только отголоски общего смысла, но четкого посыла — нет. Он рассчитан на зрителя, который увидит, сам придумает историю, выдвинет теорию и поделится мнением с другом, в социальных сетях. Это и интересно в творчестве».
Чтобы найти все работы фестиваля, наберите в строке поиска 2ГИС «Морфология улиц» или просто «морфология».
Воронежский художник Ян Посадский всегда изучает локальный контекст и создаёт работы на стыке краеведения и искусства. Во время фестиваля «Морфология улиц-2020» такой подход привел его к созданию огромной (более 500 квадратных метров) купюры в 10 тысяч рублей.
Дело в том, что одна из самых распространённых версий происхождения слова «Тюмень» — от монгольского «тумен». А одно из значений слова «тумен» — воинское соединение в десять тысяч человек.
Одной из ассоциаций художника с десятью тысячами оказалась купюра в десять тысяч рублей времен дефолта 1998 года. Купюра изображена узнаваемой, но вместо Красноярска — Тюмень начала 20 века, вместо часовни — нефтяная вышка, сверху — курс доллара. Так в работе появляется актуальная повестка: тут и падение цен на нефть, и намек на то, что тюменская нефть не только обогатила экономику, но и подсадила её на иглу.
Самарский художник Арт Абстрактов вдохновился названием моста Влюблённых. Насыщенность и обилие ярких оттенков в его работе напоминает о весне, когда город начинает расцветать и прятаться в зелени, а люди — влюбляться.
ZTWINS — братья Юрий и Анатолий Зеленские из Санкт-Петербурга. Оба работают архитекторами, поэтому их стрит-арт — это работа с архитектурным контекстом. «Мы работаем с промышленной архитектурной эстетикой, — объясняют братья, — Это не про идеи, не про политику, а про восприятие и композицию. Промки всегда богаты текстурами, рельефами, и мы видим в этом красоту. Особенно когда светит сильное солнце и появляются тени, — готовые композиции получаются. Посмотрев архитектуру здания Дома печати, мы поняли, что это наша тема: здесь типовая застройка, полупромышленное здание. Нам захотелось сделать композицию из промышленных интерьеров, где есть лестницы, переходы, свет, тень. В этом ритме окон мы нашли линейку, которая скрыта, мы ее выразили. Вокруг этой линейки и появилась идея».
Кроме работы братьев ZTWINS на Доме печати в 2020 году появился ещё один арт-объект, созданный Алексеем Барханом из Санкт-Петербурга, — мурал площадью 174 квадратных метра. В комиксовые фреймы, заданные изначальной структурой фасада, вписаны протагонист с луком и антигерой. Это рассказанная современным языком вечная история про добро и зло.
На работу ушло 9 дней под тюменским дождём.
Алексей Бархан сотрудничал с BMW, adidas, re:store и рэпером Оксимироном. Одна из его последних крупных работ находится на территории лофта «Этажи» в Санкт-Петербурге (видели там 30-метровую красно-чёрную ямайскую девушку?)
Тина Прохорова (Tinstwin) — графический дизайнер и стрит-арт художница из Санкт-Петербурга. Рисовала не только в своем городе, но и в Москве, Тбилиси, Новотроицке и Всеволожске. «Когда ты начинаешь заниматься стрит-артом, это означает, что ты хочешь обратиться к людям. Это желание впервые появилось у меня в 2010 году — тогда началась моя история на улице. В то время я делала плакаты, выбегала из дома под покровом ночи, клеила их и убегала обратно. Когда у тебя есть какая-то идея, ей хочется поделиться, обратить внимание людей. И вот тогда ты выходишь на улицу. А так, в принципе, можно и дома спокойно рисовать». Идея этой работы «Мы разные» — поддержать индивидуальность. Быть другим — не значит не вписываться, это значит дополнять общую картину так, как не может никто другой. Быть исключительным и единственным — не значит быть одиноким, это значит быть уникальным алмазом среди других драгоценных камней.
Работы арт-группы «Фрукты» из Перми можно найти больше чем в 30 городах России. «Тюмень Южная» с пальмами — не только очевидная мечта пермяков и сибиряков о море и солнце, но и напоминание о том, что море пару миллионов лет назад — в плейстоценовую эпоху — в будущей Тюмени было.
«Мы хотим дать возможность привычным городским деревьям через их тени проявить их прошлую жизнь, — объясняют художники , — Дать им возможность рассказать что-то большее о себе и о городе. Приоткрыть тайну Тюмени, когда здесь еще была тропическая флора и Западно-Сибирское море».
Тюменский художник Аrtеm Over изобразил состояние, когда «ты начинаешь бесконечно крутить идеи, раз за разом перебираешь мысленно, что бы такого нарисовать, и в итоге застаешь себя засыпающим с белым листом».
«Мой посыл прост: я хочу, чтобы люди, которые тоже склонны к бесконечному анализу, наконец сделали то, что долго откладывали. Иногда нужно просто что-то сделать, а уже потом анализировать, что получилось хорошо, а что плохо, совершенствоваться в процессе. Поэтому здесь есть образ самурая, представляющего решительность, верность своему делу и исключительную дисциплину. Тут же и японский кот, который желает удачи и просит попробовать снова. Я хочу, чтобы у людей не опускались руки в их делах. Терпение и труд, дисциплина и постоянство».
Фраза «Главное не повторяться» повторяется 13,5 раз — но каждый раз по-новому. Художник Владимир Абих (Екатеринбург/Санкт-Петербург) не случайно разместил свою работу на стене театрального центра — ведь каждое театральное выступление одновременно и повторяет предыдущее, и уникально.