Центр автопрома не богат архитектурными излишествами, зато дышит гигантскими зелёными зонами и широкими улицами. Многие из 685 тысяч тольяттинцев — горожане в первом-втором поколении. Но история Тольятти дольше, чем кажется. Она начинается в 1737 году с крепости Ставрополь. В XIX веке городок Ставрополь стал курортом (для отличия от Ставрополя Кавказского его прозвали Ставрополем-на-Волге). В 1950-х город затопили Куйбышевским водохранилищем и отстроили на новом месте. В 1964 году от Ставрополя не осталось и имени: на отдыхе в Крыму умер итальянский коммунист, друг СССР Пальмиро Тольятти — его память надо было увековечить. В 1960-х же построено градообразующее предприятие — ВАЗ (сейчас — «АвтоВАЗ»). А в 1986 году, выступая перед трудящимися ВАЗа, Михаил Горбачёв впервые произнёс слово «перестройка».
В этом гиде от редакции 2ГИС — самое интересное во всех трёх районах, из которых состоит Тольятти: Центральном (Старом городе), Комсомольском и Автозаводском (Новом городе).
Большая часть истории Тольятти пришлась на эпоху советского модернизма, архитектуры стекла и бетона. Многим из нас сложно полюбить этот стиль — слишком много его вокруг (и слишком мало уютной старины). Но по этой же причине полюбить совмод — вопрос эстетического выживания.
Учиться любить проще всего на лучших образцах стиля. Именно таковы культурные, спортивные и прочие учреждения Автозаводского района. Автозаводский (он же Автоград, Новый город или просто Новик) — самый молодой из трёх районов Тольятти. Он строился для ВАЗа — и вобрал лучшее в совмоде: от архитектуры сложных впечатляющих форм, наполненной изнутри светом, воздухом и всевозможными монументально-декоративными искусствами, до продуманной инфраструктуры района.
Короче, советуем обязательно погулять по Автозаводскому району. К тому же, именно тут находятся два самых интересных музея Тольятти. Разумеется, оба — технические и основаны «АвтоВАЗом». А ещё здесь очень крутая новая набережная.
В огромном ангаре выставлены десятки машин, включая все прототипы, когда-либо создававшиеся ВАЗом. Здесь можно увидеть гоночные версии «десятки» и «приоры», «Ниву» с двигателем, как у космического шаттла «Буран», попытки создать отечественный электромобиль и ту самую жёлтую «Ладу Калину» с подписью Путина на капоте. Среди выставленных в музее концепт-каров, не пошедших в производство, есть совершенно фантастические, запускающие в воображении альтернативную историю отечественного автопрома.
По соседству с музеем «АвтоВАЗа» на Южном шоссе находится огромный Парковый комплекс истории техники. Он также основан «АвтоВАЗом» и в 2000-е годы назывался Техническим музеем ОАО «АвтоВАЗ». Так возникла путаница. Сейчас «АвтоВАЗ» передал музей городской администрации и его переименовали, но в народе по-прежнему называют Техническим музеем. И это, говорят, один из лучших технических музеев в стране.
На 38 гектарах — преимущественно под открытым небом — выставлены сотни экспонатов: военная техника (от «Катюш» до «МиГов»), паровозы и дрезины, автомобили и марсоход.
Звезда музея — советская дизельная подлодка Б-307. Её «сестра» из той же серии установлена как музей у набережной в Гамбурге, – но это совсем не то же самое, что подводная лодка среди поволжской степи.
Автозаводский район расчерчен сеткой кварталов, каждый из из них по замыслу проектировщиков обеспечен всей инфраструктурой: от детсада до сквера. Сквер 32-го квартала примечателен чугунными скульптурами «История транспорта»: «Воздушный шар», «Паровоз», «Колёсный пароход». Этот советский стимпанк создали художник Андрей Васнецов и архитектор Евгений Иохелес в 1977—1979 году. Летом здесь легко сделать кадры, где пароход и прочие словно плывут по морю зелени. А если идти по дорожке, и смотреть на скульптуры на фоне зданий, они словно приходят в движение.
История сквера 32-го квартала тоже примечательна. При СССР это было не только место прогулок, но и книжный рынок; напротив был Дом книги, но литература, которая продавалась в советских книжных магазинах, и литература, которую граждане хотели читать, часто не совпадали. В 1990-х книжный рынок сменился вещевым, а потом сквер превратился в пустырь. Сейчас его возрождают местные урбанисты — субботниками и фестивалями.
Шестиэтажный дворец культуры искусства и творчества построен в 1988 году по инициативе «АвтоВАЗа». Снаружи здание демонстрирует характерный для совмода минимализм, зато внутри, в светлых и просторных интерьерах — опять же характерно для совмода — пир искусств: майолики, флорентийские мозаики, витражи, сильные дизайнерские решения — вроде деревянных жалюзи для зонирования помещений. Здесь есть концертный зал и литературная гостиная, библиотека, танцевальные школы и народные ансамбли (от чувашского до немецкого); тут же проходят всевозможные официальные мероприятия.
В Тольятти много мозаик советской эпохи. Главная из них — стела-панно «Радость труда». 100 метров в длину, 5 метров в высоту, 3 метра в ширину, 530 квадратных метров мозаик, на которых изображены все гордости СССР — от Гагарина и Красной армии до ВАЗа и «Рабочего и колхозницы». Художник-монументалист Юрий Королёв собирал этот пазл социализма из 3,5 миллионов кусочков смальты с 1977 по 1981 год в Москве, откуда «Радость труда» и привезли в Тольятти. За стоимость всего этого предприятия панно прозвали «Золотым брусом».
Долгие годы панно стояло на заброшенным среди пустыря, потеряв за это время треть смальты. Но в 2023 году «Радость труда» наконец восстановили.
Если вы окончательно прониклись красотой совмода стоит прогуляться до музыкальной школы №4 в нескольких кварталах от дворца спорта «Волгарь». Здание музыкальной школы, построенное в 1980-х для детей работников «АвтоВАЗа» — эффектное доказательство того, что архитектура — застывшая музыка. Только посмотрите на то, как ритм окон напоминает клавиши рояля, на котором словно играет отражающееся в них небо. И у строгого снаружи здания есть секрет: внутренний дворик с мозаикой «Сад» Виктора Эльконина. Ещё одна мозаика Эльконина находится внутри школы.
Школа — часть так называемого детского квартала Автограда, где также расположены дворец пионеров и ТЮЗ (Детский кинотеатр).
В 2003 году на обочине Южного шоссе поставили памятник тольяттинскому Хатико: немецкой овчарке, которая 7 лет (с 1995 года) каждый день ждала кого-то на этом месте.
Согласно городской легенде, пёс, которого в народе прозвали Верным (или Костиком), выжил в автокатастрофе, в которой погибли его хозяева. После смерти пса на обочине появился вначале памятный щит, а потом памятник работы скульптора Олега Клюева, поставленный на собранные горожанами деньги.
Неофициальный символ Тольятти — памятник основателю города Василию Татищеву. Учёный и государственный деятель XVIII века Татищев написал первый капитальный труд по отечественной истории и числится основателем трёх городов — Ставрополя, Перми и Екатеринбурга. Отцом Ставрополя он стал в 1737 году, основав в этих местах крепость для защиты от кочевников и переселения крещёных калмыков.
Тольяттинский Татищев стоит на высоком берегу на постаменте в форме крепости. Поставить памятник на берегу водохранилища скульптор Александр Рукавишников решил, не найдя городе нет подходящих для фона старинных зданий. К тому же так Татищев стоит ближе к старому, затопленному Ставрополю.
Парк у памятника — одно из любимых мест горожан для прогулок и свадебных фотосессий. Среди примечательных мест у ног Татищева — Лабиринт желаний из кустов кизильника блестящего (30 метров в диаметре).
Один из немногих монастырей в России, которые не воссозданы на месте дореволюционных, а основаны полностью с нуля. Монастырь занимает бывшую Земскую больницу, построенную в середине XIX века. Это единственное здание старого Ставрополя, которое оказалось выше уровня затопления и осталось на суше.
Бывшая больница долго пустовала, но в конце 1990-х при ней построили храм и основали монастырь. Его главная святыня — икона Святой великомученицы Варвары, по легенде всплывшая из затопленного храма на дне Жигулёвского моря.
У монастыря необычное соседство — рядом пляж с рестораном и яхт-клубом.
Куйбышевское водохранилище, оно же — Жигулёвское море, появилось в середине 1950-х при строительстве Куйбышевской ГЭС. На дне моря остался старый Ставрополь. Куйбышевская ГЭС на момент строительства была крупнейшей в стране. Раскинувшееся на 6450 км² Куйбышевское водохранилище — и сейчас третье в мире по площади (первое и второе находятся в Гане и Канаде). Как это часто случается с водохранилищами, Жигулёвское море не обошлось без экологических проблем: оно загрязнено и «цветёт» сине-зелёными водорослями. Зато оно вносит в тольяттинский уклад чисто морской шик яхт-клубов и прочих курортных забав.
Отправиться на прогулку на теплоходе можно от Речного вокзала. Полюбоваться волжскими просторами и Жигулевскими горами, пройти шлюзы Жигулевской ГЭС и побывать в исторических местах: усадьбе Орловых-Давыдовых в Усолье, доме-музее Репина в Ширяево, музее-театре «Жигулевская сказка» в Зольном.
На Баныкинском кладбище есть аллея, где похоронены участники криминальных войн 1990-х годов. Вообще Тольяттинская криминальная война — крупнейшая в новейшей истории страны. Ей посвящена огромная статья в Википедии. При переделе зон влияния (в первую очередь — над «АвтоВАЗом») погибло не менее нескольких сотен человек.
Конечно, аллея, где под огромными памятниками похоронены ключевые участники разборок, — довольно неоднозначная достопримечательность. Но, с другой стороны, это уже объект истории. Как, скажем, Колизей. И монументальные бронзовые изваяния тольяттинских авторитетов в спортивных костюмах (а также памятники, на которых они изображены в полный рост, смотрящими исподлобья, сунувшими руки в карманы кожаных курток) могут сказать об этой истории побольше, чем иной учебник.
Природа вокруг Тольятти очень красива.
Самое интересное — на территории огромного — 134 тысячи гектаров — национального парка «Самарская Лука». Он начинается в паре часов езды от Тольятти. Здесь — Жигулёвские горы и леса, где живут рыси и кабаны, пещеры и заброшенные штольни, в которых зимуют легионы летучих мышей.
Самарская Лука — охраняемая территория с организованным туризмом: проезд ограничен, ставить палатку можно только на специально отведённых площадках, а проще всего посмотреть эти места с официальными экскурсоводами (условия посещения — на официальном сайте.
Один из самых популярных и доступных объектов «Самарская Лука» — Молодецкий курган (по легенде здесь скрывались добры молодцы атамана Стеньки Разина). За пару часов можно подняться на вершину, с которой открывается живописный (особенно ранней осенью) вид. В окрестностях кургана есть площадка для барбекю и зона для палаток.