............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Обереги для панелек: коми-орнаменты в советской архитектуре

Типовая советская архитектура 1960–1980-х в Сыктывкаре выглядит не такой уж типовой — благодаря панно и мозаикам, воспевающим самобытность этого края, и орнаментам в традициях коми.

Традиционные коми-орнаменты происходят от пасов — знаков рода и семьи. Пасы использовались и как знак принадлежности, которым помечали земли и вещи, и как оберег, и как украшение. В минималистичных — буквально несколько линий под прямым углом — коми-орнаментах зашифрованы изображения небесных светил, людей, животных.

Сыктывкарские художники и архитекторы советского периода использовали эти орнаменты и напрямую, и как источник вдохновения. В этой подборке Надежда Беляева, историк и искусствовед, научный сотрудник Национальной галереи Республики Коми, рассказывает, как так вышло и что означают сыктывкарские узоры.

Малоэтажный жилой дом

Вообще это история про панельки, но мы начнем ее пораньше — со столетних деревянных домов. Идея украшать дома коми-орнаментом не так стара, как можно подумать. Традиционные жилища коми практически не украшались снаружи. В Усть-Сысольске, будущем Сыктывкаре, было несколько купеческих домов, с резными подзорами и наличниками, — но вроде тех, которые можно увидеть и в Центральной России.

 

Так что коми-орнаменты на домах по сути — новшество советского времени. В монументальное искусство они пришли из ткачества, вязания, меховой мозаики.

 

Этот деревянный дом с двумя ризалитами, построенный в начале 1940-х, украшен фризами из вертикальных планок и филенок – декоративных прямоугольников. Ребра-планки напоминают насечки на старинных деревянных шкатулках и ларцах. Декор дает интересную игру света в солнечную погоду. Интересно сравнить этот неокрашеный дом с домом по адресу Советская, 15 с аналогичным декором — но с окраской стен и выделением декоративных элементов цветом.

Ленина м-н, Сыктывкар
Малоэтажный жилой дом

Один из самых старых домов с коми-орнаментом, — этот деревянный двухэтажный дом. Он построен в 1928 году. По совпадению в этот же год после учебы в Петрограде в город вернулся художник Валентин Поляков (1904–1974). Он увлекался и авангардом, и коми-орнаментом — и это видно по книгам народных сказок, которые он оформлял. А еще Поляков преподавал изобразительные искусства местным детям и молодежи. Среди его учеников были и будущие авторы панно и мозаик на зданиях Сыктывкара.

 

Орнаменты с книжных обложек и иллюстраций Полякова перекликаются с декором этого дома. В первую очередь это — чередование ромба с рядом вертикальных планок. В бордюре под крышей и между этажами ромбы целые, с точкой по центру: знак солнца и плодородия.

Ленина м-н, Сыктывкар
Малоэтажный жилой дом

Точный год строительства этого дома неизвестен — но на фото 1946 года дом уже есть.

 

Между этажами идет диагональный узор из планок. Вообще популярность диагонально-геометрического узора у древних коми происходит из технологии обработки дерева и бересты. Во избежание трещин и сколов при обработке этих материалов топором и ножом делали диагональные надрезы и насечки. Со временем технологическая сетка превратилась в организующее начало орнамента. С другой стороны, сетка у коми часто выступает как оберег: кусок рыболовной сети служил поясом для детей и беременных женщин.

 

В декоре этого дома обращает на себя внимание украшение фронтонов сплошным зигзагообразным узором из деревянных плашек. Похожим узором коми в некоторых районах украшали варежки.

 

Из таких же плашек выложен ленточный узор по углам здания.

 

Все три узора на доме – разновидности символического отображения воды. Небесная влага была для народа коми воплощением богатства и плодородия.

Пушкина м-н, Сыктывкар
Административное здание

Улица Юхнина застраивалась после войны деревянными двухэтажками — преимущественно жилыми. Жилым, скорее всего, изначально был и этот дом 1955 года постройки.

 

Поверх тонких досок обшивки здания размещен национальный орнамент. Трехчастные вертикальные ленты между окнами на фасаде похожи узорами на построенную в 1970-х гостиницу «Сыктывкар». Зигзаги по краям — символ воды, источника жизни. Пересекающиеся, многослойные ромбы и косые кресты — знаки, обозначающие солнце, небесный огонь, призванный очищать и оберегать. Подобные узоры часто встречаются в текстильном орнаменте коми — вязании, плетении, ткачестве.

 

Карниз по низу балкона — стилизованные знаки рогов. Это — напоминание о временах, когда настоящие лосиные или оленьи рога помещали на охлупне дома как оберег. Ромбики, из которых состоят вертикальные бордюры, на углах дома — тоже символ солнца и плодородия.

Центр м-н, Сыктывкар
Структурное подразделение Коми научного центра, Уральское отделение РАН
3

Почти все сыктывкарские узоры — анонимное творчество: такой декор не требовал внесения изменений в типовой проект, поэтому имена авторов в документации не сохранились.

 

Одно из исключений — мозаика на институте биологии. Это кирпичное здание начали строить в 1961 году. А в 1962 году местный художник Сергей Добряков (1924–1989) предложил оформить угловой фасад здания первой во всей республике мозаикой. В ней нет коми-орнаментов, — есть только коммунистические лозунги, — но она вдохновлена богатством природных ресурсов этого края. А значит тоже связана с местом.

 

Чтобы пробить проект, понадобилась рекомендация председателя Академии Художеств СССР Владимира Серова. Добряков выполнил все работы сам по минимальной стоимости. Опыта создания такого масштабной работы (2 панно по 14 м²) у него не было, как и специального образования, — получить его помешала война.

Коммунистическая улица, 28Центральный м-н, Сыктывкар

Кстати, Добряков-школьник, будущий зачинатель традиции сыктывкарских панно и мозаик, учился рисовать в изостудии, где преподавал уже знакомый нам любитель авангарда и коми-орнаментов Валентин Поляков.

 

Ну а мозаиками Добряков увлекся после того как в поездке на творческую дачу познакомился с мозаичистом, работавшим с Павлом Кориным (автором мозаик на станциях метро «Смоленская» и «Павелецкая», витражей на «Новослободской»).

 

Панно по эскизу Сергея Добрякова на торце этого дома создано в 1967 году. Эта работа перекликается с «Северными играми», созданной в 1963 году работой, которую сейчас можно увидеть над лестничным проемом в здании Национального музея Республики Коми. И тут, и там — оленеводы, стреляющие из лука, запряженные в нарты олени, характерное изображение диска солнца. Добряков часто ездил на Север и значительная часть его живописных работ посвящено этой теме.

 

Интересно, что художник сам проживал в этом доме.

Пушкина м-н, Сыктывкар

Мозаики на фасаде здания педагогического института посвящены дисциплинам, которые в нем преподавались: литература, русский язык, физика, геометрия, химия, физкультура, биология, начальное образование. Эскизы были разработаны Сергеем Добряковым, а сами мозаики выполнены художниками местного отделения Худфонда РСФСР Валентином Михалёвым и Николаем Сёминым. Одна из восьми мозаик утрачена.

 

Здание построено в 1965–1966 годах, мозаики созданы в 1968 году. Сейчас в здании — музей истории пединститута — старейшего вуза Республики Коми, основанного в 1932 году (а в 2013 году присоединенного к Сыктывкарскому государственному университету).

 

Внутри здания, на третьем этаже находится интересное панно, написанное Юрия Рудневым в конце 1970-х. Художник изобразил на нем своих коллег, в том числе Сергея Добрякова. Изначально панно создавало иллюзию продолжения фойе перед актовым залом. Но в 1990-е панно было закрашено, а недавно отреставрировано и перенесено на новое место.

Коммунистическая улица, 25Центральный м-н, Сыктывкар

Здание театра оперы и балета было построено в 1969 году по типовому проекту института «Гипротеатр». От своих собратьев оно отличается фризом из нержавеющей стали под названием «Шондiбаной», что переводится с языка коми как «Солнцеликая». Автор фриза Владимир Рохин (1939–2020), вдохновлённый строками Маяковского «Светить всегда, светить везде, до дней последних донца…», изобразил солнце, обрамленное театральными кулисами. «Театр – это своего рода солнце для населения, он имеет колоссальную просветительскую роль» – говорил сыктывкарский скульптор.

 

Солнце автор изобразил в народных традициях коми. В мифологии коми-зырян и коми-пермяков солнце — Шондi — обладает четко выраженной женской символикой и воплощает в себе тепло и свет, дарующие плодородие и защиту от злых сил. В национальной традиции сделан и декоративный поясок по сторонам занавеса.

 

Длина фриза — 33 метра. Толщина стали — 2 мм. Над фризом работали 5 сварщиков, а для его монтажа построили массивные леса.

Коммунистическая улица, 32Центральный м-н, Сыктывкар
Коммунистическая улица, 35Жилой дом

Еще совсем недавно город заканчивался на Октябрьском проспекте, а дальше шли поля и леса. В середине 1960-х район стремительно застраивался хрущевками. Чтобы разнообразить городской пейзаж, ведущие местные художники Рем Ермолин и Станислав Торлопов предложили украсить торцы шести панельных домов на Коммунистической улице – новой главной магистрали города. Тематика панно – основные отрасли народного хозяйства республики.

 

Современные технологии помогли художникам создавать монументальные панно прямо в цехах крупнопанельного домостроения. Рельефы отливались в одной форме с панелью, плиты соединялись между собой при возведении стен; швы между ними можно увидеть в рисунке панно: они почти незаметны среди других линий.

 

Первое панно – «Шахтеры» — художники создавали в 1968 году вместе, над остальными они работали раздельно. Рельеф посвящен Печорскому угольному бассейну, второму по ресурсам в России, шахтам Воркуты и Инты.

Центральный м-н, Сыктывкар
Коммунистическая улица, 37Жилой дом

Автор панно «Строительница» — Станислав Торлопов (1936–2015), один из самых известных живописцев Республики Коми, народный художник России. В детстве занимался в изостудии у Валентина Полякова. После учебы в Костромском художественном училище вернулся на родину и посвятил Северу всю свою жизнь и творчество. Становление его искусства пришлось на годы «сурового стиля», что отложило отпечаток на его манеру письма и палитру.

 

Монументальное панно вышло настолько удачным, что его поместили на обложку книги Евгения Бородихина о строителях Сыктывкара «Этажи родного города», вышедшей в 1978 году.

 

При создании красители замешивались прямо в бетонную основу, что давало сдержанный и сближенный колорит. В 2019 году изображение пытались подновить, покрыв сверху слоем краски, более яркой, чем элементы панно были изначально. Поэтому рельеф немного выделяется в ряду других.

Центральный м-н, Сыктывкар
Коммунистическая улица, 39Жилой дом
1

Эскиз панно «Нефть» был создан в 1968 году Ремом Ермолиным (1926–2004), признанным мастером большой станковой картины, народным художником Коми АССР и РСФСР. Расцвет профессионального изобразительного искусства в республике в 1960–1980-х связывают в первую очередь с его именем.

 

Как и Станислав Торлопов, и Сергей Добряков, Рем Ермолин в юности учился у Валентина Полякова.

 

Нефть и газ — и в советское время, и сейчас — доминируют в экономике региона. Примечательно, что и первое упоминание о российской нефти связано именно с этим регионом — а точнее с Ухтинским месторождением. В XV веке путешественники описывали, как местные племена собирали нефть с поверхности реки и использовали ее в медицинских и хозяйственных целых. Здесь же началась первая в стране промышленная добыча нефти и газа.

Центральный м-н, Сыктывкар
Коммунистическая улица, 43Жилой дом

Автор панно «Сельское хозяйство» — Станислав Торлопов. На нем изображены важные отрасли местного хозяйства — земледелие и животноводство, развитые на юге республики, и оленеводство, распространенное на севере.

Центральный м-н, Сыктывкар
Коммунистическая улица, 45Жилой дом
На панно «Транспорт» Рема Ермолина — изображения водного, автомобильного, железнодорожного и авиатранспорта, которые связали города и деревни республики. Впрочем, нехватка или полное отсутствие дорог было и остаётся одной из особенностей края.
Центральный м-н, Сыктывкар
Коммунистическая улица, 47Жилой дом

Станислав Торлопов — автор и следующего рельефа «Лес». Лес — одно из главных богатств края: 84% территории занято лесными массивами. Местные лесозаготовительные, деревообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия импортируют продукцию в 80 стран мира.

Центральный м-н, Сыктывкар
Гостиница
284

Гостиница построена в 1970-е к чемпионату мира по хоккею с мячом, который прошел в городе в 1980 году. Первоначально ее думали назвать «Усть-Сысольск» (так именовался Сыктывкар до 1930 года). Здание строилось по проекту местного архитектора Альберта Ракина.

 

Фасад украшен вертикальным фризом с коми-орнаментом. Над ним — герб Сыктывкара 1978 года на основе работы художника Валентина Полякова. На гербе — слияние рек Сысолы и Вычегды, на которых стоит город, медведь, выходящий из берлоги, и ель, символ лесного богатства. Герб изменится дважды — в 1993 и 2005 годах.

 

Панели балконов украшены узором по мотивам трехгранно-выемчатой резьбы по дереву. Коми-орнамент с антропоморфными мотивами можно разглядеть и в металлической ограде перед входом в гостиницу.

 

На первом этаже — ресторан «Жакоv», с французской и коми кухней. Ресторан называется в честь известного коми философа и писателя Каллистрата Жакова, автора поэмы «Биармия».

Коммунистическая улица, 67Центральный м-н, Сыктывкар

Одна из первых панельных девятиэтажек микрорайона «Орбита». По одной версии район так называется из-за телецентра и большой тарелки-телеантенны. По другой — в честь одноименного завода, который не достроили из-за развала СССР. Нас интересует другое: многие панельки в этом на первый взгляд типовом спальном районе, украшены теми самыми коми-орнаментами.

 

Микрорайон построен в 1980-х домостроительным комбинатом объединения «Комитяжстрой». В эти годы главным инженером ДСК был Георгий Каратаев (1937–1995). С его именем связывают разработку дизайна крупнопанельных домов: балконов, орнаментов стен, цокольных панелей. В свое время изделия сыктывкарских домостроителей выставлялись на ВДНХ. Именно на Сыктывкарском ДСК впервые в стране сделали единый объемный балкон полной заводской готовности с меняющимися рельефными рисунками. Среди рисунков могли быть ромбы, вертикальные грани. Или более сложные узоры — как на этом доме: орнамент из чередующихся «рогов» и антропоморфной фигуры.

Орбита м-н, Сыктывкар

Необычные наружные панели, выпускаемые в 1980-х Сыктывкарским ДСК, значительно сократили затраты труда на стройке и разнообразили вид зданий.

 

Наиболее заметны фризы – широкие бордюры по верху стены. В микрорайоне «Орбита» часто встречаются фризы с орнаментом с рогами. Такой орнамент встречается у коми в тканых поясах. Обычно в таких поясах с белым полем вторым цветом был красный. На домах же бордюры, как правило, бело-голубые или бело-зеленые, причем фон не белый, а цветной — в силу технологических особенностей производства.

 

Оленьи рога на панельках — след древнего культа. Мотив лося или оленя встречается в творчестве народов Приуралья с неолита. У ижемских коми-зырян солнце сравнивается с упряжкой оленей, бегущей по небу (почти как Илья Пророк на колеснице). Лось и олень были жертвенными животными в дохристианских обрядах коми. Мотив рогов очень распространен в ткачестве и вязании, в меховой мозаике. Как почти все узоры и орнаменты, они были и оберегом.

Ленина м-н, Сыктывкар

Орнамент на торце этого дома, созданный в 1988 году, — уже более свободная интерпретация коми орнамента. Остались диагональное расположение элементов, наличие простых ромбов и ромбов с продленными сторонами, — но появляются нехарактерные для коми орнамента округлые контуры.

 

Панели отливались на заводе, украшались маленькими квадратными плитками, из которых и составлен узор. Эти плитки укладывались на бетон, пока он еще не застыл, и вклеивались в него. Технология называлась «ириска», поскольку напоминала процесс изготовления одноименных конфет.

 

Интересно, что с другого торца дома узор не повторяется. Он как будто ломается: нарушен четкий ритм центрального зигзага, появляется несколько разных неправильных фигур. Неясно: такова была задумка архитекторов или это ошибка строителей? Как бы то ни было, этот декор уже больше напоминает геометрическую абстрактную живопись, чем национальный коми-орнамент.

Орбита м-н, Сыктывкар

Это угловое здание, построенное в 1990 году, часто называют «дом с фризом» или «ажурный дом». Фриз по верху стены выполнен в виде бордюра с орнаментом «рога», как и у многих соседних домов. Главное отличие этого дома – вертикальная конструкция, закрывающая стык двух корпусов со стороны улицы и маскирующая разницу в их высоте.

 

Издалека орнамент конструкции напоминает коми орнамент, но, если приглядеться, то можно заметить нехарактерные элементы — сложные перемычки, круги. Узор стал более затейливым и ажурным. Видно, что эпоха коми-орнамента в сыктывкарском домостроении заканчивается.

Орбита м-н, Сыктывкар

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.