Самые интересные музеи города, который вообще-то весь — музей. В этой подборке — и знаменитые сокровищницы, и маленькие причудливые музеи, о которых вы, возможно, никогда не слышали.
Эрмитаж — один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира. Среди особо примечательных собраний — коллекции «скифского золота», картин Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Тициана и других. Как и в случае с любым другим грандиозным музеем советуем заранее определиться, что вы хотите увидеть, чтобы не упасть без сил, так и не дождавшись «Возвращения блудного сына».
Музей начался с коллекции, которую Екатерина II хранила во флигеле Зимнего дворца (от фр. ermitage — «место уединения, приют отшельника»), нынешнем Малом Эрмитаже.
Сколько существует Эрмитаж — столько в нём служат защитниками от грызунов знаменитые эрмитажные коты. Попасть с экскурсией в подвалы и познакомиться с усатой гвардией можно в весенний День эрмитажного кота. Ну, а в остальное время котов, если повезёт, можно увидеть, заглядывая во дворы с улицы Миллионной.
Классицистическое здание Главного штаба построено одним из ключевых архитекторов Санкт-Петербурга — Карлом Росси — в 1820-е годы. Триумфальная арка между двумя крыльями здания посвящена войне 1812 года. В западном крыле по-прежнему обитают военные, а в восточном Эрмитаж разместил свои коллекции европейского и отечественного искусства XIX–XX века, а также проводит временные выставки современного искусства.
Импрессионисты и постимпрессионисты — именно здесь.
Главный штаб — это ещё и пример того, как современная архитектура переосмысливает историческую: в конце 2000-х петербургская «Студия 44» архитектора Никиты Явейна накрыли двор-колодец Главного штаба стеклянным куполом.
Сам Мраморный дворец примечателен немыслимым количеством и разнообразием затраченного на него мрамора. Но гораздо интереснее содержимое: именно здесь Русский музей держит подаренную ему немецкими меценатами Петером и Ирене Людвиг коллекцию современного искусства. В ней — чуть ли не все значимые имена второй половины ХХ века: от Энди Уорхола до Йозефа Бойса, от Джеффа Кунса до Ильи Кабакова.
На нынешнее место рядом с с Балтийским вокзалом музей переехал в 2017 году — от Варшавского вокзала. Музейный комплекс состоит из реконструированного исторического здания депо, нового музейного корпуса и открытой площадки. Коллекция огромная: от раритетных паровозов до симулятора кабины машиниста. За раз всё не осмотреть.
Любите поезда? В нашем путеводителе есть отдельная подборка железнодорожных музеев.
В 1703 году на Заячьем острове под боком у Петроградской стороны заложена крепость, названная на голландский манер — Санкт-Питер-Бурх. Так был основан город.
Неофициальное название города «Питер» —пошло именно от названия крепости. Кстати, имейте в виду, что многих местных оно раздражает, хотя объяснить свою антипатию они обычно не могут.
Позже крепость, с которой начался город, станет Петропавловской, а внутри неё появится городская доминанта — Петропавловский собор.
В военных действиях крепость не участвовала, зато с самого начала была политической тюрьмой: здесь сидели Радищев и Чернышевский, Бакунин и Достоевский. После революции крепость собирались снести, как Бастилию, но быстро передумали.
Сейчас в крепости несколько музеев, посвящённых науке и технике, космонавтике и архитектурной керамике, истории города и тюремному прошлому крепости. Комплексный билет для собора и музеев — 750 рублей, билеты в отдельные музеи дешевле.
Намеренно олдскульный музей истории полярных исследований. Самолёт-амфибия, череп мамонта, диорамы, инструменты, которыми хирург Рогозин в антарктической экспедиции сам вырезал себе аппендицит и другие занимательные штуковины.
Но самое поразительное — то, что музей устроен в здании бывшей Никольской единоверческой церкви. Поэтому чучела пингвинов и белых медведей в окружении узнаваемых ампирных церковных интерьеров создают сюрреалистический эффект. А настенная роспись, посвящённая счастливому быту советских полярников, его довершает.
О музее в квартире Иосифа Бродского поклонники поэта мечтали давно. Но долго не получалось по разным причинам. Например, из-за того, что соседка Бродских по коммуналке не хотела ни продавать родной дом, ни жить в музее. В итоге создатель музея, бизнесмен Максим Левченко, купил соседнюю квартиру, — как подсобное помещение, где можно проводить лекции и перфомансы, устроить гардероб и так далее.
Это — не обычная мемориальная квартира. Вместо реконструкции не сохранившегося быта Бродских создатели музея очистили стены до дранки, до дореволюционных обоев, до абсолютной пустоты. В этой пустоте размещаются инсталляции и видеопроекции, проходят лекции и творческие встречи. Организацией пространства занимался архитектор и художник, один из основателей «бумажной архитектуры» Александр Бродский (не родственник). Билет нужно обязательно купить заранее. В начале 2022 года при музее открылись книжный магазин и бар от создателей El Copitas.
Музей, где можно больше узнать и о технических аспектах фотографии сто лет назад, и о том, как выглядели тогда город и горожане. Устроен в реконструированном фотосалоне Карла Буллы, который числится одним из отцов российского фоторепортажа. В салоне до сих пор можно сфотографироваться в ретро-стиле (даже прокат костюмов есть). Но некоторые приходят сюда не ради фотоискусства, а ради балкона: с четвёртого этажа — отличный вид на Невский проспект.
Музей, в котором можно наглядно увидеть, как работает водопровод. Устроен в старинной водонапорной башне.
50-метровая шестиярусная башня из красного кирпича в романском стиле построена в 1860-х при Александре II — тогда в Петербурге и появился центральный водопровод. В начале ХХ века эта водонапорная башня потеряла актуальность, — но снова пригодилась для водоснабжения во время блокады.
Быт Анны Ахматовой и её личные документы в квартире, в которой поэтесса прожила около 30 лет. А ещё здесь можно увидеть воссозданный (из подлинных вещей) американский кабинет Иосифа Бродского.
Музей-квартира находится во флигеле на задах барочного дворца графов Шереметевых, который называют Фонтанным домом по местоположению — на Фонтанке. В самом дворце обитает музей музыки с богатой коллекцией инструментов.
Художественно-промышленная академия основана в 1876 году на средства барона Александра Штиглица. В советское время заведение называлось художественно-промышленным училищем имени Веры Мухиной, поэтому его до сих пор называют «Мухой». Академия занимает два здания в Соляном переулке.
Здание со стеклянным куполом, построенное архитектором Максимилианом Месмахером, впечатляет и снаружи, — но изнутри выглядит ещё эффектнее. В залах, богато украшенных мозаикой и росписью, обитает музей прикладного искусства, владеющей огромной коллекцией — от фарфора до национальных костюмов. Под куполом — центральный выставочный зал, стилизованный под архитектуру Ренессанса.
Музей предназначен для студентов и с улицы в него попасть нельзя, но можно заранее записаться на обзорную экскурсию.
Музей обитает в изящном модерновом особняке, принадлежавшем Матильде Кшесинской, фаворитке будущего последнего царя. Ни её вещей, ни интерьеров не сохранилось, но сам музей политической истории — неожиданно очень интересный и с классными экскурсоводами.
Для понимания разных эпох тут воссозданы интерьеры барака 1930-х годов, типовой хрущёвки 1960-х годов и котельной, в которой от участия в официозе уклонялись представители «поколения дворников и сторожей». На втором этаже воссоздан кабинет Ленина, который действительно работал именно здесь в 1917 году.
Есть также экспозиция, посвящённая смеховой политической культуре: кепка Жириновского, куклы из одноимённой передачи НТВ, анекдоты.
Музей трамвая находится в исторических корпусах трамвайного парка на Васильевском острове. Здесь хранятся и показываются исторические трамваи и троллейбусы города. Отсюда стартует парад трамваев на День города.
От музея начинается и круговой экскурсионный маршрут «Первый туристический». Реплика ЛМ-33 («американки») — классического ленинградского трамвая 1940–1970-х отправляется отсюда кругом по Петроградке, Выборгской стороне и центру ежедневно кроме понедельника и вторника в 10:00, 13:00 и 16:00.
Перед входом в музей стоит памятник – трамвайный вагон английской фирмы Brush. Это напоминание о том, что первый в городе трамвайный маршрут с 1907 года проходил именно здесь (от Адмиралтейского проспекта до Васильевского острова). Если вы добираетесь до музея на метро, то посмотрите ещё памятник конке возле ближайшей станции — «Василеостровской».
Кунсткамера выросла из коллекции редкостей Петра I. Но сейчас анатомический раздел с сиамскими близнецами — меньшая часть экспозиции. Большая же часть — исследование быта разных народов: от японцев до индейцев.
Короткая бесплатная программа — заглянуть во дворик Кунсткамеры. Там обитают суровые южноамериканские идолы. Впрочем, не совсем южноамериканские: это сделанные в 1913 году копии каменных божеств — а сами божества так и остаются под колумбийским солнцем.
Военная история от XV века до наших дней. Кроме основной экспозиции внутри, есть большая бесплатная: во дворе музея выставлено 200 пушек, самоходных артиллерийских установок и ракетных комплексов.
Рядом с музеем — обелиск, отмечающий место казни декабристов.
На время ремонта музей обитает во временном здании, поэтому пока не показывает свою богатую коллекцию местного искусства от авангарда 1920-х годов до современности. Зато здесь проходят интересные временные выставки, лекции и прочие мероприятия. В том числе и для детей и подростков. В уютном внутреннем дворике прячутся объекты уличного искусства. Поклонники этого музея вообще считают его образцом истинно петербургского духа — и даже нераскрученность места этому способствует.
В этом доме Александр Блок жил с 1912 года до своей смерти в 1921 году. Вначале — в квартире на четвёртом этаже, потом его квартиру занял революционный матрос с семьёй и Блок с женой переехали к маме поэта на второй этаж. «Жаль, что не 12», — так, по легенде, Зинаида Гиппиус язвительно припомнила Блоку его революционную поэту, когда услышала про матроса.
Сейчас в обеих квартирах — музей с воссозданными интерьерами, личными вещами поэта, рукописями, рисунками и так далее. Билет стоит 200 рублей, но стоит взять экскурсию (ещё 300 рублей с человека).
Банный мост через реку Пряжку напротив дома Блок называл мостом Вздохов. Это и ироничная отсылка к одноимённому венецианскому мосту, и констатация факта: Блок был настоящей звездой и на мосту постоянно — с влюблёнными вздохами — стояли поклонницы.