Витебский вокзал — шедевр модерна, один из самых красивых вокзалов России. Построен в 1904 году — и современников поражал не только изяществом архитектуры и щедро украшенных ковкой и витражами интерьеров, но и технической продвинутостью. Интерьеры, дебаркадер под ажурным арочным перекрытием — всё выглядит как старая Европа. Здесь сразу хочется устроить фотосессию — и это удачная идея: на вокзале обычно малолюдно, так что вы никому не помешаете.
Большинство помещений доступно всем, но если вы хотите увидеть великокняжеские покои и чердак, то присоединяйтесь к экскурсиям проекта «Петербург глазами инженера».
Неудивительно, что такой красавец много снимался в кино. В советских «Приключениях Шерлока Холмса» он изображает викторианский Лондон. Ну а в фильме «Брат» сюда приезжает из провинции дембель Данила Багров. Тогда вокзал выглядел куда более потрёпанным (как, впрочем, и весь город). Его отреставрировали к 300-летию Санкт-Петербурга.
Место для отдыха, свиданий и прекрасных фото в буйстве зелени. В фойе оранжереи расположилась небольшая цветочная лавка, на втором этаже — уютная кофейня с видовым балконом на оранжерею. Для любителей буккроссинга у входа есть стеллаж с книгами.
Оранжереи и теплицы — изначально задуманная часть Таврического сада. Они появились ещё в 1794 году. В теплицах выращивали тропические фрукты и овощи, в оранжерее — разнообразные теплолюбивые растения. За двести лет комплекс много раз перестраивался до неузнаваемости. Нынешнюю оранжерею на углу Шпалерной и Потёмкинской улиц привезли в 1935 году из Царского села. Предыдущая пальмовая оранжерея, построенная в 1880-х годах на этом месте, к концу 1920-х годов сильно пострадала, поэтому ее разобрали и перевезли в Ботанический сад Петра I.
Лютеранская кирха конца XVIII века, давшая название Кирочной улице. Снаружи выглядит непримечательно (по петербургским меркам, конечно). А изнутри — как фильм Тима Бёртона: обугленные стены, лохмотья чёрной штукатурки — и яркие арт-объекты: неоновые кресты, светящиеся облака, роскошные люстры.
В советское время в кирхе был кинотеатр, в 1990-е ещё и ночной клуб. В начале 2000-х — как раз перед тем как кирха по суду должна была вернуться верующим — в ней случился сильный пожар. С тех пор фасады отреставрировали, наверх вернули крест, снятый ещё в советское время. А интерьеры понемногу восстанавливают до сих пор, — хотя именно их нынешний «готичный» вид привлекает в Анненкирхе толпы посетителей. Церковь действующая, но обстановка в ней в высшей степени неформальная. Здесь проходят не только мессы и беседы об Иисусе, но и светские лекции, концерты при свечах, выставки современного искусства. Следите за расписанием.
Культовый книжный магазин на Литейном проспекте. Существует с 1926 года, но выглядит на редкость молодо и прогрессивно. Здесь можно выпить кофе (а с недавних пор — даже вина), полистать журналы и — помимо книг — запастись стильными мелкими сувенирами: значками, наклейками, открытками. Есть и букинистический уголок.
А ещё здесь можно сделать классные фото в очень кинематографичном интерьере — с высоченными стеллажами, которые сотрудники покоряют с помощью приставных лестниц.
Московский район — это сталинки и брежневки. Тем удивительнее обнаружить среди них, в десяти минутах ходьбы от станции метро «Московская», похожую на пирожное розовую церковь, выстроенную в конце XVIII века в стиле псевдоготики.
Рядом — Чесменский замок, тоже вдохновлённый средневековой архитектурой. Это — путевой дворец, который Екатерина II построила в 1770-х, чтобы отдыхать по пути в летнюю резиденцию. Название и дворец, и церковь при нём получили в 1780-м году в честь десятилетия победы России в Чесменской битве с турками (есть легенда, что именно на этом месте Екатерина узнала о победе, — но историки сомневаются).
В советское время в церкви был склад, потом она сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. В 1960-е её восстановили под музей, а в 1990-х — вернули верующим. Внутри — простое и строгое убранство, иконостас — копия старого, восстановленная по эскизам. А в замке сейчас учатся студенты университета аэрокосмического приборостроения.
Ещё одно сокровище для архитектурного фотографа — построенная в 1970–1980-х годах совершенно инопланетного вида башня ЦНИИ робототехники и технической кибернетики. 77-метровый бетонный «тюльпан», вместе с достроенной в 1990-х антенной, достигает 105 метров. Внутри башня полая: это лаборатория для испытаний космической техники.
Cреди разработок института — системы управления мягкой посадкой космических кораблей «Союз», роботы для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, роботы-манипуляторов для космического корабля «Буран», медицинская техника (например, кардиоробот для массажа сердца при сердечно-легочной реанимации).
Эффектные виды на башню открываются из парка «Сосновка» и сада Бенуа. Вечером этот эффектный образец советского модернизма ещё и красиво подсвечивается, так что захватите штатив и дождитесь темноты.
Небольшая и милая достопримечательность — зажатый между куда более солидными строениями, совершенно мультяшный домик на Гагаринской улице. Он может стать отличным фоном для вашего портрета или просто эффектной стрит-фотографии. Воспользуйтесь испытанным приёмом стрит-фотографов: займите удобное место напротив и дождитесь прохожего, который удачно дополнит собой кадр.
Что за домик? Ярко-жёлтым он стал совсем недавно (тогда же обзавёлся и стилизованной под старину дверью с маскароном льва). А построен он, судя по всему в середине XIX века и изначально был флигелем Малого Мраморного дворца (Гагаринская, 3) — сейчас их разделяют другие здания. Изначально это была надвратная — нынешний первый этаж домика был аркой со сквозным проездом во внутренний двор усадьбы. На втором же обитал привратник. Скорее всего, арку заложили уже в советское время.
Сейчас домик — жилой дом на одну квартиру.
Сказочная дача княгини Марии Кугушевой с острой деревянной башенкой — модерн с элементами русского стиля. Один из немногих домов Каменного острова, который не обнесён забором (поэтому с ним можно вдоволь нафотографироваться).
Сейчас в доме Кугушевой — детская художественная школа, а в советское время были коммуналки.
Художественно-промышленная академия основана в 1876 году на средства барона Александра Штиглица. В советское время заведение называлось художественно-промышленным училищем имени Веры Мухиной, поэтому его до сих пор называют «Мухой». Академия занимает два здания в Соляном переулке.
Здание со стеклянным куполом, построенное архитектором Максимилианом Месмахером, впечатляет и снаружи, — но изнутри выглядит ещё эффектнее. В залах, богато украшенных мозаикой и росписью, обитает музей прикладного искусства, владеющей огромной коллекцией — от фарфора до национальных костюмов. Под куполом — центральный выставочный зал, стилизованный под архитектуру Ренессанса.
Музей предназначен для студентов и с улицы в него попасть нельзя, но можно заранее записаться на обзорную экскурсию.
Живописный потайной уголок Васильевского острова. Узкая (одна из самых узких в городе — 5,6 метров), сохранившая каменную мостовую, улица Репина запрятана между линиями Васильевского острова. Улица часто становится местом киносъёмок: убрав из кадра машины, здесь легко создать ретро-атмосферу. А фотографы особенно любят дворик за домом №11: летом одну из стен покрывает ковёр из дикого винограда.
Улица возникла ещё в начале XVIII века, но долго не имела названия, — изначально горожане называли её Песочным переулком. Именно здесь разыгрывается действие причудливой петербургской сказки «Чёрная курица или Подземные жители» — про мальчика Алёшу, которому вместо белой совы и письма из Хогвартса достались говорящая курица Чернушка и конопляное зёрнышко.
Часто за названием «творческое пространство» или «креативный кластер» скрывается исключительно модный общепит, но «Флигель» в этом не упрекнёшь. Запрятанный во дворах «Флигель» — это прежде всего выставочный зал и фотошкола «Фотодепартамент», а также фотолаборатория с магазином фотопринадлежностей.
Также среди арендаторов — лавка винила, магазины уличной одежды, кофейня, хостел и хороший винный бар Do Immigration с летней верандой под крышей — оттуда открывается отличный вид на дворик «Флигеля», в котором летом проходят гастрономические фестивали и прочие мероприятия.
Дворик с деревянными лестницами и галереями украшен фонариками и большими граффити, так что по случаю загляните сюда, чтобы сделать эффектные фотографии.
Длинный и узкий Канонерский остров между Морским каналом и Финским заливом известен урбанистическими пейзажами словно мрачного фантастического фильма: опоры ЗСД (магистраль проходит прямо над островом!), водная гладь залива, а на горизонте — новые районы и башня Лахта Центра. Особенно эффектным этот вид предстает на закате.
В XVIII веке на Канонерском острове были батареи со складом боеприпасов, потом учебный полигон. Большую часть своей истории остров был совершенно изолирован от города. Сейчас на нём есть несколько жилых кварталов, судоремонтный завод и большая дикая территория: лес и песчаная коса на юго-западе острова — с теми самыми феерическими видами.
Самое хипстерское и фотогеничное место в городе. Новая Голландия — остров, возникший после того, как в начале XVIII века между Невой и Мойкой прорыли каналы Крюков и Адмиралтейский. Застройка — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма. В 1820-е здесь построили морскую тюрьму. Народ прозвал её «Бутылкой» и увековечил в выражении «лезть в бутылку». С самого начала своего существования остров Новая Голландия использовался военно-морским ведомством — и всегда был режимным закрытым объектом в центре города.
В 2010-е годы за реконструкцию Новой Голландии взялась компания «Миллхауз» Романа Абрамовича. Получилось модное общественное пространство с ресторанами, магазинами, фестивалями, травяным садом, газонами и крутейшей детской площадкой в виде деревянного фрегата. Зимой здесь появляется каток с прокатом коньков. Круглый год в «Новой Голландии» проходят лекции, концерты и дизайнерские ярмарки, работают магазины и кафе.