Новая Голландия — остров, возникший после того, как в начале XVIII века между Невой и Мойкой прорыли каналы Крюков и Адмиралтейский. Застройка — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма. С самого начала своего существования остров Новая Голландия использовался военно-морским ведомством — и всегда был режимным закрытым объектом в центре города.
В 2010-е годы за реконструкцию Новой Голландии взялась компания «Миллхауз» Романа Абрамовича. Получилось модное общественное пространство с ресторанами, магазинами, фестивалями, травяным садом, газонами, на которых можно и нужно валяться и крутейшей детской площадкой в виде деревянного фрегата. Здесь проходят лекции, концерты и дизайнерские ярмарки. А зимой в Новой Голландии появляется каток с прокатом коньков.
Круглое здание построено архитектором Штаубертом в 1830 году. Изначально здесь была морская тюрьма, за форму прозванная «Бутылкой» (считается, что именно отсюда пошло выражение «лезть в бутылку»).
Сейчас в отреставрированном здании разместились бутики с одеждой и украшениям петербургских (и не только) дизайнеров, книжный магазин от музей современного искусства «Гараж», студии балета и бокса, а на первом этаже — кафе (если не знаете, какое выбрать, советуем филиал легендарной закусочной на Рубинштейна Bekitzer).
Сейчас в здании постройки середины XIX века обитают Cococo Bistro и Cococouture Матильды Шнуровой. А в будущем здесь должно открыться подразделение музея современного искусства «Гараж». Предвестник — установленная на крыше со стороны Крюкова канала неоновая инсталляция со сменяющими друг друга надписями «Ты остров» и «Ты на острове».
Инсталляция Алиши Эггерт изначально сделана не для Новой Голландии — и призывает задуматься о себе и своей роли в мире. Но именно здесь она приобрела забавное дополнительное значение. В центре Петербурга ты и правда всегда на острове. И это касается не только Васильевского острова или Петроградской стороны, но и центра города. Центр — благодаря Мойке, Фонтанке и каналам — тоже весь состоит из островов. Например, Эрмитаж и Марсово поле находятся на Адмиралтейском острове. Русский музей и Александринский театр — на Спасском острове и так далее. Ну а Коломна состоит из Коломенского и Покровского островов.
Сейчас Коломна — окраина центра, в XIX веке — небогатая окраина города. «Тут не столица и не провинция, — описал Коломну Гоголь, — кажется, слышишь, перейдя в коломенские улицы, как оставляют тебя всякие молодые желанья и порывы. Сюда не заходит будущее, здесь все тишина и отставка». Мелкий служащий Евгений из «Медного всадника» — довольно типичный обитатель Коломны (впрочем, Пушкин и сам жил здесь некоторое время после Лицея).
Будущее до сих пор заходит в Коломну неохотно: здесь хорошо сохранилась старая застройка, нет толп туристов, мало вывесок и рекламы. Поэтому здесь стоит погулять, чтобы увидеть не совсем открыточный, реальный старый Петербург. Главные улицы Коломны — Английский проспект с живописными особняками и улица Декабристов, на которой гнездится Мариинский театр. Точнее, все три здания Мариинского театра: историческое, новое и новый же концертный зал. Новая Мариинка — тот случай, когда будущее в Коломну всё-таки забрело. И далеко не всем это понравилось.
Фасад особняка вдохновлён Ренессансом, но это ещё далеко не всё. Если зайти во двор, то обнаружится не только причудливая веранда, но и хозяйственные постройки в стиле немецкой или голландской фермы: кирпич и фахверк. Ворота во двор обычно открыты, но возможность заглянуть остаётся на милости (или бдительности) охранников: особняк с 1930-х годов и по сей день занимает военный комиссариат. Интерьеры неплохо сохранились — и в здании время от времени проводятся экскурсии.
В этом доме Александр Блок жил с 1912 года до своей смерти в 1921 году. Вначале — в квартире на четвёртом этаже, потом его квартиру занял революционный матрос с семьёй и Блок с женой переехали к маме поэта на второй этаж. Сейчас в обеих квартирах — музей с воссозданными интерьерами, личными вещами поэта, рукописями, рисунками и так далее. Билет стоит 200 рублей, но стоит взять экскурсию (ещё 300 рублей с человека).
Банный мост через реку Пряжку напротив дома Блок называл мостом Вздохов. Это и ироничная отсылка к одноимённому венецианскому мосту, и констатация факта: Блок был настоящей звездой и на мосту постоянно — с влюблёнными вздохами — стояли поклонницы.
Кофейня в двух шагах от музея-квартиры Блока. Здесь готовят завтраки весь день: домашние сырники, овсяную кашу, омлет, тосты с авокадо и лососем. Завсегдатаи хвалят вишнёвый пирог. К десерту или завтраку можно взять классические капучино, латте, эспрессо или авторские карамельный раф, малиновый чай с мёдом — напитки меняют под сезон.
Фишки есть и в интерьере: это ретро с множеством деталей — старинные стулья и столы, пишущая машинка, музыкальные инструменты и чёрно-белые снимки. Любителям сетевых кофеен пространство может показаться маленьким, а мебель — старой. Сюда стоит прийти не за кофе побыстрее и на вынос, а чтобы почувствовать себя местной интеллигенцией, побыть дома вне дома.
Мрачное здание за речкой Пряжкой изначально было тюрьмой. Во второй половине XIX века тюрьма постепенно превратилась в больницу для душевнобольных. Разница между этими учреждениями тогда, впрочем, была невелика. Среди причин, по которым в конце XIX века, согласно уставу больницы, в неё могли упечь женщину — неповиновение родительской власти и дерзкое обращение с мужем. В ХХ веке в прозванной «Пряжкой» больнице проходил принудительную психиатрическую экспертизу Иосиф Бродский. А позже лежал, чтобы избежать армии Виктор Цой (об этом — песня «Транквизизатор»).
Большая хоральная синагога, открывшаяся в 1893 году и ухитрившаяся не закрыться даже в советское время.
Евреям (причём не всем, а только купцам первой гильдии, отставным солдатам, обладателям учёных степеней или высокой квалификации) разрешили жить за чертой оседлости — в том числе и в Петербурге — только при Александре II. Евреи и до этого жили в Петербурге, но нелегально.
Появление этого огромного здания в мавританском стиле оказалось для общины не такой хорошей новостью, как может показаться на первый взгляд: разрешив построить синагогу на 1200 человек, городские власти одновременно закрыли по всему городу все остальные молельные дома для иудеев. Те стали селиться поближе к синагоге. Так Коломна стала ещё и самым еврейским районом Петербурга.
Возглавляемый Валерием Гергиевым с 1988 года театр оперы и балета ведёт свою историю со времён Екатерины II. Но имя получил в честь супруги Александра II, при котором театр обзавёлся новым зданием. Тем самым, которое теперь — «старая сцена Мариинки» и помнит императоров в зале и Майю Плисецкую — на сцене. И по-прежнему остаётся в деле.
Конечно, один Блок точно знает, как было на самом деле. Но есть устойчивое мнение, что в стихотворении «Ночь, улица, фонарь, аптека» речь идёт про дом по адресу «Декабристов, 27» возле Крюкова канала. Во всяком случае аптека в доме есть — и уже была в 1912 году, когда было написано стихотворение. Правда, с тех пор учреждение изменилось до неузнаваемости.
Тут надо отметить, что Коломна была ещё и богемным районом: деятели искусства селились поближе к Мариинскому театру и Консерватории. Вот и среди жильцов этого дома во времена написания стихотворения про «Ночь, улицу, фонарь, аптеку» была, например, семья Стравинских: знаменитый певец Мариинки Фёдор и его сын — молодой композитор Игорь.
Среди жильцов громадного неоклассицистского дома Веге был дирижёр Александр Зилоти, устраивавший домашние концерты с участием Рахманинова, Стравинского, Прокофьего и Шаляпина. А вот то, что Шаляпин сам жил в этом доме — миф.
Через сто лет в доме поселится, продолжая традиции богемной Коломны, Сергей Шнуров (уже съехал).
Сам дом Веге — один из самых примечательных доходных домов Коломны. Вероятно, архитектор вдохновлялся не только Ренессансом, но и более свежими событиями — нашумевшим тогда в городе домом трёх Бенуа на Петроградке. Только у Бенуа парадный двор-курдонёр отделён от улицы колоннадой, а тут — портиком с атлантами.
Про часы на доме — отдельная история: они не работали полвека. В середине 2010-х годов инженер Антон Чернов вспомнил, как в детстве ходил мимо дома Веге в школу и мечтал увидеть часы работающими. И вместе с друзьями и добровольцами действительно восстановил и запустил часы — безвозмездно и без особого участия жителей дома.
С Пикалова моста открывается панорамный вид на семь мостов, что и дало этому месту неофициальное название «Семимостье».
В Коломне вообще — даже по петербургским меркам — много мостов и каналов и тех самых видов, за которые город прозвали Северной Венецией. Советуем обязательно отправиться сюда на лодочную прогулку в белые ночи, когда Коломна обретает особенную — слегка упадочную, слегка призрачную, очень петербурскую красоту. И смотреть на неё надо с воды.
Напоследок — ещё пара интересных мест по соседству с Коломной. Этот музей на время ремонта обитает во временном здании, поэтому пока не показывает свою богатую коллекцию местного искусства от авангарда 1920-х годов до современности. Зато здесь проходят интересные временные выставки, лекции и прочие мероприятия. В том числе и для детей и подростков. В уютном внутреннем дворике прячутся объекты уличного искусства. Поклонники этого музея вообще считают его образцом истинно петербургского духа — и даже нераскрученность места этому способствует.
Построенный в 1770-е годы дворец принадлежал Юсуповым с 1830-х. «Дед затеял перестройку и многое, увы, испортил», — сетует в мемуарах Феликс Юсупов, прежде чем перейти к детским воспоминаниям о семейных ужинах на две тысячи гостей. Сейчас во дворце музей — так что интерьеры можно осмотреть.
В 1916 году Феликс Юсупов, 29-летний красавец, выпускник Оксфорда и наследник одного из крупнейших состояний страны, решает: чтобы спасти Россию, он должен убить Распутина, манипулирующего царской семьёй. Убийство произошло именно здесь — в подвале дворца. Распутина к себе Юсупов заманил обещанием знакомства с женой Ириной. Через 16 лет уже в эмиграции Юсуповы отсудят приличные деньги у студии MGM за фильм, изображающий Ирину любовницей Распутина. Прецедент породил стандартную формулировку в титрах «Любые совпадения с реальными людьми и событиями случайны».
Демократичный винный бар рядом с Коломной. Заведение находится на крыше творческого пространства «Пальма» — так что здесь можно выпить бокал вина с панорамным видом на Исаакиевский собор.