............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Рельсы, шпалы: путеводитель для фанатов поездов

Подборка для фанатов поездов от Агента 2ГИС Тимофея Петрова про железнодорожные места Петербурга. Показываем вокзалы и музеи железнодорожной тематики, рассказываем, где можно поиграть в настоящего машиниста.
Железнодорожные вокзалы
3597

Вокзал первой большой железной дороги — из Петербурга в Москву. Вдохновлённое ренессансом и европейскими ратушами здание построено в середине XIX века по проекту архитектора Константина Тона. В ХХ веке — реконструировалось и достраивалось. Особенность вокзала — только отсюда отправляются скоростные поезда «Сапсан».

 

Вокзал устроен в основном на одном уровне, поэтому, если вы хотите посмотреть на поезда, стоит прогуляться до надземного перехода на Днепропетровской в сторону круглого депо. Депо построено одновременно с вокзалом в середине XIX века и представляет собой интересный образец утилитарного железнодорожного здания стиле эклектики с элементами классицизма. В устроенном по американскому образцу круглом депо паровозы размещались в радиальных отсеках («стойлах»), а в центре был поворотный круг.

Невский проспект, 85Лиговка-Ямская, Центральный район, Санкт-Петербург
Железнодорожные вокзалы
1183

Этот вокзал, пожалуй, самый фотографируемый и снимаемый в кино (от «Приключений Шерлока Холмса» до «Брата»). Здание в стиле модерн, многие интерьеры, дебаркадер — всё выглядит как в начале ХХ века, когда вокзал поражал современников не только красотой, но и технической продвинутостью. Сейчас на путях под ажурным дебаркадером можно увидеть туристический поезд с паровозом.

 

Поищите здесь исторический лифт, который восстановили для современного использования, и винтовую чугунную служебную лестницу. Большинство помещений доступно всем, но если вы хотите увидеть великокняжеские покои и чердак, то присоединяйтесь к экскурсиям проекта «Петербург глазами инженера». Со стороны города пути подходят к вокзалу по высокой насыпи, чтобы увидеть поезда и для фотографирования стоит проходить сразу на перрон.

Загородный проспект, 52Семёновский, Адмиралтейский район, Санкт-Петербург
Железнодорожные вокзалы
1460

Пожалуй, самый компактный из центральных вокзалов города. Изначально построен только для электричек. С появлением международного высокоскоростного поезда «Аллегро» до Хельсинки для его пассажиров устроили терминал в боковом крыле и кассы поездов дальнего следования.

 

Сейчас с этого вокзала отправляются и скоростные «Ласточки» в Карелию. C недавнего времени на Финляндский вокзал в период навигации после остановки на Ладожском вокзале заезжает на длительную остановку поезд Москва—Петрозаводск, чтобы показать пассажирам развод мостов.

 

При реконструкции часть дореволюционного фасада старого здания вокзала сохранена на новом фасаде со стороны города и платформ. В память о Дороге Победы, связавшей Ленинград с миром после прорыва блокады, на вокзале проходят реконструкторские представления.

 

Из окна вагона можно увидеть несколько граффити на железнодорожную тему недалеко от платформ.

Площадь Ленина, 6Финляндский, Калининский район, Санкт-Петербург
Железнодорожные вокзалы
302

Сейчас с этого вокзала ходят только электрички (и иногда туристический поезд с паровозом). Центральный зал — это бывший дебаркадер, то есть место, где перекрывались общей крышей платформы и пути. Сейчас же электрички отправляются с открытых платформ за вокзалом.

 

Особенность Балтийского вокзала — рядом, за забором расположен перенесённый сюда от Варшавского вокзала музей железных дорог России. Иногда можно на крайнем пути увидеть музейную или выставочную технику. А ещё здесь можно встретить электрички с индивидуальными названиями: «Лужский рубеж», «Победа», «Балтиец» и другие.

 

Раньше этот вокзал назывался Петергофским — по станции на другом конце этого участка.

Набережная Обводного канала, 120Измайловское, Адмиралтейский район, Санкт-Петербург

На нынешнее место рядом с с Балтийским вокзалом музей переехал в 2017 году — от Варшавского вокзала. Музейный комплекс состоит из реконструированного исторического здания депо, нового музейного корпуса и открытой площадки. Коллекция огромная: от раритетных паровозов до симулятора кабины машиниста. За раз всё не осмотреть.

Библиотечный переулок, 4 к2Измайловское, Адмиралтейский район, Санкт-Петербург

Музей находится рядом с Петербургским государственным университетом путей сообщения, непосредственно возле Юсуповского сада. По сравнению с предыдущим музеем он ощутимо меньше. Но экспонатов тоже много. Здесь собраны различные документы и макеты всей истории железных дорог. Отдельный зал посвящён метрополитену.

Садовая улица, 50Сенной, Адмиралтейский район, Санкт-Петербург
Фудмолл
1346
Варшавский вокзал построен в 1850-х годах, — а сообщение с Варшавой открылось в 1862 году. В советское время отсюда отправлялись поезда до Варшавы, Берлина, Праги, Прибалтики и Западной Украины. В 2001 году вокзал упразднили, а его пассажиров распределили по другим вокзалам. Были планы устроить в здании вокзала музей современного искусства — по аналогии с Гамбургским вокзалом в Берлине. Но в итоге ограничились торговым комплексом. Здесь же находится ещё один пример реконструкции железнодорожных сооружений — паровозное депо, превращённое в бизнес-центр. И водонапорная башня для обслуживания паровозов — интересный образец кирпичной промышленной архитектуры. 
Набережная Обводного канала, 118 лит СИзмайловское, Адмиралтейский район, Санкт-Петербург
Железнодорожные вокзалы
1475

Самый новый из центральных вокзалов Петербурга — открылся в начале 2000-х — и единственный в городе вокзал со сквозным движением поездов.

 

С надземных этажей, привокзальной надземной площади, открытых террас прекрасный вид на ближайшие районы города и проезжающие пассажирские и грузовые поезда. Можно также увидеть сверху первый в России частный трамвай «Чижик».

 

Рядом сохранилось старое здание станции 1913 года — тогда станция называлась «Дача Долгорукова». Сейчас в здании-памятнике офисы.

 

Некоторые поезда с Ладожского вокзала идут по Финляндскому мосту над Невой. Поездка на них — единственный шанс увидеть город и Неву с необычного ракурса: для пешеходов мост закрыт. А ещё этот мост фактически — два смежных моста с однопутным железнодорожным полотном.

Заневский проспект, 73Малая Охта, Красногвардейский район, Санкт-Петербург

Здание вокзала построено в 1850-х годов архитектором Николаем Бенуа (представителем крайне богатого на выдающихся деятелей искусств семейства). Наружная часть вокзала напоминает уменьшенную копию католического собора итальянского города Орвието, в реставрации которого Бенуа принимал участие. Изначально вокзал был конечной остановкой, потом железную дорогу продлили, а западную стену разобрали.

 

Вдоль фасада стоит пройти чуть дальше: перед вокзалом со стороны парка установлен памятник барону Александру Людвиговичу Штиглицу. Именно на его деньги и был построен этот вокзал — но больше всего меценат Штиглиц известен постройкой художественной академии в Соляном переулке.

Петергоф г., Петродворцовый район, Санкт-Петербург
Раньше музей находился в Красном селе, поэтому добирались до него немногие, – зато теперь переехал в Центральный район. Музей посвящён истории мостов вообще, но значительную часть экспонатов (макетов, чертежей, фотографий, рисунков) составляют именно железнодорожные мосты.
Мучной переулок, 2 лит ГМуниципальный округ №78, Центральный район, Санкт-Петербург

Находится непосредственно в здании метрополитена, совмещённом со станцией «Приморская». Соответственно для входа в здание нужно оформить пропуск. Несколько лет назад экспозицию значительно перестроили и расширили, добавили интерактивные макеты и полномасштабные реконструкции.

Здесь можно сфотографироваться в кабине машиниста метро или у пульта диспетчера, а также узнать много интересного об истории создания первых метрополитенов и самого Ленинградского метро, а также о настоящем и будущем петербургской подземки.

Улица Одоевского, 29Остров Декабристов, Василеостровский район, Санкт-Петербург

Музей трамвая находится в исторических корпусах трамвайного парка на Васильевском острове. Здесь хранятся и показываются исторические трамваи города. Отсюда стартует парад трамваев на День города.

От музея начинается и круговой экскурсионный маршрут «Первый туристический». Реплика ЛМ-33 («американки») — классического ленинградского трамвая 1940–1970-х отправляется отсюда кругом по Петроградке, Выборгской стороне и центру ежедневно кроме понедельника и вторника в 10:00, 13:00 и 16:00. Билет — 300 руб.

Перед входом в музей установлен памятник – трамвайный вагон английской фирмы Brush. Это напоминание о том, что первый в городе трамвайный маршрут с 1907 года проходил именно здесь (от Адмиралтейского проспекта до Васильевского острова). Если вы добираетесь до музея на метро, то посмотрите ещё памятник конке возле ближайшей станции — «Василеостровской».

Средний проспект В.О., 77Васильевский, Василеостровский район, Санкт-Петербург

На Васильевском острове есть ещё один не музейный, но интересный объект — построенный в советское время железнодорожный переезд между территориями Балтийского завода. Это переезд со стандартной для России шириной колеи — 1520 мм (в мировой практике такая колея, доставшаяся от Российской империи всем постсоветским странам, а также Монголии и Финляндии, называется «русской колеёй»). Уникальность же этого переезда в том, что для заводских путей обычно использовалась узкая колея. А вот таких отдельных от общей сети участков с широкой колеёй в России — всего несколько. Изначально этот участок хотели соединить с остальной железной дорогой, но затея оказалась очень затратной. С основными путями он связан железнодорожным паромом в Морской порт.

Муниципальный округ №7, Василеостровский район, Санкт-Петербург
Музей
11

Небольшой бесплатный музей, посвящённый отдельному маршруту трамвая — Оранэла. Открылся в 2019 году в историческом здании Княжевской подстанции на проспекте Стачек.

Оранэла — неофициальное название запущенной в 1915 году Ораниенбаумской электрической линии, уникальной железной дороги, которая шла вдоль Петергофской дороги и должна была связать Нарвскую заставу со Стрельной, Петергофом, Ораниенбаумом и Красной Горкой. По сути, это был первый в России проект пригородной электрички.

В сокращённой версии этот проект сохранился в виде маршрута №36. Трамвай следует до конечной остановки Стрельна, а это уже Петродворцовый район, самая западная часть трамвайной сети города.

Проспект Стачек, 91 лит АКрасненькая речка, Кировский район, Санкт-Петербург

Южная детская железная дорога идёт от станции Купчино, параллельно широкой колее, до Пушкина (исторически — Царского Села). Стоит отметить, что вход со стороны метро очень своеобразен. Это — небольшая дверь с табличкой-указателем сверху. Она находится на платформе наземного перрона метро Купчино в сторону города, перед турникетами. Потом нужно пройти порядка пятисот метров до самой станции Молодёжная.

Это место летней практики юных железнодорожников. Поэтому, как и многие детские дороги, она работает с июня по август. Основные служебные постройки и депо — на конечной станции Царскосельская.

Летом 2020 в депо южной детской дороги открылся (пока в режиме экскурсий по записи) музейно-выставочный комплекс «Одиннадцать месяцев». Здесь планируют показать историю всех детских железных дорог, проводить лекции и другие интерактивные мероприятия.

Санкт-Петербург

Более старый участок детской железной дороги — Северный — находится в Приморском районе и менее доступен транспортно: метро и ближайшая платформа Озерки достаточно далеко. Как и Южная дорога, работает только летом. Из-за плотной застройки от некогда большой железнодорожной линии остался только короткий участок между остановками Озёрная и Юный. Но некоторые местные жители предлагают увеличить длину путей, сделав дорогу местной достопримечательностью. Купить билеты можно только на станции Озёрная. На станции Юный — только платформа и разъезд для локомотива.

Санкт-Петербург
Военно-патриотический парк на острове Котлин открылся в 2018 году. В эту подборку попал потому, что там есть узколейка с железнодорожными экспонатами.
Санкт-Петербург

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.