Мозаики не только красивы и оригинальны — они рассказывают об истории места, его культуре и важных событиях. В Петербурге панно особенно интересны, ведь город столетиями хранит свои традиции. Так, советские художники-монументалисты часто обращались к классике, будь то кораблик на шпиле Адмиралтейства или кариатиды — колонны в виде женских фигур. При этом авторы не забывали и о современности, изображая космос, развитие атомной энергии, работу на заводах.
В путеводителе от искусствоведа и экскурсовода команды «Петербург глазами инженера» Оксаны Карпенко — интересные и яркие мозаики на фасадах, в интерьерах зданий и на станциях метро. Среди них — дореволюционные, советские и современные работы.
Музей Суворова похож на древнерусскую крепость. Он был построен в 1904 году по проекту архитекторов Александра фон Гогена и Германа Гримма. Здесь можно обнаружить один из первых примеров оформления фасадов мозаикой на нерелигиозную тему.
Художники показали сцены из жизни великого полководца. Справа — работа «Отъезд Суворова в поход 1799 года» художника Николая Шабунина, где герой, находясь в ссылке в имении Кончанское, узнает о своём назначении командующим войсками в Италии. Слева — панно «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художника Алексея Попова.
На рубеже XIX-XX веков безупречной считалась та мозаика, при взгляде на которую непонятно, что изображение сложено из кусочков. Поэтому панно на фасаде музея напоминают монументальные живописные картины. Для их создания потребовалось больше 8 тонн смальты!
Верхнюю часть фасада доходного дома герцога Лейхтенбергского в стиле модерн украшает фриз из пяти панно. Они созданы в 1905 году по эскизам художника Сергея Шелкового в частной мозаичной мастерской Владимира Фролова.
Пейзаж нечасто появлялся на фасадах, но здесь поля, холмы и река выглядят органично, а корабли с надутыми парусами перекликаются с большими окнами художественных мастерских, расположенных на верхних этажах здания. Сегодня нас не удивить индустриальным сюжетом, но для императорской России мозаика, центральный элемент которой содержит панораму с высокими заводскими трубами, была настоящим вызовом.
К началу XX века мозаики уже не подражают живописи, как это было раньше, а обретают собственный язык. Кусочки цветного стекла — смальты — становятся крупнее и разнообразнее по форме.
Ортопедический институт был построен в 1906 году. В проект включили церковь, на фасаде которой появился проникновенный образ Богородицы с младенцем. Лики с большими глазами, сине-лиловый колорит и орнаменты выделяют это панно.
Эскизы для пятиметрового образа разрабатывал ещё молодой художник Кузьма Петров-Водкин (позже он напишет знаменитую авангардную картину «Купание красного коня»). Он выбрал технику майолики, при которой керамику из глины расписывают глазурью. Материал изготовили на фабрике «Дультон» в Лондоне. Особенность этого панно в том, что мастер использовал не одинаковые по размеру плитки для обжига, а фигурные модульные куски.
Архитектура Соборной мечети — это синтез северного модерна и среднеазиатского зодчества. Здание строили в 1909 –1913 годах. Купол, навершия минаретов и три портала покрыты бирюзовой керамикой. Площадь облицовки — около 1500 квадратных метров! Примерно такого размера главный зал Дворца спорта «Юбилейный».
Автор эскизов, художник Максимов, отправился в Самарканд, где подробно изучал орнаменты мечетей. Чтобы воплотить рисунок на фасаде, керамист Пётр Ваулин освоил средневековую технику резной мозаики. В отделке также принимали участие узбекские мастера.
Увы, оригинальное покрытие не выдержало сурового климата Петербурга. В 1980-х облицовку купола сняли, передав изразцы в Музей истории Ленинграда. Их заменили на технический фарфор. Но оригинальные изразцы ещё можно увидеть на минаретах, которые недавно отреставрировали.
Ленинградский ТЮЗ — редкое модернистское здание, которое имеет статус объекта культурного наследия. Эта постройка — хороший пример перехода от сталинского классицизма к модернизму. Центральный фасад напоминает классический колонный портик, строгость которого разбавляют мозаики из яркой керамической плитки.
Панно созданы в начале 1960-х годов по эскизам художников Андрея Мыльникова (руководитель мастерской монументальной живописи Института имени Репина) и Александра Королёва. Пионеры читают, отдыхают под яблоней, плетут венки, запускают самолётик. Образ дополняют символические маски комедии и трагедии.
Сегодня для нас может быть необычно то, что дети проводят время отдельно: мальчики играют справа, а девочки — слева. Возможно, это отголосок раздельного обучения 1940 – 1950-х годов.
В фойе второго этажа сохранились оригинальные фрески, которые можно увидеть, придя на спектакль. Кстати, в репертуаре театра — не только детские, но и вполне серьёзные постановки.
Типовые панельные дома формируют целые кварталы. Чтобы как-то выделить одинаковые здания, начиная с 1960-х их начали украшать мозаиками, размещёнными на торцах или рядом со входами. Чаще всего их сюжеты отражали советскую идеологию. На улице Вавиловых на девятиэтажках серии ЛГ-606 можно увидеть изображения, которые напоминают о покорении космоса.
У входа в каждую из четырёх парадных — декоративное панно. Мозаики «День» и «Ночь» чередуются. Солнце с открытыми глазами и спящая луна обозначают цикличность и порядок. Панно набирали прямо на домостроительных комбинатах, после чего привозили готовые панели на стройплощадки.
Парящий среди планет, звёзд и знаков зодиака космонавт появился на кирпичном торце дореволюционного дома в 1967 году. Мозаику создали по эскизам художницы Валентины Аноповой.
Образы космоса часто встречаются в советском монументальном искусстве. Запуск спутника Земли и полёт Юрия Гагарина не прошли бесследно и захватили все сферы творчества. Панно в сине-зелёных оттенках выражает идею безграничности человеческих возможностей: герой не останавливается, стремясь к новым горизонтам.
Пулковские высоты стали ключевым местом в истории блокадного Ленинграда: здесь в сентябре 1941 года советские солдаты остановили наступление немецких войск. В 1967 году в этом месте открыли памятник, входящий в грандиозный мемориальный ансамбль «Зеленый пояс Славы».
Монумент «Пулковский рубеж» создали архитектор Яков Лукин, скульптор Леонид Михайлёнок и художник Алексей Ольхович. Памятник высотой почти 4 м и длиной 35 метров полностью покрыт мозаиками. Здесь можно увидеть сюжеты из истории блокадного города и военных действий. Авторы показали храбрость ленинградцев, которые продолжали трудиться и жить ради победы. Центральное панно отсылает к образу Богоматери с младенцем. Мозаика сложена из кусочков гранита разных оттенков, что придаёт ей суровый колорит.
Мемориал имеет охранный статус, что редкость для искусства второй половины XX века. Это значит, что памятник не снесут, а мозаики сохранят первоначальный облик.
Тему науки интерпретировал в классическом представлении художник Валерий Табулинский. Его панно появилось на фасаде Медицинского колледжа во второй половине 1970-х. Оно носит название Ave Vitae, что в переводе с латыни означает «Да здравствует жизнь!».
В центре композиции — древнегреческий бог медицины Асклепий в характерной одежде и современный учёный в белом халате. Возможно, это сам Бехтерев, имя которого носит колледж. Вокруг главных героев кипит работа медиков: часть врачей готовится к операции, другие добывают змеиный яд. Змея у древних греков ассоциировалась с долголетием и вскоре стала символом всей медицины. Посох бога Асклепия с переплетенными пресмыкающимися и сегодня изображают на медицинских эмблемах.
В 1980-х годах стену колледжа украсило панно на тему коллективного труда. Тяжёлые будни кораблестроителей изобразил художник Виктор Алексеев по заказу «Адмиралтейских верфей». Интересно, что в верхней части композиции — кораблик, который украшает шпиль Адмиралтейства.
Всё панно пронизано динамикой: инженеры делают расчеты, одни строители проверяют винты, другие — соединяют металлические конструкции. Каждый герой выполняет свою функцию, словно деталь единого механизма.
В 2020 году в ходе реконструкции здания мозаику сохранили, что бывает далеко не всегда.
Панно в фойе Дворца культуры создали в 1980 году по эскизам художницы Светланы Пономаренко. Она изобразила сцены из жизни рабочих Кировского завода, которому принадлежал ДК.
Художница много времени проводила на предприятии, делая наброски с натуры. На основе цеховых интерьеров она разработала орнаменты, которые сегодня можно увидеть на многофигурной композиции. Красно-лиловый колорит добавляет элегантности в тяжёлую промышленную атмосферу.
Модернистский гостиничный комплекс «Ленинград» (ныне — «Санкт-Петербург») первоначально включал жилой корпус, ресторан и концертный зал. На изогнутой стене последнего — масштабное мозаичное панно «Гимн городу», созданное в 1984 году по эскизам группы ленинградских художников «ФоРУС» (Никита Фомин, Сергей Репин, Иван Уралов, Василий Сухов).
Художники вдохновлялись классикой. Персонажи напоминают элементы античного храма — кариатиды (опоры в виде женских фигур). Это один из символов Петербурга: такие колонны часто встречаются в местной архитектуре. Семь героинь исполняют торжественные песни в честь города. Золото их одежды ещё ярче вспыхивает на глубоком синем фоне. Этот цветовой мотив есть и на фасаде здания.
Благодаря студентам Ленинградского инженерно-строительного института (ныне —ГАСУ) в 1980-х годах в городе появились необычные детские площадки. Одна из них — «Морское дно» — уцелела. Ее особенность в том, что все детали облицованы мозаикой.
Автор эскизов Иван Князев вдохновлялся творчеством испанского зодчего Антонио Гауди, который исследовал связь архитектуры с живой природой. Сказочный город для детей состоит из спиралевидных и закрученных объёмов, которые плавно перетекают друг в друга. В причудливых формах угадываются щупальца подводных жителей, разноцветные бабочки, башня с верхушкой в виде гриба. С 2021 года краеведы объединения «Гэнгъ» восстанавливают утраченные поверхности.
Мозаичный дворик был создан по инициативе художника-монументалиста Владимира Лубенко в 1984 году. Тогда он основал детскую школу при Русском музее, которая теперь носит название «Малая Академия искусств».
Сегодня дворик превратился в музей под открытым небом «Санкт-Петербург — Олимп культуры». Скамейки, тротуары, стены домов и даже бордюры украшены цветной мозаикой. Всего здесь более ста панно, скульптур и барельефов, включая фонтан «Мать и дитя» и лабиринт. Площадь мозаик — около 600 квадратных метров!
В оформлении нет общей концепции. Здесь можно увидеть сюжеты из сказок, мифологических персонажей, природные мотивы. Некоторые фрагменты делали ученики Лубенко. В музее проводят экскурсии, квесты и мастер-классы по созданию мозаики.
Как украсить институт, который изучает живые клетки? Художник Владимир Лащинин подошёл к вопросу творчески, и во второй половине 1980-х на здании НИИ цитологии РАН появилась самая загадочная мозаика города.
В центре изображена клетка как главный предмет изучения. Ее разделяет молния, которая символизирует воздействие человека. Вокруг клетки в вихреобразном потоке появляются керамические скульптуры людей и животных. Решение впечатляющее: мозаику в сочетании с объёмными элементами нечасто можно увидеть в монументальном искусстве!
От центра клетки стремятся вдаль четыре стрелы, завершённые красными кругами. На них изображены головы мудрецов, элементы земной и подводной природы. Таким замысловатым способом автор показал, что всё живое состоит из клеток.
Новое здание Российской национальной библиотеки с хранилищем на 20 млн книг открыли в 2003 году. Его интерьеры украшены мозаиками по эскизам группы художников «ФоРУС» (Никита Фомин, Сергей Репин, Иван Уралов, Василий Сухов).
Цикл «Книга познания» включает 36 работ. Часть — в малых читальных залах на втором этаже, но больше всего мозаик — в атриуме и большом зале на четвёртом этаже.
Художники вдохновлялись античными и раннехристианскими мозаиками. Изображения не рассказывают о чём-то конкретном, а имеют, скорее, знаковый характер. Они повествуют о добре и зле, жизни и смерти, грехах. Позы героев простые, лица условные. На некоторых панно в атриуме — скульптурные вставки архитектурных элементов (колонн, фронтонов).
Для осмотра нужен читательский билет, который оформляют по паспорту. После изучения мозаик можно поесть в столовой вкусных пирожков.
«Автово» — станция первой очереди ленинградского метрополитена. Её открыли в 1955 году. Зал станции похож на помпезный дворец, что характерно для послевоенной архитектуры сталинского ампира.
Мозаичное панно «Победа» в торце центральной галереи создали по эскизам художников Виктора Воронецкого и Алексея Соколова. Женщина с ребенком на руках — символ победы советского народа — стоит на фоне развевающихся красных знамён. Мотивы военной героики есть и в оформлении колонн, облицованных стеклом. Их украшают знамёна, щиты, звезды, ветки дуба и лавра.
Соседство станции с заводом «Электросила» обозначило тему оформления. Мозаичное панно в торце центральной галереи посвящено электрификации страны и отражает эстетику 1960-х. Работу отличает графичность и монументальность. Герой стоит рядом с ГЭС и держит «мирный атом» — символ покорения человеком атомной энергии. Мощный источник нависает над всем Советским Союзом и зажигает его огни.
Станция открылась в 1997 году и уникальна двухуровневым устройством. Здесь планировали организовать пересадку на Кольцевую линию, которая спустя более 25 лет так и не появилась.
Рядом с метро — два важных спортивных сооружения: стадион «Петровский» и Дворец спорта «Юбилейный». Мозаичные панно в оформлении станции рассказывают об истории зарождения спорта. Художник Александр Быстров обратился за вдохновением к греческой культуре.
В центре нижнего яруса — мозаика со стройными атлетами, бегущими в окружении античных богов. Если выйти в сторону Васильевского острова, то над эскалаторным тоннелем рядом с кассами можно увидеть ещё 12 античных богов. Вестибюль на Петроградской стороне украшают панно «Олимпийский огонь» и 6 медальонов, посвящённых разным видам спорта. Дополняют тематику торшеры и светильник в виде факелов.
Станция метро «Крестовский остров» расположена на одноимённом острове рядом с зонами отдыха. Это вдохновило авторов проекта связать её оформление с архитектурой пригородов Петербурга.
Мозаики выполнены в виде медальонов в центральной и боковых частях зала. 12 аллегорий рек и островов Петербурга создали в 2003 году художники из группы «ФоРУС» (Никита Фомин, Сергей Репин, Иван Уралов, Василий Сухов). Они ориентировались на античное искусство. Монохромные изображения почти сливаются с отделкой станции и органично вписываются в интерьер.
Забавно, что для самого Крестовского острова среди аллегорий места не нашлось.