Каменный остров — сплошной парк: уединённо и тихо. Только иногда по заросшим каналам проплывают стайки гребцов. В XIX веке это был привилегированный пригород, место летнего притяжения аристократии во главе с императором. На рубеже XIX–XX веков на остров пустили буржуазию, разрешив брать участки в аренду всем желающим. Так сложился ансамбль вилл в господствующем тогда стиле модерн. Арендаторам было предписано строить дома посреди сада и воздерживаться от высоких заборов, чтобы сохранять вид парка.
В советское время здесь были номенклатурные дачи и санатории, а причудливые дома снимались в кино. Сейчас здесь самая дорогая недвижимость и государственные резиденции. Многие красавцы-особняки упакованы в пластиковые заборы от чужих глаз, а въезд автомобилей на остров ограничен.
Ближе всего к острову — станция метро «Чёрная речка», но ценителю модерна логичнее доехать до «Горьковской» и прогуляться до острова по Каменноостровскому проспекту.
В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему наследнику Павлу, а к началу 1780-х годов построили Каменноостровский дворец — выдающийся образец классицизма. Дворец станет любимой резиденцией Александра I. Именно здесь он поручил Кутузову командовать русской армией, а позже — узнал о заговоре декабристов.
В ХХ веке в разорённом революцией дворце были блокадный госпиталь и санаторий для лётчиков. В 2010-е годы дворец отреставрировали и отдали под «Академию талантов»: бюджетное детское учреждение с кругом занятий от китайского языка до диджеинга, от химических опытов до актёрского мастерства.
Лучший вид на дворец — с Аптекарской набережной и из Лопухинского сада Петроградской стороны.
В Петербурге найдётся немало коренных жителей, которые за всю свою жизнь переезжали реже сфинксов с набережной Малой Невки.
Есть версия, что они — пробная версия сфинксов для Египетского моста (но есть и технологические различия, которые ставят эту версию под сомнение). В любом случае сфинксы долго хранились на складе отлившего их Обуховского завода, пока их не приобрёл купец Галактионов, чтобы поставить у своего дома. Позже Галактионов переехал на Можайскую улицу — и сфинксы с ним. В 1970-е установили на Каменном острове. В середине 00-х они немного пожили у офиса отреставрировашего их ГУП «Мостотрест» — а потом вернулись обратно на пристань на Каменном острове.
Есть эффектные фотографии наводнения 1976 года, на которых пристань затоплена и сфинксы словно плывут по реке.
XI–XV век в Европе — эпоха готической архитектуры: с узкими и высокими башнями, резными фасадами, стрельчатыми окнами с витражами. Слово «готический» («варварский») изначально использовалось, чтобы отделить средневековье, которого в эпоху Возрождения стыдились, от античности, которой восхищались. Довольно несправедливо, кстати, учитывая хотя бы техническую сложность «варварской» архитектуры.
В XVIII веке готика вернулась в моду. В России собственной готической традиции нет, поэтому наши здания в этом духе называют «псевдоготикой». Ранний образец петербургской псевдоготики — эта церковь 1778 года.
Её любил Павел I, обожавший рыцарскую романтику, здесь принимали присягу кавалеры возглавляемого Павлом Мальтийского ордена. А ещё маленькую церковь любил Пушкин — здесь он крестил троих своих детей. Говорят, поэт заезжал сюда перед дуэлью, но подтверждений этому нет.
В советское время в разграбленном храме был спортзал; в 1990 году здание вернули верующим.
Сказочная дача княгини Марии Кугушевой с острой деревянной башенкой — модерн с элементами русского стиля. Один из немногих домов Каменного острова, который не обнесён забором (поэтому с ним можно вдоволь нафотографироваться).
Сейчас в доме Кугушевой — детская художественная школа, а в советское время были коммуналки.
Как распознать модерн? Среди самых характерных признаков — ассиметрия: иногда скрытая, иногда буквально атакующая. Ещё один характерный признак — кривые линии вместо прямых. Вот, посмотрите например, на один из первых образцов деревянного модерна в России, — дача, построенная в 1898 году по заказу богатого булочника Гаусвальда для его супруги Евгении Карловны. Цоколь облицован бутовой плиткой, вообще очень характерной для особняков Каменного острова.
Считается, что архитекторы Чагин и Шенё вдохновлялись английской коттеджной архитектурой. Создатели фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» поселили в этот дом великую авантюристку Ирэн Адлер. До этого — в 1920-е — дача успела побывать колонией беспризорников, разбиравших витражи на свинцовые грузила. В 1990-е её чуть не съела плесень, в 2000-е её чуть не снесли, но в 2019 году всё-таки отреставрировали.
Яркий образец северного модерна — особняк, построенный в 1905 году придворным архитектором Робертом-Фридрихом Мельцером для модного портного Эдуарда Фолленвейдера. В ХХ веке тут был санаторий, потом датское посольство, сейчас дом в частных руках.
Обратите внимание на многообразие окон и асимметрию форм, — внешнее устройство подчиняется внутренней планировке. При этом многообразные формы сливаются в единый организм, который будто вырос сам собой, как диковинный гриб. Всё это очень характерно для модерна, который был реакцией на промышленную революцию — и противопоставил ей естественность форм. Парадокс в том, что без промышленной революции многие здания модерна были бы технически невозможны. Ощущение естественно растущего дома довершает неровный цоколь, — но сейчас его не разглядеть из-за глухого забора.
Особняк снимался в фильмах «Господин оформитель» и «Клуб самоубийц»: на газоне перед ним состоялся финальный поединок принца Флоризеля и Председателя.
Похожее на заброшенную автобусную остановку железобетонное сооружение — один из экспонатов прошедшей в Санкт-Петербурге в 1908 году Международной строительно-художественной выставки. Выставка демонстрировала новейшие технологии — железобетон на тот момент таковой и был. С ним можно было создавать невиданно пластичные и сложные формы (собственно так и стал возможен модерн с его «живыми» линиями). И конструкция железобетонного навеса, который стоит всего на двух ножках, современников очень впечатляла. Неясно, почему навес не демонтировали сразу после выставки, как десятки других экспонатов. Но он простоял на берегу до конца XX века, когда в нём признали памятник и взяли под охрану.
Если спуститься прямо от павильона к размытому берегу Большой Невки, — обнаружится живописный и уютный уголок, где приятно посидеть на песке, слушая плеск воды и созерцая Елагин остров с живописной ротондой начала XIX века и торчащую над ним иглу «Лахта-центра».
Сохранившийся деревянный театр в стиле классицизма — огромная редкость. Летний театр на 800 зрителей на Каменном острове построили в 1820-е годы, чтобы проводившемся лето здесь Николаю I было куда сходить. В ХХ веке в театре был склад декораций и клуб спортивных танцев, потом телестудия. В 2005 году здание передали Большому драматическому театру — и после масштабной реконструкции он открыл тут вторую сцену. Главные хиты на ней — «Калека с острова Инишмаан» по пьесе одного из важнейших современных драматургов Мартина Макдонаха и сюрреалистическая «Алиса» Андрея Могучего с Алисой Фрейндлих.
Особняк с башенкой можно видеть в фильме про Шерлока Холмса — в серии «Сокровище Агры». Но реальная история его хозяйки — не хуже. Графиня Мария Клейнмихель была женщиной эксцентричной, увлекалась оккультизмом, давала в особняке балы-маскарады, на которые собирался весь великосветский Петербург. Во время Первой мировой графиня на свои деньги открыла в доме солдатский госпиталь. После революции Клейнмихель сама повесила на ворота табличку «Вход воспрещен. Здание принадлежит Петроградскому совдепу. Графиня Клейнмихель заключена в Петропавловскую крепость». Так она выиграла время, чтобы сбежать во Францию.
В советское время особняк был клубом для трудящихся. Сейчас он принадлежит управлению делами президента и спрятан за забором.
Обратите внимание на кованую решетку с саламандрами и инициалами МК. Считается, что саламандры, мифические существа, не горящие в огне, напоминают о героизме, который свёкр Марии Клейнмихель проявил при тушении пожара в Зимнем дворце.