«Квартал писателей» — пересекающие Литейный проспект улицы Некрасова, Белинского, Жуковского — эпицентр питейной жизни Петербурга. Давайте погуляем здесь вечером, заглядывая в разные заведения. А чтобы было о чём поговорить за бокалом, мы покажем пару достопримечательностей по пути. В конце концов, в этих местах жили Бродский, Хармс и Маяковский. Впрочем, маршрута у этой прогулки нет, да и посетить все точки — нереально, поэтому выбирайте то, что вам близко. Кстати, этот район славится и книжными (и в некоторых, кстати, наливают), подробности — в другой подборке нашего гида по городу: «Лучшие книжные: с кофе, вином, ретро-изданиями и котиками».
Показывают редактор гидов 2ГИС Елена Полякова и экскурсовод-любитель Валерий Серсембаев.
Когда архитектор Серебряков строил в 1870-х этот щедро украшенный эркерами, башенками и арабской вязью доходный дом, он ездил в Испанию, чтобы вдохновиться модным мавританским стилем. Интерьеры парадных и квартир были такими же богатыми как фасады — особенно 26-комнатная квартира самого князя Мурузи.
Всё это было утрачено в эпоху коммуналок. А дом в итоге вошёл в историю не столько внешней красотой, сколько богатым внутренним миром. В дворовом флигеле Лесков написал «Левшу». Двадцать лет в доме прожили Мережковский и Гиппиус. В начале ХХ века Николай Гумилёв устроил здесь петроградский Дом поэтов — именно здесь Ахматова видела его в последний раз перед расстрелом. И наконец в доме Мурузи находятся те самые «полторы комнаты», в которых провёл юность Иосиф Бродский.В 2020 году на месте коммуналки, где жила семья Бродских открылся музей «Полторы комнаты».
О музее в квартире Иосифа Бродского поклонники поэта мечтали давно. Но долго не получалось по разным причинам. Например, из-за того, что соседка Бродских по коммуналке не хотела ни продавать родной дом, ни жить в музее. В итоге создатель музея, бизнесмен Максим Левченко, купил соседнюю квартиру, — как подсобное помещение, где можно проводить лекции и перфомансы, устроить гардероб и так далее.
Это — не обычная мемориальная квартира. Вместо реконструкции не сохранившегося быта Бродских создатели музея очистили стены до дранки, до дореволюционных обоев, до абсолютной пустоты. В этой пустоте размещаются инсталляции и видеопроекции, проходят лекции и творческие встречи. Организацией пространства занимался архитектор и художник, один из основателей «бумажной архитектуры» Александр Бродский (не родственник). Билет нужно обязательно купить заранее. В начале 2022 года при музее открылись книжный магазин и бар от создателей El Copitas.
Книжный магазин с небольшим концептуальным баром при музее Бродского «Полторы комнаты». Баром заправляют люди из El Copitas — секретного петербургского бара, который в 2021 году вошёл в первую десятку The Worldʼs 50 Best Bars. Кроме коктейлей в баре можно заказать кофе, вино, крепкий алкоголь. В книжном магазине же — кураторская подборка букинистических и свежих изданий: поэзия и проза, литературоведение и искусствоведение. Здесь же продаётся минималистичный мерч музея.
Не путайте этот новый бар с другим, находящимся недалеко на улице Маяковского, — тот тоже называется «Полторы комнаты», но к музею не относится.
Зимой 1791 года 31-летняя царевна Елизавета с помощью гвардейцев Преображенского полка совершила военный переворот и взошла на престол. В память об этом в 1743–1754 годах уже императрица Елизавета Петровна возвела Спасо-Преображенский собор. Изначально собор был построен в стиле барокко, но в 1825 году сгорел и был восстановлен уже в стиле ампир, — в котором и дошёл до наших дней.
Редкий случай в СССР — собор никогда не прекращал богослужения, даже в советские времена. Во время блокады под ним было бомбоубежище — «и мама держала меня там при авианалетах — в большом ларе с поминальными записками», — писал позже Иосиф Бродский.
Обратите внимание на ограду — она сделана из трофейных турецких пушек войны 1828–1829 годов.
В этом доме Владимир Маяковский в 1915–1918 годах снимал комнату на пятом этаже. Здесь он поселился, влюбившись в Лилю Брик: чета Бриков жила недалеко — на улице Жуковского — позже Маяковский переедет к ним. В этой квартире на пятом этаже написаны «Флейта-позвоночник» и «Человек». Здесь же поэт впервые стрелялся — но тогда пистолет дал осечку.
В нескольких кварталах от тех самых «полутора комнат», в которых вырос Иосиф Бродский, — названный в их честь бар. И это один из лучших коктейльных баров в городе. Особенно завсегдатаи рекомендуют здесь «Кровавую Мэри». И закуски: «Полторы комнаты» одним из первых в городе стали предлагать к коктейлям продуманные закуски в духе высокой кухни.
Заведение действительно маленькое, поэтому чтобы гарантированно выпить в компании портрета Иосифа Александровича с котиком, столик стоит забронировать заранее. И не перепутайте с баром при музее-квартире Бродского «Полторы комнаты». Впрочем, если и перепутаете ничего страшного: оба прекрасны.
Главная барная улица современного Петербурга. До 1918 года эта улица называлась Бассейной — и всем известна с детства по стихотворению Маршака про рассеянного с улицы Бассейной. Название связано с тем, что раньше улица вела к пруду, питавшему водой фонтаны Летнего сада.
Этот руин-паб можно любить просто за красоту: люстра и лепнина на потолке, благородная старина, панорамные окна. Но он может похвастаться ещё и впечатляющей коллекцией пива, и неплохими закусками по мотивам прусско-литовской кухни.
Просто загляните под балкон этого доходного дома 1908 года постройки — под ним спряталась сова! Можно всю жизнь ходить мимо и не заметить. Совы вообще один из излюбленных персонажей петербургского модерна.
Эстетика бара вдохновлена Восточным Берлином 1980-х. Принципы бара — равенство, терпимость, экологичность, соблюдение личных границ, свобода от предрассудков и ксенофобии. Днём бар работает как кафе и коворкинг, а вечером можно угодить не только на вечеринку или концерт, но и на лекцию или кинопоказ.
Часто за названием «творческое пространство» или «креативный кластер» скрывается исключительно модный общепит, но «Флигель» в этом не упрекнёшь. Запрятанный во дворах «Флигель» — это прежде всего выставочный зал и фотошкола «Фотодепартамент», а также фотолаборатория с магазином фотопринадлежностей.
Также среди арендаторов — лавка винила, магазины уличной одежды, кофейня, хостел и хороший винный бар Do Immigration с летней верандой под крышей — оттуда открывается отличный вид на дворик «Флигеля», в котором летом проходят гастрономические фестивали и прочие мероприятия.
Дворик с деревянными лестницами и галереями украшен фонариками и большими граффити, так что по случаю загляните сюда, чтобы сделать эффектные фотографии.
Во втором дворе — скрытое от глаз прохожих уютное патио со столиками под деревьями. Во дворике обитают пиццерия Camorra Pizza (это проект пивоварни AF Brew, поэтому отличную пиццу сопровождает отличный же крафт), винный бар Utopist, камерный кинотеатр Out Cinema, парикмахерская «Гнездо by Davines» и прочие.
Ориентир — фигура королевы Елизаветы II, приветствующая прохожих в Ковенском переулке с балкона над аркой.
Образец раннего модерна, доходный дом штабс-капитана Муяки «построенъ по чертежамъ и указанiю Архитектора А.С.Хренова», как гласит надпись. Дом щедро украшен снаружи, но больше всего знаменит отлитым на заводе Сан-Галли роскошным лифтом в круглом лестничном пролёте. Сейчас лифт запускают нечасто, а сам он находится в ведении охранника банка, который не рад визитёрам и запрещает фотосъёмку.
Дом — знаковое место для истории женского равноправия в России: здесь в 1906 году открылись женские архитектурные курсы. На них изучали общеобразовательные (высшую математику, физику) и специальные (механики, геодезию, строительное законодательство, составление смет) дисциплины, развивали вкус историей искусств и рисованием, проходили практику на стройках. Но официально женщины не могли получить звание архитектора, — только помощницы. За возможность для курсисток полноценно работать педагоги курсов боролись, — например, беря на себя формальную ответственность за проекты выпускниц.
В 1904–1906 годах потомственный почетный гражданин и староста домовой церкви при Петербургской духовной семинарии, что на Обводном канале Пантелеймон Трифонович Бадаев построил себе очередной доходный дом. Дом Бадаева щедро украшен эркерами, орнаментами, коваными балконами, но главное украшение — барельеф на щипце, которым заканчивается угол дома. На барельефе изображена крылатая женщина, которую горожане прозвали «печальным ангелом». Городские легенды, конечно, утверждают, что это трагически погибшая юная дочь богача Бадаева, — но эта легенда слишком типична, чтобы хотя бы изредка оказываться правдой.
Обратите внимание на то, что дом ассиметричен, квартиры попроще были в левой части, побогаче — в правой, самые же роскошные — в угловой части дома. Впрочем, попавшая в дом во время войны бомба и коммуналки всё уравняли. Тем не менее, в парадных ещё сохранились лепнина, мозаики и майолики.
В этом доме 15 лет прожил обэриут Даниил Хармс — в комнате заваленной книгами, под абажуром, на котором Хармс нарисовал всех своих друзей. Здесь в 1941 году писателя арестовали за «пораженческие настроения»: согласно доносу, он выражал опасения, что Ленинград окажется в блокаде. Через несколько месяцев, во время блокады, Хармс умер от голода в тюрьме.
Дом, впрочем, уже не совсем тот, в котором жил Хармс: во время войны в него попала бомба и его восстановили практически с нуля.
До недавнего времени о Хармсе напоминал мурал художников Паши Каса и Павла Мокича. Несколько лет вокруг мурала шла судебная тяжба, инициированная жалобой прохожего, возмущённого портретом писателя, — хотя сами жильцы дома были не против. В итоге летом 2022 года мурал закрасили — к возмущению петербуржцев.
Бар с обширной коллекцией крепкого алкоголя, авторскими версиями классических коктейлей в честь писателей и регулярными творческими встречами и вечерами. Из еды только закуски.
Длинная барная стойка и впечатляющая коллекция крепкого алкоголя. Реинкарнация старого культового бара на новом месте — по соседству с джазовым The Hat.