Шестикилометровый Лиговский проспект начинается от улицы Некрасова (вместе с прилегающими кварталами — главной сейчас барной улицы Санкт-Петербурга), пересекает Обводный канал и тянется до Московских ворот. Среди главных точек притяжения на Лиговском проспекте — ТРЦ «Галерея» и лофт «Этажи». А ещё на проспекте сохранилось несколько примечательных модерновых доходных домов.
Как и линии Васильевского острова, Лиговский проспект — улица, которая раньше была каналом. Лиговский канал от реки Лиги прорыли в 1720-е годы для питания фонтанов Летнего сада. Но наводнение 1777 года уничтожило фонтаны. В XIX веке на месте окончательно потерявшего смысл и вид канала проложили проспект.
От построенной в 1860-е годы и снесённой в 1960-е греческой церкви на этом месте остались название площади и проспекта. И стихотворение Иосифа Бродского:
«Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал...»
Слева — к востоку от Лиговского проспекта — лежит исторический район Пески, тот самый в котором (почти) все улицы называются одинаково — Советская.
Название района Пески отсылает к уже исчезнувшей песчаной гряде, оставшейся от бывшего здесь миллионы лет назад моря. В ХIХ веке район представлял собой десяток номерных улиц Рождественских, застроенных деревянными домишками. Их пересекала большая улица Слоновая — будущий Суворовский проспект. На рубеже XIX—ХХ веков район обрёл свой нынешний вид: его застроили многоэтажными доходными домами — в основном не особо примечательными архитектурно. После революции церковь Рождества давшую названием Рождественским улицам снесли, а Рождественские улицы переименовали в улицы Советские.
В нашем Гиде по городу есть отдельная прогулка по Пескам.
На пересечении Невского и Лиговского проспекта — одна из самых известных площадей Петербурга: вестибюль метро с ротондой, Московский вокзал, обелиск Победы, надпись на крыше гостиницы «Октябрьская» — «Город-герой Ленинград».
До революции площадь называлась Знаменской — в честь стоявшей здесь церкви. В центре Знаменской площади стоял конный памятник Александру III, прозванный в народе «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот».
В 1930-е под площадью начали строить метро: памятник убрали, а церковь снесли. Есть легенда, что она продержалась так долго благодаря заступничеству академика Павлова — якобы прихожанина. Но эта история вызывает сомнения: скорее всего, Павлов всё-таки был атеистом, хотя советские гонения на верующих не одобрял.
Сейчас «обормот на бегемоте» стоит у Мраморного дворца. А в центре площади с 1985 года — обелиск городу-герою Ленинграду: 360 тонн, самый большой подобный монолит со времён Александровской колонны.
Район, который начинается дальше за площадью Восстания большую часть своей истории был злачным местом: скоплением бандитских малин, публичных домов и трактиров низшего разряда. Ну а Ямская часть к западу от Лиговки с петровских времён была сплошным извочичьим двором, сплошной огромной конюшней: здесь могло помещаться до 13 тысяч лошадей.
Одного из пиков своей криминальной славы Лиговка достигла в 1920-е годы — но в 1929 году местное отделение милиции возглавила молодая женщина Паулина Онушонок, за пару лет разгромившая местную преступность. Городские легенды утверждают, что Онушонок ночами переодевалась в бродяжку и отправлялась в притоны на разведку.
Впрочем, и в последующие советские годы Лиговка сохраняла репутацию места, где процветают проституция и наркоторговля, а также чисто советские преступления — деятельность фарцовщиков и валютчиков.
Образец сурового северного модерна — шестиэтажный доходный дом с курдонёрами, построенный в 1910–1912 годах. Дореволюционное название дома (по имени одного из участников проекта, инженера Перцова) до сих пор сохранилось в обиходной речи. Ударение — на «е».
На беглый взгляд дом выглядит просто серой махиной. Но если присмотреться, можно надолго задержаться, разглядывая декор: растительные лепные и кованые орнаменты, сатиров, женские головки и фигуры мальчиков.
До революции в доме были квартиры для среднего класса и гостиница с рестораном, оказавшаяся слишком шикарной для шумной и бедной Лиговки. Во время революции — штаб левых эсеров, превративших дом в крепость с торчащими из окон пулемётами. После революции — общежития и огромные коммуналки, многие из которых не расселены до сих пор. Для любопытного ценителя архитектуры это означает, что через двери парадных часто входят и выходят, — поэтому туда несложно зайти.
Неформальные художники устроили здесь сквот ещё в 1980-е годы. Сейчас это — целый лабиринт художественных галерей, мастерских, причудливых маленьких музеев — вроде музея русского рока или музея звука. Единый билет — 300 рублей.
Отдельная достопримечательность — дворик здания, он же — улица Джона Леннона с соответствующей табличкой, маскарпонами с лицами битлов и прочим стрит-артом.
Самый старый лофт Санкт-Петербурга работает с 2007 года и с тех пор несколько утратил хипстерский лоск. Внутри — множество магазинчиков со смешными носками, бижутерией и прочим. Но главный аттракцион — просторная и украшенная всякими инсталляциями крыша пятиэтажного здания с роскошными видами на Лиговский проспект и город вообще. Крыша круглосуточно доступна для посиделок (вход на крышу — 150 рублей). Кстати, в нашем Гиде по городу есть отдельная подборка мест с лучшим видом на город.
Этот доходный дом, возведённый в 1913–1914 годах, — работа Александра Лишневского, того самого, который построил знаменитый дом городских учреждений с химерами и совами и дом с Мефистофелем, ныне утраченным.
Считается, что вдохновением для дома Сагалова послужил дом Пиетинена на Вокзальной площади в Выборге. Фасад кажется каменным, но на самом деле это особая цементная штукатурка. Женские и мужские маски на фасаде отсылают к античности, — но стилизованы при этом со всей лаконичностью северного модерна.
Франц Сан-Галли, мигрант из Пруссии, прошёл путь от ученика в торговой компании до владельца чугунолитейного завода, открывшегося в 1835 году. Среди продукции завода Сан-Галли — фонари и металлические перекрытия для зданий, сантехника и сейфы, решетки для ворот Зимнего дворца, ограды Таврического сада и Павильонного зала в Эрмитаже. В 1850-е годы Франц Карлович придумал радиатор водяного отопления — и русское название для него: «батарея».
Скульптуры мальчиков над входом символизируют Промышленность (мальчик-кузнец, бог Гефест) и Торговлю (мальчик, изображающий бога Меркурия). Надо отметить, что Сан-Галли был не только блестящим изобретателем и предпринимателем, но и хорошим работодателем: прилично платил, выстроил для рабочих жильё со школой и прочей инфраструктурой, поддерживал хорошие отношения со старыми авторитетными рабочими. Благодаря этому на заводе за полвека не было ни одной забастовки.
Загляните во двор — там сохранились фигуры чугунных львов.
К особняку прилегает приятный сад Сан-Галли, разбитый на месте капустных огородов в середине XIX века. Особого внимания заслуживают стилизованные русские орнаменты ажурной металлической ограды на гранитном основании. Ограда сделана в 1870-е годы по эскизу (предположительно) художника Ивана Горностаева, — разумеется, на заводе Сан-Галли.
Украшенная граффити промзона возле Лиговского проспекта — лабиринт бывших складов Северного страхового общества — важное место для истории российской поп-культуры начала ХХ века. Например, среди баров, которые развелись в его закоулках, был прославленный рэп-батлами бар «1703». Он уже закрылся, но до сих пор работает «Ионотека». «Ионотека» с одной стороны знаменита диким весельем и слэмом и неистовыми возлияниями очень юной публики. А с другой стороны, — это одно из мест становления новой русской музыкальной волны. «То самое место, где начинали “Буерак”, “Электрофорез”, Ploho, RSAC, “Убийцы”, “Казускома”, Sonic Death, Shortparis, “Щенки” и другие герои отечественной сцены» — так представляет себя сама «Ионотека».