............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Мордовский ампир: современная архитектура Саранска

Известные российские архитектурные блогеры давно называют Саранск столицей безвкусной архитектуры России. Уже этого достаточно, чтобы заказать билет и отправиться в этот прекрасный город. По личному опыту проверено — мордовскую столицу стоит посетить хотя бы раз в жизни.

Центр города значительно реконструировали в 1990–2010-х годах, превратив в заповедник капиталистического романтизма — российской разновидности игривого постмодернизма. Здесь в пафосном порыве соединились неоклассика с народными мотивами и синим тонированным стеклом.

Подборку важнейшей саранской архитектуры 1990–2020-х годов составил Александр Семёнов, автор телеграм-канала о постсоветской архитектуре «Клизма романтизма».

Один из первых примеров саранской постсоветской архитектуры тридцать лет спустя не теряет актуальности.

 

Фасад целиком покрыт рисунком в виде георгиевской ленты, а сверху контур здания напоминает карту республики Мордовия, военным подвигам жителей которой посвящена экспозиция. Военная техника вокруг закрепляет сложившийся образ.

 

Известный американский исследователь архитектуры Роберт Вентури придумал термин «утки» для таких зданий, у которых внешний вид напрямую отсылает к назначению. Вдохновением стал лонг-айлендский киоск в виде гигантской утки.

 

Кроме военной темы в облике здания есть выделяющаяся деталь, которая определит развитие архитектуры Саранска в последующие десятилетия. Центральная часть напоминает местный головной убор — панго. Народные элементы обнаруживаются и в советской мордовской архитектуре, но в период капиталистического романтизма тема народности занимает основное место.

 

Архитекторы: Роман Кананин, А. Костин. 1995 год.

Советская, 34аЛенинский район, Саранск

На фоне более поздней помпезной архитектуры этот дом смотрится не так выразительно, как в 2000 году, когда он был построен. В нём сочетаются массивность и широкий размах модернизма с выразительными, но всё ещё довольно скромными постмодернистскими элементами. Дугообразные детали, венчающие входные группы и украшающие последний этаж, — всё это уже было в позднем Советском Союзе. Полукруглые красные выступы — привет конструктивизму первой трети XX века. А вот неожиданные синие головки, завершающие эти массивные столбы, свидетельствуют о наступлении новой эпохи. Подобными «шляпками капрома» из синего тонированного стекла украшали свои произведения многие архитекторы конца лихих 1990-х и, в особенности, сытых 2000-х. С их лёгкой руки неотъемлемыми элементами городской ткани всех российских городов стали стекляшки или, как говорят в Петербурге, «стаканы».

Ленинский район, Саранск
Гимназии
4

Определяющую роль в формировании современного облика Саранска сыграли глава республики Мордовия в 1995–2012 годах Николай Меркушкин и его брат Александр. Последний был директором холдинга «Саранскстройзаказчик» и, по словам местных архитекторов, часто рисовал для подчинённых образы новых проектов. Судя по виду центра города, Меркушкины больше всего уважали стиль ампир.

 

Впервые эта помпезная неоклассическая стилистика проявилась в архитектуре гимназии №12. Симметричный фасад дополнен торжественным портиком и колоннами с иронично переосмысленной ордерной системой. Крышу украшают несколько синих куполов и один прозрачный в центре — не отсылка ли это к стеклянному куполу Рейхстага, созданному незадолго до саранской гимназии? Так или иначе, в последующие годы жители города увидят ещё много подобных сооружений на месте советской и дореволюционной застройки.

 

Архитекторы: Сергей Павлов, Вера Павлова, Владимир Бродовский, Сергей Ходнев, Александр Меркушкин. 2001 год.

Проспект Ленина, 11Ленинский район, Саранск

Сытые нефтяные нулевые дали начало масштабному строительству, обогатившему Саранск множеством ярких образцов архитектуры постмодернизма. Центр города преобразился до неузнаваемости. Пионером строительного бума стал величественный собор Святого Феодора Ушакова, который открыли летом 2006 года. Ради его строительства снесли постконструктивистскую гостиницу «Центральная» и неоклассический кинотеатр «Октябрь».

 

Собор был прологом к пресловутой гонке с Казанью за статус самого крутого города Поволжья. Построенный на год позже казанской мечети, он проигрывает ей и по вместительности, и по степени символической значимости для региона, однако все равно впечатляет. Он же предваряет эпоху мордовского неоклассицизма, длившуюся более десяти лет.

 

Архитекторы: Сергей Ходнев, Владимир Бродовский, Лариса Кирдяшова, Александр Меркушкин 2002–2006 годы.

Советская, 53Ленинский район, Саранск
Административное здание
1

Эклектичное здание строилось по проекту Владимира Бродовского параллельно с собором Феодора Ушакова, в разработке которого архитектор также принимал участие. Художественное решение фасада должно соответствовать соборной торжественности, но не перебивать главную доминанту улицы. Можно сказать, что дом строился с учётом формирующегося ансамбля вокруг собора. В сравнении со многими другими примерами саранского неоклассицизма, это строение выглядит гораздо менее массивным. А лёгкие архитектурные изгибы, венчающие крышу здания, кому-то могут напомнить примеры стиля барокко или даже более игривого рококо.

 

Относительная аккуратность, с которой проект вписывается в окружающую застройку, объясняется и временем его создания. В первой половине 2000-х не только для Саранска, но и для России в целом были характерны более камерные архитектурные решения, нежели в последующее время.

 

Архитектор Владимир Бродовский. Около 2006 года.

Ленинский район, Саранск
Советская, 50Жилой дом
1
Редкий пример саранской архитектуры периода раннего капиталистического романтизма — до расцвета помпезного «меркушкинского ампира» и синих стекляшек. По этому дому постройки 2003 года хорошо видно насколько отличается городская застройка того времени от конца 2000-х — начала 2020-х годов. Это здание не пытается перекричать соседние, а, напротив, старается аккуратно вписаться в общий контекст. Через несколько лет после постройки жилого дома рядом с ним возвели главную городскую доминанту — кафедральный собор. В итоге дом с башней ещё больше затерялся на фоне соседней неоклассической громады. А с учётом построенного на противоположном углу многофункционального строения, на площади у собора складывается почти по-петербургски стройный, строгий ансамбль.
Ленинский район, Саранск

С архитектурной точки зрения, этот дом, построенный в 2000-е годы, не представляет большого интереса — среднестатистический постмодерн с несколькими декоративными элементами. Интересен же он тем, что именно здесь в феврале 2013 года прописался актёр Жерар Депардьё. В попытке уйти от планируемого во Франции налога на роскошь (который тогда так и не был введён) он сначала отказался от французского гражданства, а затем с лёгкой руки Путина получил российский паспорт. Почему именно в Саранске? На это есть минимум две причины: руководство республики предложило ему квартиру или дом, а в городе уже жили родственники его друга — директора Госфильмофонда Николая Бородачёва.

 

Понравилось или нет Депардьё в Саранске сказать сложно. С официальным визитом он посещал город в 2013 году, но постоянно жил в Бельгии. В 2015 году по СМИ прошёл слух, что актёр продал свою недвижимость в России и намерен отказаться от гражданства. Ныне дорога актёру в Россию, по всей видимости, закрыта.

Ленинский район, Саранск

Для тех, кто только начинает погружаться в глубины архитектуры постмодернизма, этот проект послужит отличным учебным пособием. Здесь соединились почти все характерные для российского капромантизма признаки: игривые изгибчики, игра в исторические стили, большие стеклянные поверхности, элементы народной культуры, декоративная скульптура. Помимо прочего, это яркий пример локального регионализма — здание всем своим видом даёт понять, что оно из Мордовии. А если кто-то этого не понял по украшениям на фасаде, то традиционное контрастное сочетание белого с красным не должно оставить сомнений. В верхней части фасада со стороны Советской улицы располагается Древо жизни — широко распространённый образ мордовской мифологии, воплощающий универсальную концепцию мироздания.

 

Архитекторы: Владимир Годунов, Виктор Ягупов, Андрей Алешкин, Николай Филатов. 2007 год.

Советская, 27Ленинский район, Саранск
Большевистская улица, 60аРазвлекательное заведение
1

Это небольшое здание выделяется на фоне окружающих неоклассических мастодонтов. Совершенно неожиданно перед вами вырастает серая айсбергоподобная масса с фигурой белого медведя. Не ожидали увидеть этого зверя в Поволжье? Видимо, так авторы пытаются привлечь внимание к развлекательному центру, чтобы ни один потенциальный клиент не прошёл мимо. Что ж, они смогли нас удивить.

 

Интересно, что изначально это была пристройка к советскому проекту, фасад которого в 2010–2012 годах декорировали в соответствии с новым ампирным обликом города. Но несмотря на колоссальные изменения в архитектуре Саранска, «айсберг» по сей день освежает ряды помпезных строений.

Ленинский район, Саранск
Богдана Хмельницкого, 36аАдминистративное здание

Здание для «Мордовпромстройбанка» можно причислить к наиболее распространённому типу отечественного постмодернизма. Это джентльменский набор любого уважающего себя архитектора того времени: треугольные стеклянные эркеры, выступающие призмы, арочные окна, иронический ордер и много, очень много ломаных форм. Шариков, венчающих колонноподобные структуры, изначально в проекте не было.

 

Его создатель, Назим Абдуллин, уверяет, что «старается вложить в свои проекты частичку своей души...». Нечасто услышишь подобные откровения от творческих людей. Попробуйте по отличительным визуальным чертам найти в Саранске все проекты этого архитектора — почувствуйте себя Гарри Поттером, собирающим крестражи.

 

Архитектор: Назим Абдуллин, Е. Филимонов. 2000-е годы.

Ленинский район, Саранск
Железнодорожные вокзалы
71

До постройки нового вокзала на его месте стоял другой размером поменьше. Сделан он был в духе актуального для 1930–1940-х годов стиля ар-деко. В конце 2000-х старый вокзал решили снести, а на его месте построить более вместительное здание.

 

Со стилистической точки зрения, главные железнодорожные ворота Саранска предвосхищают то, что вы увидите в центре города — помпезный неоклассицизм в традиционных мордовских цветах. Но вот столь крупный размер оказался излишним и сыграл добрую службу разве что при приёме футбольных болельщиков в 2018 году. Ныне пассажиры пользуются небольшой пристройкой справа от основного здания. Сам вокзал обнесён забором.

 

Через железнодорожные пути перекинут пафосный надземный пешеходный переход, составляющий с основным зданием единый ансамбль. На другой стороне вас ждёт глухая стена следственного изолятора.

 

Архитекторы: Сергей Ходнев и др. 2009 год.

Вокзальная, 7Ленинский район, Саранск

Театр с уверенностью можно назвать одним из ярчайших примеров саранского капрома. Его обожают ругать блогеры за чрезмерную эклектичность и неуместность свекольного оттенка фасада. Давайте разберёмся, что за чудо перед нами.

 

В проекте явно читаются две архитектурные тенденции: игра в неоклассику, столь характерная для мордовского постмодерна, и попытка разбавить классическую схему изгибами модерна. Местный изгибиционизм черпает вдохновение в образе народной застёжки-фибулы — сюльгамо. В результате соединения традиционного элемента с интернациональным стилем рождается мордовский «удар бича» — местная разновидность декоративного элемента столетней давности. К культуре народов Мордовии также отсылают восьмиконечные розетки и сочетание красного цвета с белым.

 

Также интересно, что театр был выстроен на месте модернистского дома Политпросвещения, который частично приспособили под театральные нужды.

 

Архитектор: Сергей Болисов. 2011 год.

Богдана Хмельницкого, 36Ленинский район, Саранск

Это частично новое, частично советское здание одним из первых появилось на площади Тысячелетия. Девятиэтажную часть построили ещё до перестройки окружающего пространства. А более низкая, со стеклянным фасадом и пилястрами, — результат реконструкции ничем не выделяющегося модернистского строения. И снова мы видим смакование неоклассики с лёгким флёром сталианса. Но есть в библиотеке и уникальная черта, выгодно отличающая это здание от многих подобных, — это конструкция в виде огромной распахнутой книги, образующей центральный вход с площади. Архитектор заранее предупреждает нас, что можно увидеть внутри. Подобный символизм очень характерен для архитектуры постмодернизма.

 

Помимо библиотеки в помещениях морковно-оранжевой громады располагается Поволжский центр культур финно-угорских народов. Таким образом Саранск показывает свой центральный статус в культурной жизни региона.

 

Архитекторы: Олег Херувимов, Сергей Ходнев и др. 2009–2012 годы.

Богдана Хмельницкого, 26Ленинский район, Саранск

Машина времени — не утопия, её уже изобрели в Мордовии! Многих жителей республики смутило, что за 27 лет пролетело аж пять столетий, но давайте всё объясним. Ещё в середине 1980-х Мордовскую АССР вознаграждают орденом Ленина в честь 500-летия вхождения республики в состав России. Праздничными мероприятиями руководит первый секретарь Мордовского областного комитета ВЛКСМ Николай Меркушкин. Именно он 27 лет спустя уже в статусе главы республики подготовит празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами российского государства. Как такое могло произойти? В те лихо-сытые годы подобное летоисчисление скорее было нормой, чем удивительным прецедентом.

 

Визуальным центром главного подарка на этот юбилей — площади Тысячелетия — стал открытый в 2012 году фонтан. Он сделан в виде традиционной восьмиконечной розетки, символизирующей солнце, тепло, добро, открытость, а также единство мордовского народа.

Ленинский район, Саранск
Торговый комплекс
50

Время активного строительства стаканоподобных торговых центров в России пришлось на нулевые, но в Саранске, как и во многих других городах среднего размера, эта тенденция проявилась чуть позже. Саранский «Огарёв PLAZA» 2010 года постройки не является чем-то уникальным, но может служить хрестоматийным примером среднестатистического российского торгово-развлекательного центра периода капрома. Здесь и традиционный для таких сооружений «стакан», стоящий на углу оживлённого перекрёстка, и лучевидные «короны», обнимающие стеклянный цилиндр, и игра на контрасте зеркальной поверхности с глухим вентфасадным покрытием.

 

Если участок вокруг собора Феодора Ушакова старались застраивать в единой стилистике, то площадь Тысячелетия, напротив, отличается визуальными контрастами в лучших традициях стиля фьюжн. Этим она напоминает архитектурное Expo, где каждое здание играет на собственный лад. Впрочем, Саранск в целом похож на выставку строительных достижений.

Богдана Хмельницкого, 28Ленинский район, Саранск

Архитектура иногда примеряет разные наряды. Вот стоял на этом месте с середины 1970-х до конца 2000-х типовой советский Дворец культуры профсоюзов. Особо ничем не примечательный, с надписью «Слава труду» и декоративным панно, посвящённым единству республик. «Шмот» совсем не по саранским понятиям периода правления Меркушкина. Принарядили фасады филармонии в соответствии с духом времени и места: обязательный джентльменский неоклассический набор разбавляется вошедшими в моду многометровыми стеклянными поверхностями и традиционными для местной культуры восьмиконечными розетками. Как бы не избавлялась позднесоветская архитектура от излишеств, они всё равно к ней вернулись.

 

Архитектор: Ирина Орлова. 2011–2012 годы.

РДКПролетарская улица, 39Ленинский район, Саранск
Коммунистическая улица, 33/1Административное здание
1

На примере этого здания и соседнего с ним дома хорошо видна разница между ранним капиталистическим романтизмом и зрелыми «стекляшками». Синее тонированное стекло Дома финансов со светлым вентфасадным обрамлением и тёмным шпилем играет на контрастах не только внутри себя, но и с окружающими домами. В общем, не отличается лишней скромностью.

 

Через дорогу от него стоит жилой дом с цилиндрической башней 2003 года постройки. Несмотря на приличную высоту и площадь, его архитектурное решение подчиняется облику сохранившихся дореволюционных строений и зданий середины XX века. В отличии от контрастной соседней «стекляшки», этот проект руководствуется контекстуальным подходом. То же самое мы наблюдаем на примере его ровесника — дома с башней по адресу Советская улица, 50.

 

Архитекторы: Александр Меркушин и др. 2003 год.

Ленинский район, Саранск
Административное здание
6

Заметный синяк на теле Саранска появился после сноса невысокого трёхэтажного здания Главпочтамта. Огромное синее образование из тонированного стекла и вентфасадных панелей стало одной из визитных карточек города. Поражающее своей дерзновенностью, оно внесло заметный вклад в трансформацию саранского центра: из утопающего в зелени лампового городка в одну из столиц Поволжья с соответствующим строительным размахом.

 

Это здание соединяет несколько популярных в то время местных архитектурных тенденций. С одной стороны, оно продолжает играть в неоклассику: башенка с куполом и шпилем, иронично переосмысленные колонны. С другой, заметен перекос в сторону стекляшек и плавных фасадных изгибов, отсылающих к функционализму первой трети XX века. В этом симбиозе прослеживается постепенный переход от постмодерна к популярному в наше время метамодерну.

 

Архитектор: Владимир Годунов. 2010–2013 годы.

Большевистская улица, 31Ленинский район, Саранск
Бизнес-центр
16

Находится в главном месте силы саранской архитектуры — Большевистской улице. Значительная часть зданий, представленных в этой подборке, располагается либо на ней, либо в её окрестностях. Так что этот бизнес-центр «Адмирал» вы точно не пропустите. Ещё один выразительный угловой «стакан», напоминающий тот, что за несколько лет до него построили в торгово-развлекательном центре «Огарёв PLAZA». Только «Адмирала» наградили более дерзкой «шляпкой» и яркой расцветкой. Именно здесь в 2018 году во время чемпионата мира по футболу располагалась штаб-квартира FIFA.

 

Первая половина 2010-х годов.

Большевистская улица, 30Ленинский район, Саранск
Торгово-развлекательный центр
85

В 2012 году, когда этот торгово-развлекательный центр открылся, он был одним из самых прогрессивных сооружений города с архитектурной точки зрения. Очень спокойное, не кричащее, даже немного суровое здание стоит прямо напротив дома, который строили параллельно с собором Феодора Ушакова. И они будто из разных эпох: одно предпочитает играть в эклектику, а другое склоняется к аскетичному, почти модернистскому утилитаризму. Проект ТРЦ «РИО» демонстрирует чётко обозначившуюся в первой половине 2010-х годов тенденцию ухода от игривого постмодерна в сторону большей рационализации. И несмотря на то, что в Саранске ещё несколько лет вовсю возводили и реконструировали здания в духе сталианса, брутальное решение этого здания обозначило новую веху в мордовской архитектуре.

Советская, 55аЛенинский район, Саранск
Мордовское подворьеМузейно-этнографический комплекс
14

Здесь можно попробовать мордовскую традиционную кухню и отдохнуть в окружении интерьеров с элементами народной культуры. Подобные подворья появлялись во многих региональных центрах. Например, в Казани в 2005 году к тысячелетнему юбилею города открыли знаменитый «Туган Авылым». А создание саранского комплекса приурочили к празднованию тысячелетия единения мордовского народа с народами России. На протяжении 2000–2010-х годов Саранск постоянно соревновался с Казанью за статус культурной столицы Поволжья.

 

Среди уникальных местных блюд: солянка по-мордовски, мордовские пшённые блины, «медвежья лапа» и многое другое. Если вы хотите пропитаться локальным колоритом не только снаружи, но и внутри, вам точно стоит посетить это заведение.

 

Архитекторы: Сергей Болисов, Галина Сергеева. 2012–2013 годы.

Саранская, 21Ленинский район, Саранск
Факультет довузовской подготовки и среднего специального образования
16

Мордовский государственный университет неспроста напоминает московский небоскрёб на Воробьёвых горах. В середине 2000-х годов Саранск заразился вирусом столичности. На протяжении десяти лет в центре города делали исключительно неоклассические проекты. Перестроенный корпус МГУ среди них, пожалуй, самый яркий, но он же — и один из последних по дате создания.

 

Башня построена на месте университетского корпуса 1932–1950-х годов. Прежнее здание тоже имело неоклассические черты, свойственные архитектуре сталинского времени, но этого не хватало развивающемуся городу с колоссальными амбициями.

 

Саранск не первый и не последний российский город, который обзавёлся собственной высоткой по типу столичных, но именно мордовская прославилась на всю страну. Возможно, это связано с названием местного университета, аббревиатура которого полностью совпадает с московским.

 

Архитекторы: Сергей Ходнев, Александр Ходнев, Александр Меркушкин и др. 2013–2016 годы.

МГУ им. Н.П. ОгарёваБольшевистская улица, 68Ленинский район, Саранск

Если вы приехали в город на поезде и добрались до этого произведения, то скорее всего уже поняли, что современной саранской архитектуре скромность чужда. Но музейно-архивный комплекс ошеломит даже искушённого зрителя. Кажется, архитекторы скрестили Исаакиевский собор со зданием районного суда. Хочется сказать: горшочек, не вари, хватит уже Саранску ампира! Но нет, когда начинает казаться, что самое помпезное вы уже увидели, перед глазами вырастает более впечатляющее сооружение. Похоже, здешние проектировщики решили на практике доказать известный тезис о нетленности классики. Кто же мог подумать, что в XXI веке продолжателями античной традиции окажутся мордовские зодчие.

 

Архитекторы: Л. Минакова, В. Зобнина. 2011–2017 годы.

Саранская, 2Ленинский район, Саранск

Если вы ещё не устали от неоклассики на центральных улицах, то можете немного отойти в сторону и полюбоваться зданием местного ФСБ. Несмотря на суровость находящейся внутри организации, архитектурное решение, в сравнении со многими другими саранскими проектами, выглядит довольно умеренно. Величественность присутствует, но приглушается декоративными изгибами и почти игрушечной башенкой на крыше.

 

Тут важно заметить, что здание саранского ФСБ не уникально в своей неоклассической напыщенности. Оно продолжает сложившуюся за постсоветские годы традицию, чьи корни уходят в сталианс и более раннее время. Во многих российских городах есть подобные здания и в данном случае Саранску похвастать особо нечем.

 

Архитекторы: Назим Абдуллин, Олег Бикбулатов. 2009 год.

Ботевградская, 80аЛенинский район, Саранск
Стадион "Старт"
1
Гордость спортивного Саранска — построенный в 2012 году пятидесятиметровый бассейн с гидромассажной ванной и множеством других бонусов. Строительство дворца водных видов спорта приурочили к празднованию тысячелетия единения мордовского народа с народами российского государства. Очередным подарком к этому знаменательному юбилею стало здание в виде каскада водных струй. Центральный вход напоминает стеклянный водопад бирюзового оттенка. Остальные части строения подчиняются данному художественному решению. По сути, это привычный для капиталистического романтизма изгибиционизм (страсть к изгибчикам) с уклоном в символизм. Зато уже издалека становится понятно, какую функцию выполняет здание.
Саранск
Спортивный комплекс
18

Три года назад блогер Илья Варламов составил список из ста «самых ужасных зданий России», в котором «Саранск Арена» заняла почётное первое место. В его списке есть много других саранских проектов, но почему именно этот заслужил столь высокой награды, сказать сложно.

 

Знаменитый местный долгострой, открытия которого жители города ждали около десяти лет. До 2010 на месте современной арены стоял стадион «Светотехника», также занимавший территорию современной площади Тысячелетия. К празднованию тысячелетия единения мордовского народа с народами российского государства решили создать новое городское пространство. За несколько лет место полностью преобразилось: были построены новые здания и перестроены уже существующие, образовалась новая площадь со стилобатом и встроенным в него торговым центром, а в качестве доминанты построили громаду нового спортивно-концертного комплекса в традиционной красно-белой расцветке.

 

Архитектор: Николай Безбородов. 2014–2022 годы.

Богдана Хмельницкого, 35аЛенинский район, Саранск

Пример типичной для саранского постмодернизма неоклассики, но всё-таки уже довольно запоздалой для середины 2010-х. Этот проект показывает, что с течением времени помпезная архитектура вырвалась за пределы центра города и начала проникать в спальные районы. Почти двадцатиэтажная махина служит вратами в жилой массив Химмаш с типовой советской застройкой. Ротонды, балюстрады и пинакли усиливают эффект торжественности, а стоящий перед домом памятник Емельяну Пугачёву похож на каменного стража-вахтёра. Судя по надписи на постаменте, именно здесь в июле 1774 года располагалась главная ставка повстанческих войск бунтовщика.

 

Архитектор: Назим Абдуллин. Около 2013–2016 годов.

Посоп м-н, Октябрьский район, Саранск
Гостиничный комплекс
724

Как правило, саранскую архитектуру проектировали местные, но это — редкий пример участия стороннего архитектурного бюро. Для создания филиала крупной международной сети отелей Mercure была привлечена крупная петербургская компания «А.Лен» во главе с Сергеем Орешкиным.

 

По информации на сайте архитектурного бюро, в свой первый приезд в Саранск проектировщики были ошарашены яркими цветами городской архитектуры. Особенно их ослепил лазурный синий, использованный на здании Главпочтамта, напротив которого выделили участок под строительство гостиницы. Изначально архитекторы выбрали белый оттенок для нового здания, но на использовании синих вставок между окнами настоял лично глава региона. Общее решение фасада отсылает к бионическим формам и выглядит как единая бесшовная масса. Но даже в этом модном по тем временам решении нашлось место для традиционного орнамента на фасадах и стёклах.

 

Архитектурное бюро «А.Лен». 2014–2018 годы.

Коммунистическая улица, 37Ленинский район, Саранск
Проспект Российской Армии, 2/2Жилой дом
1

Первоначально жилой комплекс планировалось построить в менее ярких цветах, но в итоге победило контрастное решение. Несмотря на общую пестроту, заметно, что эта архитектура уже не из эпохи капиталистического романтизма: она открывает новую страницу в отечественном строительстве. На смену игривому и часто эклектичному постмодернизму постепенно приходит более утилитарный неомодернизм или, как его ещё называют, метамодернизм. Простые геометрические формы, почти полное отсутствие декора, сухой рационализм — вот приметы новой эпохи.

 

Но в проекте остаются и узнаваемые черты мордовской архитектуры. Проектировщики считают своим долгом включать в новые концепции элементы народной культуры. Редкий мордовский проект обходится без восьмиконечной розетки — традиционного солярного символа. «Тавла» не стала исключением. С высоты птичьего полёта дома и клумба на бульваре образуют именно розетку.

 

ОАО «Проектный институт» «Мордовстройпроект». Около 2015–2018 года.

Юбилейный м-н, Октябрьский район, Саранск
Организация и проведение бизнес-мероприятий
38

Стадион на 44 000 зрительских мест построили к чемпионату мира по футболу 2018 года, хотя строить решили еще до того, как стало известно, что это событие пройдет в России. Закончить хотели ещё в 2012 году к празднованию тысячелетия единения мордовского народа с народами российского государства. Прежний проект был рассчитан только на 28 000: требовались значительные изменения, поэтому стройка затянулась.

 

По своему архитектурному решению стадион относится к современному периоду метамодерна — времени, когда утилитаризм и аскетизм вытесняют игриво-эклектичный постмодерн. Это выражается в лаконичном графическом образе и пиксельном декоре, отсылающем к солнечному свету. Новый район «Юбилейный», выросший за несколько лет рядом со стадионом, также вписывается в контекст метамодернизма. Вместе они показывают переход к новой строительной эпохе, в которой мы сейчас и живём.

 

ФГУП «Спорт-Ин». 2010–2018 годы.

Волгоградская улица, 1Октябрьский район, Саранск

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.