Деревянная крепость Саранский острожек появилась на юго-восточном рубеже Русского царства 500 лет назад. Но до наших дней не дошла, как и прочие старинные постройки. Современный Саранск — город новодельный, просторный, чистый, с хорошими дорогами. Здесь любят строить из керамогранита и зеркального стекла реплики архитектуры прошлого со шпилями и арками. Так что Саранск — столица архитектурного стиля «капиталистический романтизм». А ещё Саранск — российская столица спортивной ходьбы. И один из городов, принимавших в 2018 году чемпионат мира по футболу.
Официально Саранск делится на районы Ленинский, Октябрьский и Пролетарский. Местные предпочитают делить его на Центр, Юго-запад, Светотехстрой и Химмаш. Для туриста в Саранске интерес представляет Центр.
Названия улиц и прочие надписи в Саранске часто — на трёх языках: русском, мокшанском и эрзянском. Дело в том, что народ, который называют «мордвой» или «мордовцами», состоит из двух субэтносов: мокша и эрзя.
МГУ (Мордовский государственный университет) основан в 1957 году на базе пединститута, появившегося ещё в 1930-е годы. В 1950-е годы здесь работал философ и литературовед Михаил Бахтин (его главный труд «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» написан именно в этот период). Памятник Бахтину несколько лет назад появился во дворе университета.
Сейчас в университете учатся 20 тысяч студентов (включая заочников). В 2016 году открылся новый 17-этажный главный корпус — самое высокое здание в Саранске. В его очертаниях нетрудно узнать источник вдохновения — сталинскую высотку Московского государственного университета.
Саранск вообще заповедник «капрома». «Капром» или «капиталистический романтизм» — нейтральное (ну разве что с каплей иронии) название, придуманное архитекторами и искусствоведами для архитектуры 1990–2000-х.
Одно из главных городских мест силы и точек притяжения. Площадь покрыта брусчаткой с национальными узорами. Ключевые здания на площади — спорткомплекс, ТРЦ «Огарёв-плаза» и библиотека.
Главный магнит для публики — фонтан «Звезда Мордовии»: один из самых высоких в России (струи могут достигать 40 метров), с разноцветной подсветкой и специальной неглубокой зоной для желающих погулять босиком по воде.
В 2012 году Мордовия праздновала тысячелетие совместной жизни с Россией. Праздник обошёлся в 17 миллиардов рублей, центр города к нему заметно обновился.
Скептики напоминали, что, во-первых, в 1985 году уже отмечали 500-летие вхождения Мордовии в состав России, а во-вторых, тысячу лет назад России ещё не было. Инициаторы праздника отвечали, что имеется в виду «начало исторического процесса единения народов». На камне, украшающем площадь Тысячелетия, изображён главный аргумент в их пользу: найденная в мордовском кургане подвеска-удостоверение должностного лица, действовавшего в интересах новгородского князя на рубеже IX–X веков. Поясняется, что подвеска «свидетельствует об участии мордвы в формировании Российского государства».
В репертуаре музыкального театра — опера и балет, оперетта и музкомедия, детские спектакли и концерты классической музыки.
В 2011 году (в рамках всё той же реконструкции города к тысячелетию единения с Россией) театр обзавёлся новым зданием c залом на 714 мест. Экстерьер нового театра — имитацию модерна в тонированном стекле — горожане признали шикарным. Особенно в вечерней подсветке.
Пожары и перестройки оставили в Саранске мало исторических зданий. Но сохранилась, например, Пугачёвская палатка, старейшее гражданское здание города.
Когда Емельян Пугачёв, предводитель крупнейшего в истории дореволюционной России крестьянского восстания, пришёл в Саранск в 1774 году, этот дом принадлежал вдове городского воеводы. В нём Пугачёв и остановился, здесь он пировал и зачитывал с крыльца свои манифесты и вершил суд: по жалобам простого народа он казнил много саранской знати (в том числе и хозяйку дома). Нужно отметить, что сохранившийся домик — это только пристройка, а собственно дом вдовы воеводы не дошёл до нашего времени.
В музее есть и Шишкин с Айвазовским, и мордовское прикладное искусство. Но главный герой музея — скульптор Степан Эрьзя (1876–1959), взявший псевдоним в честь мордовского народа эрзя.
Скульптор сплавлял европейский модерн с национальными традициями, а потом и революционными образами. Но хотя Эрьзя принял революцию, он вскоре не выдержал цензурных и материальных ограничений и уехал: вначале во Францию, потом в Аргентину (везде его принимали с восторгом).
В Саранском музее хранится крупнейшая коллекция работ Эрьзи, как российских, так и аргентинских. Всего более 200 — включая «Моисея», «Кричащего Христа», «Еву» и другие шедевры.
Больше всего Эрьзя работал с деревом — контраст отполированной как мрамор и корявой, необработанной древесины усиливает мощь и экспрессию его работ. Судя по отзывам, его скульптуры впечатляют даже тех, кто не слишком интересуется искусством.
В музее хороший ассортимент сувениров и полиграфии.
Главный храм Саранска, рассчитанный на 3000 верующих, построен на пересечении улиц Большевистской и Советской в 2006 году. Это один из самых высоких храмов в Поволжье (62 метра, считая крест).
Фёдор Ушаков командовал Черноморским флотом в конце XVIII века, а уйдя на покой, посвятил себя молитве и благотворительности. Последние годы Ушаков прожил в имении в Мордовии, а после своей канонизации в XXI веке стал её святым покровителем (в соборе хранится частица его мощей).
Крестово-купольный храм в стиле ампир вдохновлен кафедральным собором в Хельсинки. Внутри — пышно. Наверху, на высоте примерно 40 метров — смотровая площадка с одним из лучших видов на город (зайдите в храм и поднимитесь по каменной лестнице сбоку от входа).
На площади перед храмом — скульптурная группа: на службу спешит семья из папы, мамы и троих детей.
В 2013 году Жерар Депардье нашёл в России налоговое убежище. В российском паспорте французской кинозвезды в графе «прописка» значится адрес: Саранск, Демократическая, 1.
Как сообщала пресса, Депардье был дружен с тогдашним директором Госфильмофонда Николаем Бородачевым, — и тот зарегистрировал его в квартире своих родственников. Местные жители обрадовались соседству с французской звездой, но так никогда и не увидели его на рю де ла Демокраcи.
В 2016 году в Саранске реконструировали старый кинотеатр «Россия» и переименовали его в Культурный центр Жерара Депардье.
Улицу Московскую, спускающуюся к парку имени Пушкина, украшают каскад фонтанов и памятник поэту. Одно из излюбленных горожанами мест для прогулок.
Именно в верхней части спуска, а также на месте Ленинского сквера, в XVII веке стояла деревянная, окружённая глубокими рвами крепость, с которой начался Саранск.
А вот уже не шутливый, а серьёзный памятник, за которым стоит захватывающая история. Летчик-истребитель Михаил Девятаев в 1944 году попал в плен, оказался в концлагере на балтийском острове Узедом и бежал из него, угнав тяжелый бомбардировщик Heinkel-111. Для побега Девятаев собрал команду из девяти солагерников и изучил управление немецкой машиной по фрагментам разбитых самолетов на свалке возле аэродрома.
Это был не единственный случай побега из нацистского плена на самолете, но Девятаев и его товарищи ещё и унесли с собой военные тайны. На острове Узедом находились пусковые площадки и центры управления полетами баллистических ракет ФАУ-1 и ФАУ-2, новейшего на тот момент оружия и последней надежды нацистов. Более того, сам угнанный самолёт был по сути дела пультом управления ФАУ-2.
На привокзальной площади стоит романтический памятник советским героям-стратонавтам, которые поднялись в 1934 году на высоту 22 километра и погибли (стратостат упал недалеко от Саранска).
В 1930-е годы полеты в стратосферу на воздушных шарах, несущих герметичную гондолу, были самым передовым и смелым делом, важным шагом к будущей космонавтике. Слои стратосферы выше 20 км часто называют «предкосмосом»; даже современные сверхзвуковые самолёты редко на практике поднимаются так высоко. А в 1930-е туда поднимались люди без защитных костюмов, в утеплённой шкурами гондоле, на ненадёжных воздушных шарах.
Есть мнение, что организаторы полета спешили поставить новый рекорд именно во время XVII съезда ВКП(б), поэтому, во-первых, не дождались подходящих погодных условий, а во-вторых, требовали подняться как можно выше (в итоге стратостат не выдержал). Упавший под Саранском «ОСОАВИАХИМ» был вторым советским стратостатом (всего запусков было 6, и успешным был только первый).