Екатеринбург называют столицей российского стрит-арта. Отсюда — знаменитые художники Тимофей Радя, Слава Птрк, Илья Мозги. Здесь регулярно проходят фестивали уличного искусства: легальный «Стенограффия» и нелегальный «Карт-бланш».
В этой подборке — гигантская банка сгущёнки, огромная фреска, написанная нейросетью и роботом, и мэшап сериала «Бригада» с «Черепашками-ниндзя». Но интересного искусства в городе гораздо больше — почаще смотрите по сторонам и сворачивайте в подворотни.
Памятник 118 членам экипажа подводной лодки К-141 «Курск», погибшим в 2000 году. Одиннадцатиметровая надпись, нанесённая водоотталкивающим спреем на опорную стену набережной городского пруда, становится видна только во время дождя. Каждый год в августе авторы — художники из екатеринбургского объединения SPEKTR— обновляют надпись.
Мимо «Курска» кстати проходит «Фиолетовая линия», соединяющая 29 объектов стрит-арта, созданных в рамках фестиваля «Стенограффия». «Стенограффия» — один из двух крупнейших фестивалей уличного искусства в Екатеринбурге. Он проходит с официальной поддержкой местных властей. А вот второй — «Карт-бланш» — партизанский.
Тимофей Радя из Екатеринбурга — один из самых интересных российских уличных художников.
В 2017 году в рамках Уральской индустриальной биеннале Радя автокраном установил на здании приборостроительного завода железные буквы «Кто мы, откуда, куда мы идём?» (название картины Поля Гогена). Теперь этот вечный и неудобный вопрос от молодого художника с философским образованием красуется в одном из самых открыточных видов Екатеринбурга — с Плотинки на пруд, Храм на крови и дом Севастьянова.
В советское время на этом месте был лозунг «Слава труду!». Сам Радя объясняет, что вопрос — в отличие от лозунга — никогда не окажется ложью.
Другая знаменитая работа Тимофея Ради в Екатеринбурге — баннер «Я бы обнял тебя, но я просто текст» на крыше общежития рядом с ТЦ «Гринвич».
На набережной Рабочей молодёжи вообще много граффити. Ну а гранитные шары на набережной — лучший индикатор духа времени. Художники превращают их то в биткоин, то в ловушку для покемона, то в коронавирус, то ещё во что-нибудь актуальное.
Внутри екатеринбургского уличного искусства есть два больших течения. Одно, связанное с фестивалем «Стенограффия», продвигает город как столицу российского стрит-арта — и согласовывает с этим городом работы. Другое — выступает за свободное искусство без согласований, да и к бренду «столица стрит-арта» относится подозрительно, как к слишком официозному. Это направление породило партизанский фестиваль «Карт-бланш».
В рамках «Карт-бланша» создана эта работа Славы Птрк, который стал звездой российского стрит-арта ещё будучи студентом екатеринбургского журфака. Эта пародия на трамповский лозунг Make America Great Again могла бы быть девизом коммунальных служб, закрашивающих уличное искусство.
Впрочем, как нетрудно заметить, Екатеринбург — и его власти и коммунальщики — куда лояльнее к вольному, несогласованному искусству, чем многие другие города России.
Произведение искусства созданное не человеком, а нейронной сетью (и, вероятно, один из первых в мире стрит-арт-объектов этого жанра). Нейронная сеть, созданная компанией «Яндекс», восстановила фреску IV века, а команда фестиваля «Стенограффия» сделала настенный принтер, который перенёс изображение на фасад. Работа шла две недели: команда в любую погоду болталась на стене, дорабатывая на ходу код и принтер и меняя баллоны с краской.
Насмотревшись на фреску, не уходите сразу: в этом квартале вообще много интересных граффити.
Под Каменным мостом живут черепашки-ниндзя. Об этом сообщает вывеска над городским коллектором (чтобы увидеть её, взгляните вниз с моста со стороны памятника Малышеву). Вывеску сделал художник Сергей Рожин 6 лет назад. Год назад вывеска пропала и Рожин, успевший уехать в Москву, попросил горожан восстановить черепаший дом — и они откликнулись.
Правда, черепашек-ниндзя под мостом никто не видел. Зато часто можно увидеть уток с утятами.
Москвич Покрас Лампас, — возможно, самый раскрученный уличный художник России прямо сейчас. В Екатеринбурге он покрыл своим «каллиграффити» — вязью из флюоресцентных тэгов 1300 художников — арку в центре. К сожалению, работа уже утратила часть изначальной эффектности.
Тэг — быстрая роспись граффити-художника, та самая, которой юные фанаты хип-хопа покрывают все гаражи и лифты в округе. Одна из возможных трактовок работы Покраса Лампаса: даже то, что выглядит визуальным мусором по отдельности может в совокупности сложиться в красоту.
В ультрафиолетовом свете проявляется надпись «Все ваши стены принадлежат нам».
Работа изображает екатеринбургского художника, стихотворца, панк-скомороха Евгения Малахина, больше известного под псевдонимом Б.У. Кашкин. Он первым начал пропагандировать в городе современное искусство — расписывал бетонные заборы, мусорные контейнеры и другие уличные поверхности. А ещё он писал стихотворения и прозу.
Автор этой работы, Павел Шугуров, впрочем, не менее интересен. Портреты его работы можно увидеть не только в его родном Владивостоке, но и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и прочих городах. У них узнаваемый стиль: это цементные панно, сделанные в технике сграффито (процарапывание по сырому материалу). Примечательно, что в своё время господин Шугуров ухитрялся быть одновременно чиновником — главным художником в администрации Владивостока — и солистом панк-группы «Задроты против».
В рамках фестиваля «Стенограффия-2018» в Екатеринбурге нарисовали первый общественный хромакей.
Хромакей — зелёный фон, который легко заменить в специальном редакторе на любой другой при обработке фото и видео. Так сделана львиная доля современного зрелищного кино.
Это уже не совсем стрит-арт, —зато повод рассказать про ещё одного важного художника родом из Екатеринбурга — Александра Шабурова из «Синих носов».
Отпечатки каждой из ног человека-невидимки принадлежат двум разным людям — авторам проекта, писателю Евгению Касимову и художнику Александру Шабурову, в 1990-е регулярно радовавшему местных журналистов перфомансами вроде лечения зубов за счёт фонда Сороса. В конце 1990-х художник перебрался в Москву и вместе с новосибирцем Вячеславом Мизиным создал арт-группу «Синие носы». Они прославились стёбным «народническим искусством», эксплуатировали образ простых сибирских и уральских мужиков и успешно представляли Россию на Венецианской биеннале.
Уралмаш знаменит не только гигантским машиностроительным заводом, но бандами 1990-х. Один из самых знаменитых уличных художников в России — екатеринбуржец Слава Птрк — нарисовал эту работу в одном из дворов конструктивистских кварталов Уралмаша. Герои сериала «Бригады» изображены в виде черепашек-ниндзя. Это — работа из серии «Детство перед телевизором», в которой персонажи боевиков изображены в виде героев мультиков. Район для неё выбран как соответствующий пацанскому духу героев. Правда, граффити старое и сейчас оно пребывает в несколько обветшавшем виде.
Будете в Петербурге — найдите там балабановского «Брата», зашифрованного в виде персонажей «Утиных историй»; будете в Нижнем Новгороде — не пропустите персонажей «Жмурок» в виде Чипа и Дейла.
Бразильский художник Thiago Mazza решил нарисовать на этой стене святого Георгия Победоносца как символ, объединяющий культуры двух стран. В России его образ знаком всем как минимум по изображению на монетах. Но и в Бразилии этот святой тоже популярен.
Впрочем, Георгий почитается везде в христианском мире. Святости он удостоился за мучения, которые принял за отказ отречься от веры, а своё самое знаменитое чудо — победу над змием — Георгий совершил уже после смерти. История такая: когда язычники где-то в районе нынешнего Бейрута собирались принести в жертву змию царевну, явился святой Георгий и пронзил змия копьём. Это поспособствовало обращению местных жителей в христианство.
По версии Thiago Mazza Георгий сражается со змеем и вовсе на Луне.
Рядом с бразильским Георгием Победоносцем — лицо сделанное из огромной ржавой цистерны. Сфотографироваться можно одновременно с обоими арт-объектами.
Ангаром для дирижаблей во дворе жилого комплекса «Мечта» московский художник Данил Шмелев напоминает, что в 1930-е годы в Свердловске строился дирижаблепорт. Но к концу десятилетию советские власти (как и весь мир) отказались от дирижаблей из-за их ненадёжности).
Правда, сейчас доступ во двор ограничен.
На улице Стрелочников сохранились деревянные дома бывшего железнодорожного посёлка. В 2016 году во время фестиваля «Стенограффия» художники украсили несколько домов яркими муралами.
На фасаде дома по Стрелочников, 21 художник из Пензы Александр Blot из Пензы изобразил Дон Кихота, держащего вместо копья валик с краской. Сам художник в интервью The Village объяснял, что дом напомнил ему мельницу, ну а у Дон Кихота есть что-то общее с уличным художником, «который часто сам воображает ветряные мельницы и борется с ними».
В рамках всё того же фестиваля «Стенограффия-2016» екатеринбургский художник Илья Mozgi превратил стену дома №28 в «Скворечник с птицами». Дело в том, что деревянные дома 1920-х годов показались художнику похожими на скворечники.
Для автора это нехарактерная работа: обычно он работает с трафаретами и лаконично оформленными текстами, часто довольно саркастичными. Например, в «Мелодии-47» Мозги изобразил гибрид автомата Калашникова и скрипичного ключа, а возле окраинного рынка «Таганский ряд» нарисовал океан, волны которого окрашены в цвета флагов народов, «населяющих» рынок: Узбекистана, Таджикистана, Азербайджана.
Во дворах Ботанического района прячется один из самых известных объектов стрит-арта в городе. Во время первого фестиваля уличного искусства «Стенограффия» — в 2010 году — сибирская творческая группа Taknado превратила заброшенные резервуары в две банки культовых продуктов — советской сгущёнки и воспетого Энди Уорхолом американского супа Campbell’s.
С тех пор фестиваль «Стенограффия» проходит регулярно и хорошего стрит-арта становится всё больше. А банки уже немного потеряли товарный вид, но стали классикой.