Центральная площадь города. 9 мая здесь проходит парад, летом бывают большие концерты и сельскохозяйственные ярмарки, а зимой устраивают ледовый городок.
До революции площадь называлась Кафедральной — в честь огромного, барочного, немного похожего на петербургский Петропавловский собора. Его взорвали в 1930 году. А в середине ХХ века доминантой площади стала башенка, которую надстроили над городской администрацией в процессе её превращения из конструктивистской коробки в сталинскую ратушу.
Здание администрации и городской думы — многослойный архитектурный торт. В конце XIX века здесь построили двухэтажный гостиный двор. В 1930-е ставшее горсоветом здание достроили до пятиэтажного — в строгом конструктивистском стиле. В Свердловске революционную архитектуру вообще часто строили на крепких дореволюционных фундаментах и стенах.
В 1940–1950-е фасад горсовета нарядили в сталинском стиле: появились пилястры, колонны, скульптуры, башенка с часами и шпилем со звездой. До небоскрёбов это была городская доминанта. Невероятно, но: имперская башенка — работа того же архитектора Моисея Рейшера, который за четверть века до того, построил конструктивистскую Белую башню Уралмаша.
Если глянуть через проходную во двор — увидите, что с изнанки здание так и осталось лаконичной конструктивистской коробкой.
Появление в 1950-х башни с часами придало зданию горсовета сходство со средневековыми ратушами в европейских городах. Что-то по-европейски уютное есть и в том, что в одном из зданий, образующих закрытый правительственный квартал с комитетами городской администрации сожительствуют пиццерия, ресторан и отличный бар Double Grill and Bar — двухуровневый, с интересным интерьером. Тут и головы статуй лошадей, и фигура Фредди Меркьюри, и художественно раскуроченная гитара на стене и сумасшедшей красоты люстра — будет, что выложить в инстаграм. Карта бара включает помимо прочего целую страницу вин по бокалам. Меню тоже интересное и обширное: от бургеров до острых азиатских крылышек. А ещё заведение (заслуженно!) гордится своими тартарами: из телячьей вырезки со сладким луком, из снежного краба или копчёного угря с авокадо.
Уральский Арбат: пешеходная улица c уличными музыкантами и прочими арбатскими атрибутами. Каждое лето здесь появляются диковинные скульптуры самых разных персон, героев поп-культуры и кого только нет. Уже сейчас среди десятка памятников можно увидеть увековеченного в бронзе Майкла Джексона и Гену Букина из телесериала «Счастливы вместе», который по сценарию живет в Екатеринбурге.
Актёр Виктор Логинов, сыгравший Гену Букина, сам из Кемерова, но учился на заочном в Екатеринбургском театральном институте и подвизался в театре драмы.
Впрочем, Екатеринбург может предъявить и ещё более узнаваемую звезду комедии: Сергей Светлаков начинал в знаменитой во времена расцвета жанра КВН местной команде «Уральские пельмени».
Уральский филиал одного из главных музеев страны на главной пешеходно-туристической улице Екатеринбурга. «Эрмитаж-Урал» открылся летом 2021 года в трёхэтажном здании, которое состоит из реконструированного дома начала ХХ века и современной пристройки с футуристическим атриумом. Кроме выставочных залов здесь есть лекторий, кофейня, библиотека книг по искусству и книжно-сувернирная лавка. Обратите внимание на прекрасно сохранившуюся лестницу с модерновыми коваными перилами.
В постоянной экспозиции — античное искусство и европейская живопись из запасников Эрмитажа. Ещё одна постоянная экспозиция рассказывает, как была устроена эвакуация сокровищ Эрмитажа в Свердловск во время Великой Отчественной: посетители оказываются в реконструированном грузовом вагоне среди ящиков с шедеврами.
В Эрмитажах-спутниках особую роль играют временные выставки — поэтому рекомендуем заранее свериться с афишей.
Стильный интерьер с кожаными диванами; отличная кухня. Царь меню — чёрный бургер, из которого во все стороны торчат крупные креветки (475 рублей). На этом фантазия поваров не заканчивается: они экспериментирут с традиционными мясными бургерами, добавляя в них то вишню, то белые грибы. Также в меню есть супы (том-ям, сырный), салаты и, разумеется, креветки в разных вариациях. Меню бизнес-ланча тоже интересное.
Ячейка F — экспериментальная двухуровневая квартира, придуманная одним из главных идеологов советского конструктивизма Моисеем Гинзбургом. Лестница из гостиной с панорамными окнами ведёт в маленькую спальню наверху; есть также кухня-шкаф. По плану в таких квартирах должны были жить миллионы советских граждан, но эксперимент свернулся — и домов с ячейками в России всего 6. Узнать больше об этом проекте — и конструктивизме вообще — в музее можно из лекций, макетов, фото и так далее, но главный экспонат — само пространство.
Посещение по предварительной договорённости по телефону.
За масштабным шопингом идите в «Гринвич», впечатляющий молл, в который можно зайти с камерной пешеходной улицы Вайнера или прямо из метро (и немедленно — и не раз — заблудиться внутри). В пяти очередях комплекса почти 3 сотни магазинов. Также есть большой универмаг «Стокманн» и очень достойный фуд-корт.
Ну а снаружи обратите внимание на архитектурный инцидент: проглоченный огромным «Гринвичем» кирпичный особнячок 1880-х годов (его фасад можно увидеть под вывеской гипермаркета «Гипербола»).
Если вы не потеряли все силы в «Гринвиче» можно прогуляться до улицы Шейнкмана, чтобы взглянуть на сказочно красивый образец екатеринбургского деревянного модерна. Полукаменный двухэтажный дом мастровой Корепин построил себе в конце XIX века. С 1920-х годов дом разделен на несколько квартир.
Обратите внимание на то, как двери вписаны в круг, а также на чешуйчатые купола. Это лемех — деревянная черепица, та самая, которой в Древней Руси покрывали купола церквей. В XIX веке архитекторы занялись осмыслением исторического наследия — и так подобные вещи вернулись в обиход.
Также на улице Шейнкмана есть пара выдающихся граффити. Бразильский художник Thiago Mazza нарисовал этого святого Георгия Победоносца как символ, объединяющий культуры двух стран. В России его образ знаком всем как минимум по изображению на монетах. Но и в Бразилии этот святой тоже популярен.
Впрочем, Георгий почитается везде в христианском мире. Святости он удостоился за мучения, которые принял за отказ отречься от веры, а своё самое знаменитое чудо — победу над змием — Георгий совершил уже после смерти. История такая: когда язычники где-то в районе нынешнего Бейрута собирались принести в жертву змию царевну, явился святой Георгий и пронзил змия копьём. Это поучительное зрелище поспособствовало обращению местных жителей в христианство.
По версии Thiago Mazza Георгий сражается со змеем и вовсе на Луне.
Рядом с бразильским Георгием Победоносцем — лицо сделанное из огромной ржавой цистерны. Сфотографироваться можно одновременно с обоими арт-объектами.
Между Зелёной рощей и примыкающим к ней сквером Большакова стоит одна из самых примечательных екатеринбургских «заброшек»: бывшая больница скорой помощи, пятиэтажка 1930-х годов (изначально — госпиталь НКВД). Больницу расформировали в начале 00-х. С тех пор она обросла городскими легендами и пережила несколько пожаров. Внутри кое-где сохранился советский декор и шкафы со склянками и документами, хотя многое выгорело, покрыто граффити и разграблено нынешними обитателями больницы — бомжами, наркоманами и любителями мрачных фотосессий.
У лидера екатеринбургской группы «Чайф» Владимира Шахрина есть свой путеводитель по городу. Там он называет дом купца Железнова самым красивым в городе. Особо бывший строитель Шахрин отмечает кирпичную кладку. Она и правда искусно имитирует деревянную резьбу. Дом построен в конце XIX века в популярном тогда, но редком для Екатеринбурга неорусском стиле. В этом смысле дом — родня Историческому музею на Красной площади.
Алексей Железнов был торговцем динамитом и владельцем заводов и золотых приисков, меценатом и любителем скачек (причём участвовал в них и как наездник). Он не строил этот дом, а купил его уже готовым в 1905 году. Но его имя так и пристало к дому. Как и городские легенды, утверждающие, что призрак жены хозяина, красавицы и клептоманки, до сих пор бродит в огромных, украшенных лепниной залах.
Перед домом чудом сохранились гранитные тротуарные плиты XIX века.
В последние годы обсуждается план превратить усадьбу в роскошный отель.
Одно из самых заметных сооружений в этой части центра — штаб-квартира «Русской медной компании». Достроенное в 2020 году знание — проект бюро Foster + Partners, возглавляемого одним из самых знаменитых архитекторов современности Норманом Фостером, гуру хай-тека и автором стеклянного купола берлинского Бундестага и лондонского небоскрёба-«огурца». Бюро и до этого вело переговоры с российскими заказчиками, но екатеринбургское здание стало первым его проектом в России, воплотившимся в жизнь. Впрочем, сам Фостер в проектировании не участвовал, это работа его партнёра, архитектора Люка Фокса.
Облик здания вдохновлён структурой кристаллической решётки меди. Нижние части модулей-кристаллов, из которых состоит фасад, полностью прозрачные, чтобы впустить больше солнца зимой, когда оно низкое. Верхние — наоборот металлические, чтобы защищать от лучей высокого солнца летом. Официальное название здания Diamond Building, но в народе его прозвали «ананасом».
Под Каменным мостом живут черепашки-ниндзя. Об этом сообщает вывеска над городским коллектором (чтобы увидеть её, взгляните вниз с моста со стороны памятника Малышеву). Вывеску сделал художник Сергей Рожин 6 лет назад. Год назад вывеска пропала и Рожин, успевший уехать в Москву, попросил горожан восстановить черепаший дом — и они откликнулись.
Правда, черепашек-ниндзя под мостом никто не видел. Зато часто можно увидеть уток с утятами.
Исторический сквер, примыкающий к Плотинке — бывшая территория Екатеринбургского завода, для которого, собственно, и понадобилось соорудить плотину в 20-ые годы XVIII века. По сути дела, здесь город и начался. В нескольких сохранившихся зданиях завода расположились музеи (природы, дизайна и архитектуры), остальная территория отдана под отдых горожан и массовые праздники.