Дом рядом с Екатеринбург-Сити типичен для своего времени — конца XVIII века. Он построен из сосен, росших тогда вокруг: это был край города и жил здесь простой народ: шорники, кузнецы, камнерезы. К 1914 году дом купил Дмитрий Казанцев, бухгалтер, мечтавший о собственном саде. Мечта в уральском климате казалась фантастической. Но Казанцев списался со великим селекционером Мичуриным, получил от него саженцы — и впервые на Урале вырастил яблони, груши, сливы. В 1934 году Казанцев вышел на пенсию и посвятил себя садоводству полностью. После его смерти жена и дочь ухаживали за садом сами, а потом передали усадьбу пединституту. Сад запустили, в доме устроили общежитие, он горел и был заброшен. В 1990 дочери Казанцева пришлось буквально бросаться под бульдозер, чтобы дом не снесли. Её усилиями дом отреставрировали — теперь в нём Музей плодового садоводства. А при нём — сад.
Дом принадлежал врачу Соколову, который после революции побыл министром у Колчака, а потом эмигрировал. В наши дни дому повезло с арендаторами: в нём обосновались ландшафтные дизайнеры, которые ходят на работу по выходным, чтобы приводить домик в порядок.
Обратите внимание на чудом сохранившуюся кованую ограду, которая явно хочет быть похожей на колючую живую изгородь. Очень по-модерновому.
Усадьба татарских купцов Агафуровых. Агафуровы построили в Екатеринбурге первую сеть универмагов с дисконтной программой и первые велодорожки.
«Они выступали за фиксированные цены, так что приказчик над магазином самостоятельно ничего надбавить не мог, и заботились о качестве товаров. Проводили акции со скидками, бонусами и подарками, как в современных сетях. Потом весь этот опыт был забыт и вернулся в нашу страну уже с Запада. А именно в этой торговой сети XIX века можно было встретить плакаты о скидке постоянным покупателям или о подарках для детей в виде “шоколадных бомбочек с сюрпризом”, наверное, прообразов киндер-сюрпризов», — рассказала E1 завотделом истории повседневности краеведческого музея Лариса Коновалова.
На улице Сакко и Ванцетти сохранились два дома семьи (третий утрачен). В первом доме сейчас представительство Татарстана.
Этот дом построен в середине XIX века из лиственницы на прочном каменном фундаменте, но памятником архитектуры не числится. Сейчас в доме живут две семьи. Недавно его отремонтировали волонтёры «Том Сойер Феста»: восстановили часть декора, привели в порядок фасад и крышу.
«Том Сойер Фест» — фестиваль восстановления исторической среды силами волонтёров и спонсоров. Придуман в Самаре в 2015 году — а сейчас проходит в десятках городов и сёл. Особое внимание уделяется деревянным домам, не имеющим официального статуса памятников.
Сказочно красивый образец екатеринбургского деревянного модерна. Полукаменный двухэтажный дом мастеровой Корепин построил себе в конце XIX века. С 1920-х годов дом разделен на несколько квартир — сейчас в нём живёт 8 семей.
Обратите внимание на то, как двери вписаны в круг, а также на чешуйчатые купола. Это лемех — деревянная черепица, та самая, которой в Древней Руси покрывали купола церквей. В XIX веке архитекторы занялись осмыслением исторического наследия — и так подобные вещи вернулись в обиход.
В 1877 году блестящая жена известного нижнетагильского горного инженера Алексеева Мария Алексеева влюбилась в недоучившегося студента Дмитрия Мамина, уехала от мужа в Екатеринбург, забрав с собой троих детей, купила этот дом и поселилась в нём с возлюбленным. Здесь избранник Марии напишет роман «Приваловские миллионы» и станет знаменитым. А через 12 лет Дмитрий Мамин-Сибиряк уедет в Петербург с актрисой Марией Абрамовой.
В советское время дом стал коммуналкой на 8 квартир — и к 1980-м годам превратился в руины. Его снесли бы, но спасла пометка в конце «Приваловских миллионов»: «Кончена эта рукопись в Екатеринбурге, в Колобовской улице, в доме Алексеевой». После долгой реконструкции дом стал музеем литературной жизни Урала XIX века (не перепутайте с музеем литературной жизни Урала ХХ века — о нём речь пойдёт дальше).
Чрезвычайно редкий для Екатеринбурга стиль русского провинциального модерна сразу выдают круглые окна, кокошники на окнах, плавные изогнутые линии декора, высокое крыльцо, стрельчатая крыша.
На самом деле этот дом в Литературном квартале – новодел, точная копия дома 1910–1912 годов постройки. Оригинал стоял в другом месте — на улице Толмачёва. До революции дом на Толмачёва принадлежал вначале присяжному поверенному (адвокату) Иванову, будущему члену правительства Колчака в Екатеринбурге. Потом — присяжному поверенному Веселову, организовавшему при доме семейно-педагогическое общество. После революции дом стал коммуналкой, а в 1980-е сгорел. Но перед пожаром в доме собирались открывать пивной бар. Для этого дом тщательно обмерили и составили доскональные чертежи. По этим чертежам и старым фото его и восстановили в 1990-е. Внутри — музей литературной жизни Урала ХХ века.
В облике этого дома 1880-х годов ранний модерн сочетается с мотивами русского терема. В 1880-х здесь жил участковый пожарный староста Илья Казанцев. Пожарная служба только формировалась в России и Казанцев курировал эту работу в Екатеринбурге. Обратите внимание, что у его дома есть противопожарная стена — брандмауэр.
Вообще род Казанцевых подарил Екатеринбургу ещё и мэра, и членов городской думы, и художника.
В начале 1890-х усадьба перешла домовладельцу Сырчину и стала доходным домом, где снимали комнаты студенты. Среди арендаторов был революционер Быков, один из будущих убийц царской семьи.
Во время Великой Отечественной здесь был госпиталь, потом — коммуналки. Сейчас — музейный центр «Гамаюн». В доме сохранились филёнчатые двери, скосы и внутренние рамы окон, а также демидовские печи с белым кафелем и чугунными дверками каслинского литья. Дом требует новой реставрации: из-за новостроек вокруг по нему пошли трещины.
Один из лучших сохранившихся образцов типичной деревянной застройки Екатеринбурга конца XIX века. Дом разделён на три части — у каждой свой парадный вход, увенчанный козырьком на кованых ажурных кронштейнах. В оформлении фасада используется уральская народная резьба по дереву с нотками классицизма.
До революции дом принадлежал мещанину Григорию Елизарьеву. После Гражданской войны здесь поселился челябинский доктор Соломон Павлович Фридьев с семьей. Они были очень известны в квартале, поскольку каждое воскресенье давали концерты в большой комнате своего дома. В 1928 году Фридьевы уехали. После них в доме Елизарьева жили инженеры «Уралмаша». Один за другим инженеры становились жертвами репрессий, их квартиры уплотнялись и дом в итоге превратился в сплошную коммуналку. Сейчас в нем офисы.
Больше про историю Уралмаша — в посвящённой району вокруг завода подборке «Поездка на Уралмаш».
Дом на перекрестке улиц Мамина-Сибиряка и Энгельса построен в 1896 году для обрусевшей немки Эммы Филитц. Известный архитектор Дютель сделал дом ассиметричным, угловатым, с затейливым силуэтом. Обратите внимание на сохранившиеся парадный вход с высоким каменным крыльцом (со стороны улицы Энгельса) и ограду с растительным и геометрическим орнаментом.
Эмма и её муж Эрнест Филитц были хозяевами пивоваренного завода на месте нынешнего зоопарка. Эмма была энергичной и предприимчивой женщиной, ходила в походы по Уралу, любила скачки, занималась благотворительностью. А после смерти мужа в 1892 году взяла дело в свои руки — и нарастила производство в 4 раза. Для этого госпожа Филитц строила по всему городу пивные лавки и оптовые склады. И завела новый формат для более взыскательной публики — пивные рестораны с живой музыкой. Бизнес процветал, пока не началась Первая мировая с сухим законом.
Сейчас в доме офисы.
Сейчас это окраина центра, сто лет назад — дремучий край города. В 1911 году преподаватель женского училища Павел Бажов женился на своей ученице Валентине, взял кредит и заказал местным мастерам этот дом. Здесь написана «Малахитовая шкатулка», здесь Бажов пережил в 1930-е опалу (за книгу о героях революции, позже объявленных врагами народа, его выгнали отовсюду и чудом не репрессировали), а в 1940-е — грандиозную славу. Сюда к Бажову приезжал внук — будущий политик Егор Гайдар.
В доме четыре комнаты, кухня и прихожая, которая ведёт в кабинет (он же — спальня). Планировка похожа на дома в родной Бажову Сысерти: прямоугольные просторные комнаты без изысков. Но это не крестьянский дом — он большой (92 кв. метра) и высокий (3,2 метра).
Сейчас в доме музей Бажова.
Больше о деревянных сокровищах Екатеринбурга — в серии статей E1.