Первый русский город Урала, столица царской артиллерии, Пермь обязана своим появлением Петру и его сподвижникам: учёному-историку Татищеву и военному инженеру де Геннину. До их приезда на месте Перми стояла деревня Егошиха, после — медеплавильный завод и рабочий посёлок. За пару десятков лет после основания Пермь стала одним из металлургических центров империи. Затем — малой родиной русских и советских пушек. А в 2000-е годы попыталась стать культурной столицей.
В этой подборке — то, что делает Пермь особенной и то, что здесь точно нужно увидеть: балет и современное искусство, главная площадь и набережная, старинные особняки, звериный стиль и таинственные пермские боги, соль, счастье и реальные пацаны.
Набережная — одно из самых красивых и благоустроенных мест города. Летом здесь постоянно проходят музыкальные или театральные представления.
Здесь же находится один из символов города — и, возможно, самый удачный арт-объект, появившийся на волне пермской культурной революции. Вы могли видеть его в фильме «Географ глобус пропил», в сериале «Реальные пацаны» или в клипе Канье Уэста White Dress. Во время половодья Камы часть набережной затапливает, и надпись буквально стоит на воде.
Недалеко от Счастья — причал, от которого отправляется речной трамвайчик, курсирующий по кругу на 1,5 или на 3 часа. Это одно из популярных летних развлечений пермяков. С воды открываются прекрасные виды на Пермь и окрестности. Чем не счастье?
Один из красивейших старинных особняков на высоком берегу Камы известен по имени крупного предпринимателя и мецената Николая Мешкова. Пароходчик Мешков купил здание в 1886 году и перестроил его под влиянием стиля модерн, чтобы впечатлять проплывающих по реке путешественников. Перестройкой занимался Александр Турчевич, вообще важный для Перми рубежа XIX–XX веков архитектор.
Сейчас в доме — краеведческий музей: не очень большой, но насыщенный и современный. Особого внимания здесь стоит пермский звериный стиль: бронзовые скульптурки VI–XII в. н. э. Тогда здесь пересекались византийский, иранский и скандинавский пути в Сибири. Так у ворот Сибири возникла особая цивилизация охотников с собственной религиозно-магической системой, одновременно уникальной и состоящей в диалоге с великими культурами мира. Причудливые бронзовые ритуальные и прикладные изображения человеколося, медведя в жертвенной позе, ящеров, птиц — её самое известное проявление.
Один из символов города появился в XIX веке усилиями самих горожан. Первое, деревянное здание театра построили в 1846 году. Через полтора десятка лет оно сгорело. Строительство каменного театра стало делом всего города: его финансировали и богатейшие купцы, и простые жители. Среди жертвователей был и дед будущего импресарио Сергея Дягилева. Так в 1879 году у театра появилось трехэтажное каменное здание. В 1950-х его радикально реконструировали.
В 1941 году сюда эвакуировали труппу Мариинки и Ленинградское хореографическое училище. И так заложили основы пермской балетной школы, которая прославится на весь мир.
Сейчас в репертуаре театра — как классика, так и эксперименты. Среди любимцев публики — балет «Баядерка». Среди главных регулярных событий — Дягилевский фестиваль. Театр окружен уютным и очень популярным у горожан сквером.
Обсудить увиденное можно в кофейне «Форрест» в квартале от театра: говорят, здесь лучший в городе кофе и горячий шоколад.
Один из самых красивых пермских особняков — работа архитектора Александра Турчевича. Голубое здание в стиле модерн с элементами барокко называют домом Грибушина в честь его бывшего хозяина — купца-чаеторговца и мецената. В народе особняк также известен как «дом с ангелами» или «дом с человечками» благодаря богатой лепнине, в которой выделяются барельефы с девичьими головками. Говорят, что автор — скульптор-самоучка Петр Агафьин — ваял их с фотографий дочерей Грибушина.
Дом фигурирует в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго». «Купеческая, против дома с фигурами» — адрес Ларисы Антиповой, удививший главного героя. Пастернак бывал у грибушинского особняка в 1916 году, когда дому было 9 лет и его убранство было совсем свежим. В советское время дом обветшал, но недавно его отреставрировали.
Если вы хотите увидеть историческую Пермь, губернский город XIX века, вам на улицу Сибирскую. Она была частью Сибирского тракта, дороги из Москвы в Сибирь. В домах на этой улице, жили местные богачи и власти. Среди сохранившихся на Сибирской интересных зданий XIX века — особняк, где провёл детство будущий импресарио Сергей Дягилев, превративший русский балет в мировой бренд.
В конце XIX века этот дом называли «пермскими Афинами». Стиль позднего классицизма придавал ему античный вид. А семья Дягилевых устраивала здесь любительские спектакли, музыкальные и литературные вечера.
Сегодня в особняке находится не только дом-музей Дягилева, но и гимназия. Поэтому перед визитом стоит позвонить (кстати, по телефону можно заказать экскурсию). В залах представлены частично воссозданные интерьеры дома, балетные костюмы, живопись, графика и скульптура, посвященные Дягилеву и его сподвижникам, и даже бронзовый памятник импресарио работы Эрнста Неизвестного.
Большая прогулка по Перми будет неполной без Комсомольского проспекта. Предлагаем пройтись вверх до парка Горького с аттракционами и 60-метровым колесом обозрения. По пути полюбуетесь обновлёнными фасадами, а после заката — красивой подсветкой, сделанной к 300-летию.
Есть время и силы? Можно прогуляться и дальше парка — дойти до «Башни смерти». Так в народе прозвали монументальный образец советского ампира, здание управления внутренних дел. Название ухитряется проникать даже в официальные документы.Городские легенды связывают здание с репрессиями 1937–1938 годов: рассказывают о замурованных в стенах телах строителей и подземных камерах. На самом деле, здание достроили в год смерти Сталина, так что местом массовых репрессий оно стать не успело.
Дальше путь можно продолжить по Тихому компросу, малой бульварной части Комсомольского проспекта. В отличие от самого проспекта, большого и многолюдного, она остается тихим местом для спокойных прогулок среди зелени.
Дом грузчика построен в 1939 году в стиле позднего конструктивизма, крылья и башенка в сталинском стиле появятся уже после войны. Название — напоминание о том, что в СССР, особенно в первые десятилетия, жилые дома часто строились разными предприятиями и ведомствами для своих сотрудников. Вот и Дом грузчика построило Камское пароходство как общежитие для работников порта. Есть городская легенда о том, что башенку грузчики использовали для того, чтобы издалека увидеть подходящие суда, чтобы успеть подхватить работу, но такого не было: работали посменно и предприимчивость не требовалась.
В 2010-х Дом грузчика стал съёмочной площадкой для сериала «Реальные пацаны»: героя Коляна с мамой поселили в квартире знакомого съёмочной группы. Теперь квартира стала музеем, куда можно попасть по предварительному звонку за 200 рублей. Здесь можно сделать селфи на знакомой кухне и в кресле Коляна в его комнате и поговорить про съёмочный процесс с хозяином, видевшим его своими глазами.