Нижнетагильский драматический театр открылся в 1946 году. В 1955-м для него построили одно из самых красивых зданий в городе, а площадь перед зданием — главную площадь города — назвали Театральной. На стройке работали заключенные Тагиллага. В марте 2005 года при реконструкции театра было обнаружено послание первых строителей. Среди прочего в нем говорилось: «Привет грядущему поколению! И пусть ваша жизнь и ваша эпоха не знает рабства и унижения человека человеком».
В 1950-х несколько спектаклей на сцене театра поставил будущий известный кинорежиссер, создатель знаменитого «Белого солнца пустыни», Владимир Мотыль. В 1963 году драмтеатру дали имя уральского писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка — и его произведения здесь регулярно ставили.
У тагильского театра есть близнец — Волгоградский театр оперы и балета.
Горно-металлургический колледж имени Черепановых — одно из старейших в России и на Урале средних профессиональных учебных заведений. Он был открыт по Указу царя Петра І в 1709 году. Музей колледжа начал свою работу в 1956 году. Экспозиция музея посвящена истории не только колледжа, но и истории города, края, страны, становлению металлургического дела Демидовых. В музее хранится картотека более чем 25 000 выпускников. Музей трижды побеждал во Всероссийском конкурсе на лучшее оформление и деятельность музея по отражению важнейших событий истории России и региона.
Композиция «Молодость страны Советов» была торжественно открыта в октябре 1981 года. Представляет собой изображения юноши и девушки. Оба они — красноармейцы, оба вооружены винтовками. Юноша смотрит на запад, взгляд девушки направлен в противоположную сторону. Скульптор тагильчанин Анатолий Неверов создал очень экспрессивную, динамичную и полную символизма скульптуру. Автор в качестве концепции памятника взял слова из песни времен гражданской войны «Дан приказ ему на запад, ей — в другую сторону». Памятник соединяет в себе героизм и романтичность, отвагу, решительность и чуть заметные проявления чувств. Тагильчане прозвали памятник Ромео и Джульеттой.
На территории около «Современника» часто проводят общегородские праздники.
В XIX веке на территории Пионерского и Комсомольского скверов была главная Базарная площадь. В 1930-х вместо нее появились два сквера — благодаря агроному-любителю Кузьме Рудому. Поскольку рабочих рук в городе не хватало, сквер передали комсомольцам в качестве подшефного объекта, поэтому он стал называться Комсомольским (вместо изначального названия — «Свобода»). Соседний Пионерский сквер примечателен тем, что разбит на месте старого русла реки Тагил, поэтому чтобы избежать подтопления, уровень земли пришлось поднять на три метра. Обратите внимания, что на карте Пионерский сквер имеет форму пятиконечной звезды.
А о дореволюционной торговой истории этого места напоминают купеческие дома на противоположной стороне улицы.
Нижнетагильский театр кукол — первый профессиональный театр, который появился в городе. Он был основан в 1944 году. В годы Великой Отечественной войны в Нижний Тагил была эвакуирована труппа Ленинградского Нового театра.
Первая труппа состояла из девяти актёров, которые были и монтировщиками декораций, и создателями кукол. Премьера первого спектакля, который назывался «Принцесса и свинопас», состоялась 13 июня. Но зрители не пришли, и тогда актеры вышли на улицу и пригласили детвору и взрослых на бесплатный показ. Вскоре об открытии театра узнал весь город, последующие спектакли проходили уже при полных залах.
Сегодня Нижнетагильский театр кукол — главная сценическая площадка для самого юного зрителя. В 2019 году театр получил премию 2ГИС за популярность у пользователей.
Это место всегда служило наглядным примером смены эпох. В 1863 году на Базарной площади построили каменную часовню в честь отмены крепостного права. В 1980-е площадь станут называть Александровской — после появления на ней памятника Александру II. После Октябрьской революции на площади установили статую в виде женщины с поднятым факелом с надписью на нем: «Павшим борцам за свободу» и площадь стала называться «Площадь Свободы». В 1940-х на смену Свободе пришел памятник сталину. А в 2007 году, в честь 270-летия Нижнего Тагила, на площади появился памятник Николаю Демидову, горнозаводчику, меценату, участнику Бородинской битвы, представителю известнейшей уральской династии заводчиков Демидовых.
Входо-Иерусалимский собор в византийском стиле в виде креста, с тремя маковицами и крестами наверху был построен в период с 1764 по 1777 год по приказу заводчика Никиты Демидова.
Для строительства использовали уникальный материал: «подпяточный» кирпич с яичными белками и известковой мукой. Кирпич испытывали на прочность путем сбрасывания с высоты. Храм украшали сокровища из недр демидовских приисков: алтарь, купола, кресты церкви и даже некоторые колокола были позолоченными; в основании алтарей помещались огромные куски магнитного железняка; изобильную золотую и серебряную утварь украшали уральские самоцветы. Среди того, что особенно впечатляло верующих — чугунные литые скульптуры на библейские темы. Собор служил архитектурной доминантой — его шпиль был виден отовсюду.
В 1930 году храм взорвали. С 1997 года на его месте установлен памятный крест.
Суровой зимой 1924 года в Нижний Тагил пришло известие о смерти Ленина. В городе прошел митинг, на котором было решено установить на бывшей Предзаводской площади памятник вождю. Скульптуру купили в Ленинграде: в год смерти Ленина на заводе «Красный выборжец» по модели скульптора Василия Козлова таких было отлито несколько тысяч. А вот постамент придумали сами тагильчане. В конкурсе на лучший проект победил учитель рисования школы №1 Алексей Фролов, представивший на суд комиссии свою работу «Ленин жив в заветах». Мраморная пирамида из книг увенчана земным шаром, на котором стоит вождь.
Памятник открыли 7 ноября 1925 года. В советское время возле него принимали в октябрята и пионеры, к нему возлагали цветы молодожены.
В 2000-х памятник пострадал от вандализма: неизвестные сбросили его с постамента и выбросили в реку Тагил руку и голову.
Идея подарить родному городу памятник металлургу родилась у руководства Евраз-Холдинга. Скульптор Владимир Павленко вдохновился образами металлургов и горящего пламени неслучайно. Одни города строят на реках, другие около морских портов или на пересечении торговых путей. Нижний Тагил, как и многие другие промышленные города Урала, родился в пламени доменных печей его заводов. Таким образом, именно огонь — его родная, главная стихия. И вся история города — это та самая передача этого священного огня из прошлого в будущее. Изначально памятник хотели установить на площади перед железнодорожным вокзалом. Но нашлось более подходящее место: подножье Лисьей горы, напротив старого демидовского завода-музея, где началась история уральской металлургии. Памятник открыли в июле 2010 года, в День металлурга, к 70-летию образования НТМК.
Сторожевая башня на Лисьей горе стоит с 1818 года. Историки до сих пор не могут найти обоснование такому названию, скорее всего, башню в это время использовали для наблюдений за городом. Раньше город состоял по большей части из деревянных домов, и потому пожарная опасность сохранялась. При пожаре, должно быть, здесь били в колокол и вывешивали сигнальные фонари. Впрочем, возможно, башню использовали как обсерваторию. И для романтических свиданий: в письме баронессы Елизаветы Александровны Строгановой описывается, как она с «Николя» поднималась «по винтовой лестнице в ротонду на куполе», чтобы любоваться закатом. «Николя» — это промышленник Николай Никитич Демидов. Любопытное совпадение: в башенке на Лисьей горе есть и винтовая лестница, и ротонда, и место, откуда можно любоваться заходом солнца.
Долгие годы здание находилось в плачевном состоянии. В 2015 году башню привели в порядок — и открыли в ней один из самых маленьких в России музеев.
Династия Демидовых в 1725 году основала единственный в России завод-музей индустриальной культуры. Место уникальное: железоделательный завод — сердце демидовской империи — был одним из самых крупных и передовых не только в России, но и в Европе.
С 1725 до 1917 года здесь работал чугуноплавильный и железоделательный завод Демидовых, позже Нижнетагильский металлургический завод.
С 1957 по 1987 год это предприятие — часть производственных площадей Нижнетагильского металлургического комбината.
В 1987 году, спустя почти три столетия непрерывной работы, старый доменный цех завода был остановлен, а промышленный гигант превратился в музейный комплекс. На территории памятника горнозаводской промышленности сохранилось много объектов.
На территории завода проводятся экскурсии, проходят концерты и выставки современного искусства.
Историко-краеведческий музей размещается во флигеле при главном архитектурном сооружении старого тагильского центра — заводском управлении. Флигель был выстроен одновременно с центральным корпусом в 1833 году. Архитектором предположительно был крепостной Демидовых Александр Чеботарев. В музее можно увидеть археологические находки из Горбуновского торфяника, портреты заводчиков Демидовых, работы крепостных художников, рекламу Нижнетагильских заводов XIX века.
Перед входом в музей на высоком постаменте установлен своего рода символ Тагила — макет первого паровоза Черепановых. Известно, что Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы построили первый паровоз в 1834 году, он имел мощность в три тонны. А через год, в 1835 году изобретатели построили более мощный паровоз, грузоподъемностью уже в 16 тонн. Макет черепановского паровоза в натуральную величину выполнен по чертежам инженера Рафаила Тонкова в 1948 году.
В историю Великой Отечественной войны Нижний Тагил вошёл как «Танкоград» — крупнейший в мире центр производства самого важного оружия эпохи — танков, причем самых лучших, знаменитых тридцатьчетверок.
Один памятник танку Т-34 установлен в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне на проспекте Ленина, напротив Историко-краеведческого музея.
Практически каждый второй Т-34, принявший участие в боевых действиях, сошел с конвейера Уральского танкового завода. За три с половиной года УТЗ в выпуске массовых средних танков превзошел всю промышленность всей Германии и подвластных ей стран Западной Европы, было построено почти 40 процентов от того количества танков, которое вся германская промышленность создала за девять лет.
Ежегодно на Параде Победы в Нижнем Тагиле во главе колонны проходит танк Т-34.
Верхние провиантские склады построены между 1809 и 1824 годами. Нижние — в 1760-х годах в стиле петровского барокко, вероятно по распоряжению Никиты Акинфиевича Демидова. В советское время склады служили гаражами. Сейчас в верхних — «Малахитовый зал» музея-заповедника «Горнозаводской Урал» (в интерьере сохранились столбы и балки из многовековой лиственницы и кладка из большеразмерного старинного кирпича), а в нижних — музейное фондохранилище.
Возле Нижних провиантских складов в 1985 году создана экспозиция горнозаводского оборудования XVIII — XX веков. В состав музея под открытым небом вошли ценнейшие экспонаты, доставленные со старых уральских заводов. Позднее экспозиция была дополнена выставкой современной прокатной продукции НТМК. Здесь есть станок XIX века для резки металла, вододействующий молот и огромная водяная турбина. А еще здание склада любят фотографы: за окна-иллюминаторы, рустованные «теремные» колонны и высокую четырехскатную крышу.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств или музей ИЗО, как его называют в городе,— один из двух самых больших музеев Нижнего Тагила и второй по величине и значимости музей изобразительных искусств в Свердловской области.
Находится на улице Уральской — одной из старейших улиц города — и занимает три здания: дома 7, 4 и 5.
Музей открыт 30 сентября 1944 года и содержит собрание живописных, графических и скульптурных произведений, предметов декоративно-прикладного искусства. Музей знакомит посетителей с прекрасными образцами русского и зарубежного изобразительного искусства.
Основу коллекции составляют произведения русского искусства XVI-XX веков.
Жемчужина экспозиции музея — знаменитая «Тагильская Мадонна» («Святое семейство») кисти Рафаэля Санти.
Частью экскурсионной программы музея может стать театрализованная экскурсия или мастер-класс. В музее проходят концерты органной музыки.
Нижнетагильский городской парк культуры и отдыха имени Бондина — одно из самых любимых мест отдыха жителей и гостей Нижнего Тагила.
На берегу тагильского пруда в первой половине XIX века, в непосредственной близости от Главного заводского управления был разбит городской сад. В оранжереях господского сада в зимнее время выращивались огурцы, и даже ананасы.
Сейчас в парке находятся две зоны развлечений: «Городок детских аттракционов» и «Семейные аттракционы».
Каскад фонтанов построен в период с 2002 по 2006 год. Тагильчане любят отдыхать здесь особенно в жару. Благодаря величественному фонтанноу ансамблю это место многие называют уральским Петергофом. В верхней и нижней чашах бьют фонтаны типа комета: тонкие струи воды формируют пирамиду. А в центре мощный водяной столб, напоминающий водопад. Высота перепада водных струй от нижней до верхней точки каскада — от 2 до 11 метров.
Мост влюбленных, несмотря на недолгое существование, уже успел стать одним из главных символов любви и семейного благополучия. Здесь влюблённые традиционно закрепляют замочки в знак любви, верности и долголетия своего союза.
Мемориально-литературный музей Алексея Бондина расположен на берегу Тагильского пруда в небольшом деревянном доме, где последние годы жил один из первых советских писателей. Автор повестей и романов донес в своих произведениях ритм жизни и судьбы людей горнозаводского поселка и города Нижний Тагил. В коллекции хранятся документы, отражающие историю литературного объединения Тагила, рецензии на произведения тагильских писателей и поэтов, статьи по истории литературной жизни Нижнего Тагила.
В этом небольшом музее вы можете погрузиться в атмосферу 1930-х-1940-х годов, когда здесь жил и творил Алексей Бондин. Этот небольшой дом на берегу тагильского пруда — настоящий островок того старого деревянного Тагила, который сейчас остался только на фотографиях.
Впервые цирк в Нижнем Тагиле появился летом 1885 года, когда в городе давал представления семейный цирк-шапито Максимилиана Труцци.
Стационарный цирк появился только спустя несколько десятилетий, когда в 1931 году в Нижнем Тагиле было возведено каркасно-насыпное утеплённое здание цирка. Строительство цирка вёл Борис Муратов, который ещё много лет был его первым директором. Помещение цирка было тёплым, что позволяло давать представления и зимой.
В 1975 году было построено капитальное здание на 2 тысячи зрителей.
В 2017 году в нижнетагильском цирке прошли масштабные работы по реконструкции фасада и арены. Сегодня цирк имеет одно из самых современных зданий в России.
Памятник воинам-тагильчанам, погибшим в локальных войнах планеты установлен на набережной Тагильского пруда. Торжественное открытие памятника состоялось 9 октября 1999 года — в год десятилетия вывода советских войск из Афганистана.
Монумент воину-интернационалисту создан местным скульптором Анатолием Неверовым, членом Союза художников. Монумент представляет собой скульптуру воина, стоящего в центре квадратного постамента со склонённой головой в траурной позе перед пилонами с фамилиями погибших товарищей. Пилоны выполнены из гранита в форме прямоугольников, наклоненных к центру.
В памятнике увековечены фамилии 58 тагильчан, погибших при исполнении служебного долга на территориях других государств.
Самый известный из городских фонтанов — светомузыкальный фонтан на набережной городского пруда. Первый фонтан «Каменный цветок», на лепестках которого расположились изображения реальных жителей Нижнего Тагила, появился в июле 1979 года. По задумке автора, Ивана Боголюбова, на лепестках каменного цветка были помещались изображения знаменитых тагильцев: механика Кузнецова, изобретателя велосипеда Артамонова, гидротехника Ушкова, художника Дубасникова. В 1990-е фонтан пришел в упадок. В 2013 году на его месте появился современный светомузыкальный фонтан, который работает с мая по сентябрь.