Бронзовый бюст Покрышкина, который сейчас стоит на площади Свердлова изначально был установлен в 1949 году на площади Ленина (тогда — площади Сталина). На Свердлова его перенесли в 1981 году из-за строительства метро.
Это был первый новосибирский мемориал в честь Покрышкина. Он мог появиться и на 5 лет раньше: бронзовые бюсты на родине по правилам устанавливались в честь дважды Героев Советского Союза, а Покрышкин уже в 1944 году был трижды Героем. Но бюст появился только после Победы.
Александр Иванович прибыл из Москвы для участия в церемонии. В газетных репортажах его встречи с местными друзьями детства и одноклассниками описаны так: «— А помнишь, Саша, как с трамплина на ледяную Обь прыгали? — Это незабываемо, Алёша!». В общем, судя по газетам, в лице Покрышкина город чествовал земляка: обычного новосибирца, «прошедшего путь от простого рабочего паренька до умелого командира, знатного человека страны».
«Десятилетним я увидел первый самолет. Дотронувшись до дюралевых крыльев, я открыл для себя мечту в жизни: только летать, быть летчиком». Самолет, к крылу которого прикоснулся Саша Покрышкин, приземлился на аэродроме военного городка в Закаменской части Новониколаевска 15 сентября 1923 года. Он совершал агитационный перелет: в Сибири проходила «Неделя воздушного флота», граждане собирали пожертвования на строительство собственной авиации молодого советского государства.
Летом 1932 года комсомолец Покрышкин снова пришел в военный городок — на медкомиссию летной школы. И… был забракован. «Помню лицо Саши: оно было красное, возбужденное и сердитое. Много крепких слов им было сказано» — вспоминал его друг Борис Захаров, – «однако Покрышкин надежды не терял, и уверял, что все равно добьется своего». И добился.
Мечтая о небе, маленький Покрышкин то прыгает с крыши с самодельными фанерными крыльями за спиной, то конструирует из бабушкиной юбки парашют. От наказания «Сашку-летчика» защищала сама бабушка. «Защита была верная, — вспоминал Покрышкин, — только ее одной боялся отец, робел от ее спокойного властного взгляда». Мечте подчинялось многое: уличный мальчишка рано начал курить — но немедленно прекратил, когда узнал, что с «легкими курильщика» в летчики его не возьмут.
В неблагополучной Закаменке, оторванной — до постройки Сибревкомовского моста — от центра города, в домике на Лескова, сын простого рабочего Ивана Покрышкина рассчитывал свой путь в небо. Он начался не с самолетов. Только что ставший центром Сибири город бурно рос. Новостройки поднимались над бревенчатыми домами и хлипкими торговыми рядами базаров, рисуя облик будущего. Нужны были все новые строители — и подросток Покрышкин выучился у своего дяди Петра профессии кровельщика.
В 1927 году в Новосибирске начал работу Осоавиахим — организация, вовлекавшая граждан в получение воинских профессий и навыков, в том числе летных. Александр Покрышкин записался в планерный кружок и начал носить осоавиахимовский значок с двухлопастным пропеллером — символом покорения неба.
Через три года в городе было уже 30000 осоавиахимовцев, а в 1935 году местный аэроклуб получил новое здание на улице Крылова, сохранившееся до наших дней. В это время старший авиатехник Покрышкин уже служит в вооруженных силах и не знает, что через сорок лет он вернется к мечтающей о небе молодежи. В 1971 году генерал-полковник авиации Покрышкин будет избран председателем ДОСААФ, организации-преемника Осоавиахима. Именно под его руководством ДОСААФ переживает расцвет: достаточно сказать, что в 1978 году на орбиту Земли выходят спутник, построенный досаафовской молодежью.
Обучаясь в школе ФЗУ «Сибкомбайна», Саша Покрышкин был вынужден ежедневно ездить с правого берега на «передаче» — поезде для рабочих, который был единственной регулярной связью между берегами. Общежитие ФЗУ располагалось в неблагоустроенных бараках в районе нынешней ТЭЦ-3. В сильные морозы внутри бараков была минусовая температура и «фэзэушники» спали вповалку, по двадцать человек, набросав сверху одеяла и согревая друг друга.
В 1931 году «Сибкомбайн» открыл общежитие в соцгороде: первенец новосибирской индустрии застраивал левый берег комфортабельными домами заводского микрорайона «социалистического типа». В таких микрорайонах («соцгородах») предусматривалась инфраструктура, позволяющая освободить трудящегося от бытовых забот: отапливания дровами, стирки, приготовления пищи и т. д. В общежитии Саша получил место в комнате на четверых.
Прогуляться по соцгороду можно и сегодня: его кварталы прилегают к cкверу Славы со стороны улицы Пархоменко.
В 2005 году перед строящимся ДК «Сибсельмаш» поставили памятник Покрышкину работы Михаила Переяславца. Рядом должны были стоять любимцы аса: МИГ-3 и «Аэрокобра». Вышло по-другому: ДК-недострой снесли, памятник передвинули. Но изначальное место было не случайным: на «Сибсельмаше» (тогда — «Сибкомбайне») Покрышкин проработал 2 года. И оттуда уехал в Пермскую авиационную школу, чтобы через 7 лет вернуться в Новосибирск мировой знаменитостью.
Что произошло в эти 7 лет? В 1934-1938 годах Покрышкин — авиатехник и учится летать в Краснодарском аэроклубе. В 1938 году в отпуске за 17 дней прошел годичную программу гражданского пилота. Дальше — Качинская военная авиационная школа. Великую Отечественную Покрышкин встретил заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Он разработает собственную тактику, проведет 157 воздушных боев и собьет 59 вражеских самолетов, став вторым по результативности (после Кожедуба) среди всех летчиков-истребителей антигитлеровской коалиции.
Тот домик на Лескова жена Покрышкина Мария, военная медсестра (она одна приехала с фронта к семье мужа в Новосибирск, чтобы родить ребенка), описала как «избушку на курьих ножках (...) из одной комнаты, крошечной кухни и маленькой веранды. В утлой пристройке к нему едва помещалась гордость Ксении Степановны Покрышкиной — буренка по кличке Малютка». Дальше Мария описывает, как трудно было отговорить вице-президента США Джонсона от визита в их дом. И предполагает, что это сыграло роль в появлении у Покрышкиных более презентабельного жилья.
Впрочем, Марию беспокоило не жилье, а вопрос: нужна ли она по-прежнему такому прославленному мужу? Но муж развеял ее сомнения при первой встрече: «Он остановился на трапе, оглушенный громом оркестра, растерянно оглядывая море голов, знамена и транспаранты (...) Собравшиеся у самолета люди расступились перед ним, образовав живой коридор, в конце которого оказалась я. Подойдя, он обнял меня, поцеловал и, как-то посветлев от улыбки, сказал: — Здравствуй, Мария! А потом наклонился и тихо, только для меня одной добавил. — Ты не беспокойся, ни о чем плохом не думай. Я такой же, как и прежде…».
Где происходит эта сцена? Мы не знаем точно. В газетах по правилам военного времени конкретных названий нет. В мемуарах Мария называет аэродром Толмачево, но он слишком далеко, чтобы от него до центра города «по обеим сторонам дороги стеною стояли люди». На аэродром Чкаловского завода не пустили бы толпу. Так что, вероятно, место действия — Новосибирск-Северный.
«Завод имени Чкалова — одно из лучших предприятий страны. Большинство рабочих — молодежь, подростки, но работают они, как настоящие мастера». Александр Покрышкин был способен оценить квалификацию юных рабочих военного времени, ведь он сам очень рано начал свою трудовую жизнь на другом новосибирском заводе.
В сентябре 1944 бывший слесарь — а теперь полковник авиации, летчик-истребитель, первый трижды Герой Советского Союза — посетил завод не ради экскурсии: в честь визита прославленного земляка на родину чкаловцы подарили соединению Покрышкина сорок самолетов. В это время новосибирский авиазавод работал под лозунгом «Полк в день»: каждые 24 часа с линий поточной сборки сходило 20 боевых машин, а всего за время войны был произведен 15 391 истребитель «Як». Город строил крылья — новосибирец Александр Покрышкин защищал город.
Именем Покрышкина в Новосибирске названы аэропорт и колледж, улица в левобережье и открывшаяся в 2000 году станция метро. Вестибюль станции украшает бюст героя, работы того же Михаила Переяславца, который создал и памятник на площади Маркса. Над платформой — макет американского истребителя «Аэрокобра», на котором летал ас. В распределительном зале — витраж с изображением самолетов и Солнечной системы, — ведь в ней есть и астероид 3348 Покрышкин.
В честь летчика не только называли космические и топографические объекты, но и писали музыку. Так, в фонде краеведческого музея хранится партитура марша «Покрышкин» для духового оркестра сочинения Виктора Денбского, новосибирского композитора и музыкального педагога. Давно ли этот марш исполнялся? Мы не знаем, но любой оркестр может оживить эту музыку хоть сегодня. Такую возможность дает Новосибирская государственная областная научная библиотека.