Один из символов Новосибирска. Торговый корпус построен в 1912 году в стиле модерн по проекту Андрея Крячкова — архитектора, во многом определившего лицо города. Это был настоящий бизнес-центр начала века. На втором этаже были городская управа, казначейство, банк и зал на тысячу человек для собраний и балов. Нижний этаж сдавался в аренду купцам, в обширных подвалах находились склады, котельная, электростанция. Перед зданием был тротуар со стеклянными плитками, через которые в подвал проникал дневной свет.
В советское время здание чуть не стало жертвой застройки главной площади города в едином стиле сталинского классицизма, в который пряничный домик Торгового комплекса не вписывался. По легенде, здание спасли, заявив, что именно в нём была провозглашена советская власть в городе (и это была неправда).
C 1987 года в здании — Краеведческий музей.
Просторная парковка перед зданием появилась сразу, только изначально она называлась «большой подъезд» и предназначалась не только для автомобилей, но и для конных экипажей. Сейчас коней на парковке уже не бывает, зато летними ночами она превращается в сплошную тусовку, где слушают музыку из автомагнитол и курят кальяны.
До революции эта улица состояла из Кузнецкой (до лога, на месте которого сейчас проспект Димитрова) и Михайловской (после лога). Кузнецкой улица называлась не потому, что здесь были кузнецы, а в честь другого сибирского города — Кузнецка, сейчас известного нам как Новокузнецк.
В 1930–1950-х бывшая Кузнецкая носила имя Сталина, а бывшая Михайловская — Ленина. Именно в эту эпоху появилась большая часть нынешней застройки улицы. После развенчания культа личности, в 1961 году обе улицы — хоть и перпендикулярные друг другу — объединились под именем Ленина.
Неожиданно, но вождь революции и правда здесь проезжал на санях, когда ехал в 1897 году в ссылку в Шушенское и должен был добраться от станции Кривощеково до станции Обь (железнодорожный мост, который и превратит деревню Кривощеково в мегаполис Новосибирск еще не был введен в эксплуатацию).
Чуть ли не половина достопримечательностей Новосибирска построена архитектором Андреем Крячковым, выходцем из крестьянской семьи, сделавшим головокружительную карьеру и поработавшим и в дореволюционном модерне, и в революционном конструктивизме, и в сталинской неоклассике. И пряничный Торговый корпус на площади Ленина (нынешний Краеведческий музей), и авангардный Госбанк рядом — его работа.
Здание Госбанка 1930 года до сих пор остается банковским. Это одно из самых выразительных конструктивистских зданий Новосибирска. Нам трудно оценить, насколько новаторскими красные кубики Госбанка были 90 лет назад — ведь мы живём в мире, уже сформированном экспериментами того времени.
В архитектуре СССР 1920-х годов была популярна идея комплекса, где гражданин не только работает, но и ест, спит и вообще обеспечен бытовыми услугами. Вот и в здании Госбанка изначально были не только кассовые залы, кабинеты и деньгохранилище, но и квартиры работников и детсад.
Никто не поверит, что вы были в Сибири, если вы не сфотографируетесь на фоне этого граффити в Первомайском сквере. Сотни других аналогичных фото можно найти в инстаграме по хэштегу #яизСибири.
На обратной стороне той же трансформаторной будки — не менее популярное граффити с тусовочными соболями и лозунгом «Россия, давай. Новосиб, отжигай». Соболя — животные с герба Новосибирска. Мы, кстати, советуем называть город «Новосибом» осторожно: далеко не всем местным это нравится.
Первомайский сквер занял место сенного рынка в 1930-е годы. Тогда же здесь появился один из первых фонтанов города.
Парков и скверов в центре Новосибирска не хватает, поэтому летом здесь множество желающих погулять, устроить пикник на траве или послушать уличных музыкантов (среди них попадаются интересные).
Многочисленные изваяния, разбросанные по скверу, — плоды ежегодно проходящего в Новосибирске симпозиума каменной скульптуры.
Здание Тестильсиндиката построено архитектором Андреем Крячковым в 1926 году для магазинов и контор текстильщиков, а в 1930-е годы надстроено на два этажа. С советских времён здание называют «Золотым колосом»: по названию работавшего здесь несколько десятков лет назад хлебного магазина. Колос дал рекордный урожай: сейчас в здании — чуть ли не самая высокая в городе концентрация баров и ресторанов.
Маленький потайной Берлин в центре Новосибирска. Если нырнуть в подворотню здания Тектильсиндиката — попадёшь во внутренний двор, урбанистическое чрево, где кругом — урчащие воздуховоды и обшарпанные стены, покрытые граффити.
Во дворике скрывается неплохой паб-закусочная Fry с крафтовым пивом и сосисками curry wurst. Роль уличных столиков исполняют красные бочки.
В 2017 году бухгалтер Галина Боярищева увлеклась мозаикой, чтобы отвлечься от цифр. В результате девушка, во-первых, открыла студию Art Mosaic, в которой учит мозаике детей и взрослых. А, во-вторых, c 2021 года украшает улицы города зверюшками, сердечками, мороженками и прочими цветными радостями, выложенными из плиток в минималистичном пиксельном стиле. Вдохновением для Галины стало сделанное в похожем стиле уличное искусство из Чикаго.
Снупи — не единственный пиксельный обитатель улицы Ленина: на том же кинотеатре «Победа» есть ещё черепашки, во дворике бара Fry — кролик, а дальше по Ленина будут единорог и эскимо.
Один из старейших театров города в особняке, построенном в 1914 году для купеческого клуба — всё тем же архитектором Андреем Крячковым, гением места. Еще до революции здесь проходили концерты, маскарады, любительские и профессиональные спектакли местных и гастролирующих артистов. В 1917 году здесь разместился исполком Совета рабочих депутатов и городской штаб Красной гвардии. Во время захвата города белочехами штаб новой власти брали штурмом. Так что, говорят, «Красный факел» — чуть ли не единственное здание в городе, видевшее войну.
С 1932 года здание занимает театр «Красный факел». В его основании лежит интересная история. Труппа под названием «Красный факел» — изначально весьма декадентская — появилась в 1920 году в Одессе. И десять лет прожила бродячим театром, пока не осела в Новосибирске. Сейчас «Красный факел» — один из популярнейших театров в городе. Среди того, что особо рекомендует местная публика — «Довлатов. Анекдоты» Дмитрия Егорова.
Построенный в 1928 году клуб попал на обложку книги Сталина «Итоги первой пятилетки», был рекомендован как как типовой для всего СССР и до сих пор числится шедевром конструктивизма. В соответствии с принципами конструктивизма внутренняя структура диктует форму. Фасад еще и напоминает ступени, по которым советские люди как бы идут вверх, к знанию.
В 1942 году здесь прошла первая за Уралом премьера «Седьмой симфонии» Шостаковича в присутствии автора. Народное название клуба «Кобра» — переиначенное сокращение от «Клуб Октябрьской революции». Так — уже официально — назвали и 25-этажный БЦ, пристроенный к историческому зданию в 2000-е.