Новокузнецк (или, как его называют свои, «Кузня») — исторически два города на разных берегах Томи, в окружении заводов и шахт. На левом берегу — молодой город, появившийся в 1930-х: торжество индустриализации и сталинской застройки. Большая часть интересного — здесь. На левом берегу — старый уездный город Кузнецк: тут в основном частный сектор, но есть и старейшая церковь Кузбасса, и восстановленная Кузнецкая крепость. В этом гиде редакция 2ГИС рассказывает, что посмотреть в Новокузнецке. И советует, гуляя по городу, включить в наушниках песню «Новокузнецк» группы Shortparis: вообще-то далеко не у каждого города есть такая красивая песня. В Новокузнецке родились и выросли основатели этого петербургского коллектива, который музыкальные критики в конце 2010-х наперебой называли самой интересной группой того времени и усматривали в их волнующих перформансах какое-то сибирское шаманство.
Нынешний центр города возник стремительно: в 1929 году возле стройки металлургического комбината образовалось поселение, в 1931-м оно получило статус города и название Новокузнецк, а весной 1932 года новый город поглотил старый сонный Кузнецк на другом берегу реки и получил название Сталинск (от этого названия город избавился в 1961 году).
Как и положено городу, построенному с нуля, центр Новокузнецка решительно и строго спланирован: от привокзальной площади лучами расходятся проспекты, застроенные торжественным сталинским ампиром. Проспект Металлургов между проспектами Курако и Бардина (названными в честь главных инженеров, строивших КМК), — главный среди них, самый столичный по архитектуре и собственно важнейший для знакомства с городом.
Интересуетесь стрит-артом? Сверните с проспекта во двор: там прячется гараж с несколькими крутыми работами. Самая впечатляющая — «Тайны Шории» Ильи Маломощенко (Wince) из Томска. Она посвящена верованиям шорцев — коренного народа юга Кемеровской области.
Композиция состоит из трех частей: подземного, среднего и верхнего мира. Центральная фигура девушки символизирует Мать Землю. А вот верхнюю часть этой работы видят только духи (и дроны). Самое масштабное зауральское граффити на крыше (более 300 квадратных метров) изображает шаманский бубен шорцев – тююр. Шорцы краской разделяли бубен на Мир Небес и Мир Под-Землей, а разделяющая их черта обозначала наш мир. На граффити в верхней части можно увидеть традиционные изображения солнца, сакральных деревьев, духов-защитников в обличье птиц; а снизу – людей в лодках и с оружием.
Хотите больше? В разделе «Интересные места» есть подборка про новокузнецкое уличное искусство.
Примыкающий к саду Металлургов парк Гагарина появился в 1960-е годы. Вместе сад и парк образуют самую большую и популярную зелёную зону в центре Новокузнецка.
Публику (по выходным очень многочисленную) развлекают аттракционы для детей и взрослых, колесо обозрения, верёвочный парк и планетарий.
Пару лет назад в парке Гагарина появился соответствующий названию арт-объект для селфи — белый скафандр, который позволяет фотографироваться в образе космонавта.
Памятник непростой истории советской архитектуры, первый звуковой кинотеатр в Сибири. Построен в 1933 году немецким архитектором Генрихом Козелем — изначально в стиле конструктивизма.
Влиятельные в раннем СССР конструктивисты строили свои невиданно (тогда) лаконичные и функциональные дома так, будто уже жили в будущем (и угадали — нам трудно оценить смелость их архитектуры именно потому, что мы живем в этом самом будущем). Конструктивизм — редкий случай, когда Россия не осваивала европейскую моду, а шла впереди. «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм», — писал Маяковский.
К середине 1930-х сталинский режим потребовал другой архитектуры: имперской, парадной, ориентированной на прошлое. Многие конструктивистские здания были перестроены, включая «Коммунар».
С 1990-х годов внутри была барахолка и упадок. В 2022 году здание наконец-то отреставрировали — и в нём разместился театр кукол.
Построенный в 1936 году дворец — образец постконструктивизма: разглядывая его, можно увидеть, как лаконичный и функциональный конструктивизм на глазах превращается в неоклассицизм, призванный впечатлять и настраивать на торжественный лад.
Главная лестница и холл второго этажа украшены витражами на индустриальную тему. Но самая архитектурно интересная часть дворца — пристроенная к нему библиотека-ротонда.
Со стороны парка у дворца устроена гигантская шахматная доска. Здесь же летом часто можно увидеть идиллическую картину, словно из старого фильма: устроившихся за столиками и на скамейках дедушек-игроков в шахматы.
Архитектурный ансамбль вокруг сада завершает театр, построенный в 1963 году. Это уже образец позднего сталинского неоклассицизма, который на момент постройки театра тоже доживал последние дни. В конце 2000-х годов театр подвергся основательной реконструкции.
Сам Новокузнецкий драматический театр старше своего здания: труппа сложилась ещё в 1930-е годы. Сейчас театр ставит много классики и детских спектаклей, плюс пьесы современных драматургов. Билеты, судя по сайту, их можно легко купить даже в день спектакля.
Улицы Хитарова и Энтузиастов — напоминание о соцгороде, который начали строить в начале 1930-х годов. Тогда планировалось, что и город, и комбинат будут меньше.
Первые улицы соцгорода проектировал немецкий архитектор Эрнст Май, до этого застраивавший окраины Франкфурта. Май был идеологом доступного функционального жилья и стоял у истоков концепции спальных районов.
В грандиозных советских стройках 1930-х годов участвовало много немецких и прочих иностранных специалистов. В СССР их вела не только безработица на родине, но и желание поучаствовать в невиданном эксперименте, где можно найти применение передовым идеям. Советский конструктивизм и немецкий баухаус были близки по духу: оба стиля ставили во главу простоту, функциональность и устремленность в будущее, оба сильно повлияли на современный нам дизайн.
Дома на Хитарова и Энтузиастов — это, можно сказать, дедушки будущих хрущёвок. Квартиры в них были крошечными (особенно кухни) — предполагалось, что в своей квартире рабочий будет только спать, а всю прочую жизнь проводить в общественных местах.
Но после того, как вслед за сменой политического курса архитектурный стиль государства сменился на торжественную неоклассическую архитектуру, слишком скромные улицы соцгорода спрятали за фасадами новых улиц.
Примечательно, что жилые дома на Хитарова развернуты к проезжей части торцами, чтобы защитить жильцов от пыли и шума, в отличие от более поздней застройки, для которой важнее красота и парадность.
Летом в Новокузнецке традиционно проходит фестиваль уличного искусства: приезжают художники и оставляют городу на память о себе огромные яркие муралы вместо глухих стен.
Одно из самых известных граффити Новокузнецка — сделанный пару лет назад художником из Екатеринбурга десятиметровый портрет Владимира Маяковского на улице Энтузиастов. Это не единственное огромное граффити на Энтузиастов, где торцы утилитарных домов 1930-х годов превращены в целую галерею большого уличного искусства.
Дом, напоминающий о самых радикальных идеях по переустройству мира.
В конце 1920-х годов в СССР всерьёз разрабатывали проекты домов-комбинатов для человека будущего: он должен был спать в спальне-пенале или общей спальне, есть приготовленную фабрикой-кухней еду в общей столовой, стирать в общей прачечной, отдавать детей в работающее при доме-комбинате воспитательное учреждение. Самые радикальные проекты исходили из того, что семья будет полностью упразднена.
Здание по адресу Кирова, 23 — как раз и есть бывший дом-коммуна по проекту знаменитых конструктивистов братьев Весниных. По изначальному замыслу даже переодеваться ко сну жильцы должны были в общественной пижамной. Но от конструктивистских идей быстро отказались, поэтому веснинский дом-комбинат изменился уже на стадии проекта, а к нашему времени был сильно перестроен, лишился части комплекса и перекрашен из песочного в унылый серый.
Это здание строилось как новое лицо улицы, которое должно было закрыть неугодные своей скромностью конструктивистские дома. Всегда державшийся столичнее, чем полагается по статусу городу областного подчинения, Новокузнецк в середине ХХ века чуть не обзавелся сталинской высоткой, первым сибирским небоскрёбом.
По изначальному проекту на Театральной площади должно было появиться здание выше 70 метров (с учетом 15-метрового шпиля с 6-метровой фигурой). Но вышел указ Хрущёва о борьбе с излишествами в архитектуре — и от замысла осталась только 11-этажка, напоминающая упрощенное ар-деко американских небоскрёбов 1920-х годов. Впрочем, на момент постройки и она была, возможно, самым высоким зданием в Сибири.
Примечательно, что штукатурка здания полвека не требовала ремонта.
Площадь имени Маяковского и памятник поэту напоминают о его вкладе в образ Новокузнецка. В 1929 году Маяковский написал стихотворение «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка» («Сидят в грязи рабочие, сидят, лучину жгут. сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: "Через четыре года здесь будет город-сад!"»).
От изначально задуманной концепции «города-сада» (популярной в начале ХХ века) быстро отказались, но название «город-сад» благодаря Маяковскому за Новокузнецком закрепилось. Сам Маяковский в городе не побывал. А товарищ Хренов, вдохновивший его своим энтузиазмом, через несколько лет стал жертвой репрессий. Варлам Шаламов писал, что Хренов долго возил с собой по этапам и лагерям томик Маяковского с тем самым стихотворением, пока не отобрали на допросах.
Хороший вариант культурно провести вечер в Новокузнецке — сходить послушать джаз в душевной атмосфере. Созданный в 1984 году джаз-клуб «Геликон» считается одним из крупнейших региональных джазовых центров. Основатель клуба пианист Анатолий Берестов также придумал фестиваль «Джаз у старой крепости» — он проходит летом на территории музея-заповедника «Кузнецкая крепость». Ну а весь остальной год стоит следить за расписанием концертов местных и заезжих музыкантов в самом «Геликоне». При клубе есть небольшой музей джаза.
Современный Новокузнецк появился вместе с построенным в 1929–1936 годах Кузнецким металлургическим комбинатом. Поэтому площадь Побед перед дирекцией КМК — точка сборки для города: одна из первых его площадей, место, где праздновали успехи стройки комбината.
В строительстве были заняты 50 тысяч человек. В 1929 году здесь не было ничего, в 1930-м подвозили импортное заводское оборудование, а весной 1932 года получили первый чугун.
Дирекцию КМК построил в 1931 году Андрей Крячков (ключевой для Западной Сибири архитектор).
Сейчас КМК уже не главный в Новокузнецке и свернул многие направления. Главный теперь — гигантский Западно-Сибирский металлургический комбинат. Его построили в 1960-е годы на другом берегу Томи (в отличие от КМК — на приличном санитарном расстоянии от города). Но на КМК по-прежнему делают, например, большую часть рельсов в РФ.
Полукилометровый пешеходно-автомобильный тоннель под комбинатом построили в начале 1930-х годов, когда городской центр — район Верхняя колония — был по другую сторону КМК. Но потом развился нынешний центр, а Верхняя колония попала в зону загрязнения комбината и обезлюдела. Сейчас на той стороне только склады и гаражи.
А вот сам тоннель производит впечатление: прямо в него выходят проходные завода, сверху слышно металлическое громыхание, крутятся лопасти огромных вентиляторов.
На середине тоннеля — мемориальная доска «Здесь погребён прах кузнецкстроевца А.М. Заева… Июль 1933 г.» Как сообщали современники, прораб стройки Заев заболел воспалением лёгких и попросил похоронить себя в бетоне тоннеля, «чтобы избежать разрыва со стройкой... не уйти бесследно в пустоту». Так тоннель оказывается огромным мавзолеем, а реальность внезапно прорывается куда-то в прозу Андрея Платонова.
Проспект Николая Ермакова — это Новокузнецк сегодняшнего дня в лучшем виде и новейший центр города. В сквере на проспекте есть бесплатный wi-fi и светомузыкальный фонтан, который дети (и не только) летом используют как аттракцион, бегая между струями (конструкторы предусмотрели такую возможность и сделали нескользкое покрытие).
Вокруг — новые и строящиеся жилые высотки. В двух шагах от сквера — «Ретропарк» — классный частный музей старинной автотехники.
Музей техники «Ретропарк» оформлен и устроен так современно, как будто вы телепортировались из Сибири куда-нибудь в Германию. Среди полусотни экспонатов — не только холёные «Кадиллаки» и «Ягуары», но и представитель первого в мире поколения автомобилей — Benz Patent-Motorwagen 1886 года выпуска, и представитель первого поколения массовых автомобилей — Ford T. Также выставлены мотоциклы и чешский тренировочный самолёт L-29. Всё это — личная коллекция хозяина музея бизнесмена Александра Говора, хозяина занявшей место ушедших «Макдональдсов» заведений «Вкусно — и точка».
Арт-сквер появился в 2014 году как подарок городу от строительной организации на день шахтёра. Амфитеатр и разбросанные по скверу абстрактные скульптуры, целиком покрытые разноцветной плиткой в стиле Гауди — работа дизайнера Александры Галыгиной, родившейся в Новокузнецке, а сейчас живущей в Бельгии.
Здесь всегда довольно оживлённо, а вечерами играют музыканты. Новокузнечане относятся к скверу трепетно: когда подвыпившие подростки подожгли стоящее здесь пианино, мэр пообещал награду за их поимку, а инициативный горожанин тут же подарил скверу новый инструмент.
Украшенный деревянной резьбой купеческий дом XIX века — одно из немногих зданий, сохранившихся от дореволюционного Кузнецка на правом берегу Томи. Это был один из самых богатых и красивых купеческих особняков в (довольно скромном) городе. Он стоял на перекрёстке двух больших улиц, поэтому и имел парадный вид с трёх сторон из четырёх.
Многое из декора утрачено в советское время, а сам дом сохранился только благодаря краеведам, упиравшим на его важность для советской власти: дочка купца Фонарёва увлекалась революционными идеями, поэтому в баньке собирался кружок левой молодёжи.
На вид здание уездного казначейства — натуральная русская палата, чуть ли не средневековая. Но на самом деле здание 1790 года, что показывает, насколько глухим уголком был Кузнецк. В столицах, когда на носу был XIX век, так уже не строили.
Сейчас уездное казначейство — самое старое здание, сохранившееся в городе.
Первое каменное здание города, Одигитриевская церковь стояла в начале нынешней улицы Достоевского. Церковь была построена в 1780 году, а в 1857-м ссыльный Достоевский венчался здесь со своей первой женой Марией Исаевой. В советское время старинную церковь снесли, а потом построили на её месте СИЗО (оно здесь до сих пор): сам Фёдор Михайлович до столь зловещего символизма, наверное, не додумался бы.
Вообще на улице Достоевского сохранилось больше всего дореволюционных зданий (окружного суда, реального училища), и здесь проще всего представить атмосферу старого Кузнецка.
Музей писателя занимает два старых домика: в одном администрация и касса, в другом экспозиция. Здесь Федор Михайлович недолго жил в ссылке с первой женой Марией Исаевой. Но обстановка того времени не сохранилась, поэтому воссоздана символически: гипсовые головы символизируют недоброжелателей, огромный паук в углу — худшее в человеке, икона в другом углу — лучшее в человеке и так далее.
Здесь же выставлены письма и документы Достоевского (вроде записки о расходах на свадьбу, которая обошлась в 600 рублей, — молодой ссыльный занял их у друзей).
В начале XIX века крепость на горе построили для защиты от Китая, но она не пригодилась и к середине века была упразднена. К концу века её перестроили в Кузнецкий тюремный замок, сожжённый в 1919 году красными партизанами. За ХХ век крепость, постоянно растаскиваемая на стройматериалы, практически исчезла, но в 1998 году к 380-летию крепость восстановили.
Сейчас в крепости музей, к тому же она — отличная смотровая площадка с видом на гигантские промзоны, обрамляющие город.
Роща чёрных тополей на берегу Томи — природный памятник. Чёрными тополя называются за темно-серую кору. Уникальность в том, что обычно такие тополя растут небольшими группками, здесь же их больше сотни.
Неизвестно, откуда они взялись. Одинаковый возраст (около ста лет) свидетельствует об искусственных насаждениях. То, что деревья растут хаотично и записей о высадке рощи нет — о природном. Есть слух, что тополя высадили каторжники. Есть версия со ссылкой на рассказы старожилов, что поросль появилась после наводнения. Говорят, молодых деревьев в стареющей роще не появляется из-за неблагоприятной новокузнецкой экологии.
Топольники спускаются до самой Томи. С разделяющей старый и новый город рекой отношения у Новокузнецка не очень: набережной толком нет.
Мост прокинут между двумя скалистыми обрывами, под ним — водопад каскадного типа (высота 3,5 метра и длиной 2700 метров). Название моста появилось, когда мост был ещё деревянным и балансировать на подгнивших досках было чертовски жутко.
Сейчас мост железный, но от вида сверху всё равно может захватить дух. Здесь тренируются альпинисты, вешают символические замки молодожёны, а недалеко от моста местные психологи практикуют со своими пациентами лёгкое погребение заживо для борьбы со страхом смерти.
В одной остановке плюс полутора километрах пешком от собора стоит среди частного сектора небольшая деревянная церковь Иоанна Воина. Примечательно, что этот живописный храм с куполами и внутренним убранством в стиле XVI-XVII века на самом деле был в 1990-е годы перестроен из старого деревянного барака. Прихожане и местная пресса утверждают, что здесь регулярно происходят чудесные исцеления, а также, что в 2000 году на стекле окна церкви проявился образ Богородицы и на его основе написана присутствующая в храме икона «Чаша терпения».
Люди описывают опыт посещения этой церкви как совершенно особый: «Здесь всё по-настоящему».