Можно начать знакомство с Нижним с главного городского променада — Большой Покровской улицы. Она приведёт нас к главной площади — Минина и Пожарского — и Нижегородскому кремлю: там история города и началась в 1221 году.
Большая часть лучших кафе, баров и ресторанов города собрана на трёх улицах: главной пешеходной улице города Большой Покровской; соседней с ней Алексеевской; и — старинной, живописной, с трамвайчиками, — Рождественской.
Популярная в раннем СССР концепция соцгородов предполагает компактное поселение работников недалеко от их промышленного предприятия. По замыслу люди должны были жить в домах-коммунах со всем необходимым в шаговой доступности: бани, библиотеки, фабрики-кухни, школы, детские сады, дворцы культуры и парки культуры и отдыха.
Такой город в 1930-х возник в Автозаводском районе при новом Горьковском заводе — первом массовом производстве автомобилей в СССР. Сейчас это архитектурный заповедник конструктивизма и сталинского ампира. А главное — здесь на редкость сохранилась градостроительно-планировочная структура соцгорода.
Давайте прогуляемся по нижегородскому Соцгороду с редакцией канала «Знакомьтесь, Нижний». Удобнее всего начать эту прогулку от метро «Парк Культуры», выйдя на противоположной от самого парка стороне.
Фото на обложке: Илья Большаков, редакционный фотограф «Знакомьтесь, Нижний».
Верхне-Волжскую набережную ещё называют Музейной. Здесь и правда сложился целый кластер музеев, показывающих историю города с разных перспектив: от современного искусства до пароходного дела. К этому прилагаются головокружительные виды на заливные луга и заволжские дали. Променад сложился в 1830-х: Николай I, приехав с визитом, остался недоволен грязью и нищетой в живописном месте — и приказал обустроить бульвар с садом.
Давайте прогуляемся по Верхне-Волжской набережной от Кремля до колеса обозрения и канатной дороги. Будет интересно не только туристам, но и горожанам: музеи радикально обновились в последние годы — и продолжают обновляться. Кроме музеев мы покажем по пути роскошные купеческие особняки и прочие памятники архитектуры и истории Нижнего Новгорода — истории полета мысли: технической, предпринимательской, литературной и вообще творческой.
Подборка от ВВФ ГМИИ им. Пушкина (Арсенал).
Ценитель современного искусства в Нижнем Новгороде может провести целый день переходя от одного культурного пространства до другого. Волонтер и экскурсовод ВВФ ГМИИ им. Пушкина (Арсенал) Анастасия Косарева подготовила маршрут, чтобы увидеть всё, а по пути еще и заглянуть в бары и рестораны, где как к искусству относятся к гастрономии. Впрочем, и на улицах искусство не заканчивается: за последние несколько лет город стал музеем под открытым небом благодаря стрит-арту.
Так что, передвигаясь от одной локации к другой, не забывайте смотреть по сторонам. Экспозиции в пространствах, о которых пойдет речь, постоянно меняются, поэтому заранее изучите афишу и график работы. И помните, что покупая билет, вы поддерживаете не только институции, но и нижегородских художников.
Постсоветская нижегородская архитектурная школа уникальна. В 1990-е здесь активно переосмысляли дореволюционное наследие модерна. В следующее десятилетие усилилось влияние дерзновенной стеклянной архитектуры, напоминающей гигантские айсберги. Архитекторы того времени мечтали о прекрасной России будущего, они не боялись фантазировать. Сейчас их произведения называют капиталистическим романтизмом.
В 2010-е игривые постмодернистские формы уступают место метамодернистскому аскетизму, «коробочным» структурам. Но эти тенденции ещё рано обобщать, поскольку они продолжают развиваться по сей день.
Подборку самой яркой нижегородской архитектуры 1990-х — начала 2020-х годов составил для вас Александр Семёнов, автор телеграм-канала о постсоветской архитектуре «Клизма романтизма».
Построенный как опора для постепенного продвижения Руси на восток, Нижегородский Кремль — один из самых значимых образцов русской военной архитектуры. Кремль возведен в XVI веке под присмотром таинственного итальянца Пьетро Франческо, о личности которого неизвестно почти ничего.
Здесь можно легко провести полдня: посетителя ждут 2 км суровых, ни разу никем не взятых стен (можно пройти по кругом по восстановленому боевому ходу) и 13 башен, 4 из которых превращены в музеи. Здесь же — 400-летний Михайло-Архангельский собор с прахом Кузьмы Минина, отечественное подразделение художественного музея и центр современного искусства «Арсенал».
За двухчасовую прогулку по небольшому историческому району Започаинье можно увидеть почти половину всех архитектурных памятников Нижнего Новгорода — купеческие палаты XVII века и старинные церкви.
Экскурсию ведёт «Яркий Нижний»
Стрелка, разделяющая Волгу и Оку, — одно из самых живописных мест города. Когда-то здесь была пристань, на которой выгружались товары для крупнейшей ярмарки империи. А сейчас в этих местах можно осмотреть стадион «Нижний Новгород», построенный к чемпионату мира по футболу, главный дом той самой знаменитой нижегородской ярмарки, ажурные пакгаузы и крутые арт-объекты. Добраться можно пешком через Канавинский мост, на метро до станции «Стрелка» или наземным транспортом до остановки «Стрелка».
Куда пойти в Нижнем Новгороде, если вы приехали с детьми: хорошие зоологические и образовательные парки, современные детские развлекательные комплексы, а также рестораны, в которых найдутся детские комнаты и детское меню.
Компании, которые открылись недавно. Приходите в гости, пишите отзывы и делитесь фотографиями!
Верхне-Волжскую набережную ещё называют Музейной. Здесь и правда сложился целый кластер музеев, показывающих историю города с разных перспектив: от современного искусства до пароходного дела. К этому прилагаются головокружительные виды на заливные луга и заволжские дали. Променад сложился в 1830-х: Николай I, приехав с визитом, остался недоволен грязью и нищетой в живописном месте — и приказал обустроить бульвар с садом.
Давайте прогуляемся по Верхне-Волжской набережной от Кремля до колеса обозрения и канатной дороги. Будет интересно не только туристам, но и горожанам: музеи радикально обновились в последние годы — и продолжают обновляться. Кроме музеев мы покажем по пути роскошные купеческие особняки и прочие памятники архитектуры и истории Нижнего Новгорода — истории полета мысли: технической, предпринимательской, литературной и вообще творческой.
Подборка от ВВФ ГМИИ им. Пушкина (Арсенал).
Когда-то здесь хранились карты и амуниция, а сейчас показывают современное искусство. Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, более известный как Арсенал, c 2003 года обитает в бывшем военном складе на территории Кремля. Здание Арсенала — памятник архитектуры позднего классицизма, поэтому история тут сосуществует с современностью, а контемпоральное искусство может сопровождаться концертом лютневой музыки XVI века.
Для публики открыты два крыла. В правом — выставочные залы (2 000 м²), детский центр для семейных занятий, музейный магазин и кафе. Левое крыло — событийное: в киноконцертном зале и лектории часто проходят артист-токи и дискуссии, а в медиатеку стоит заглянуть любителям биографий художников, арт-периодики, каталогов, альбомов и прочих изданий об искусстве.
Двор с 80-метровой скамейкой часто используется для мероприятий Арсенала — например, недавно тут угощали всех тортом в честь юбилея институции.
Один из старейших региональных музеев страны — открыт в 1896 году. Сейчас музей занимает несколько площадок.
В доме военного губернатора в Кремле — отечественное искусство: Брюллов, Саврасов, Шишкин, Репин, Васнецов, Левитан, Серов, Кустодиев, Малевич, Кандинский, выдающиеся коллекции древнерусских икон и предметов нижегородских народных промыслов. Здесь же помимо постоянной экспозиции проходят выставки из фондов музея, партнерских коллекций и персональные проекты современных авторов.
Сам дом военного губернатора, как и Арсенал, построен по приказу Николая I в середине XIX века.
Берегите силы: впереди ещё три площадки НГХМ: отдел западноевропейского искусства в особняке Сироткина на набережной (с пристройкой в которой находится грандиозное полотно Константина Маковского «Воззвание Минина»); отдел, посвящённый ХХ веку на площади Минина и Пожарского; Манеж с временными выставками.
Верхнепосадские торговые ряды, построенные в 1844 году, сменили много функций. Изначально на первом этаже были лавки, а на втором — вначале палата казённого имущества, а затем — городская управа. Потом здание успело побыть и библиотекой, и школой, а в 1970-х стало выставочным залом, который в 2020 году вошел в состав НГХМ.
Новая локация с ее анфиладными залами позволила представить искусство XX века и в хронологическом порядке, и во всём многообразии стилей и направлений, непрерывном поиске и стремительной изменчивости. Здесь проходят выставки ведущих российских и зарубежных музеев и галерей, Союза художников и других творческих объединений; реализуются культурно-просветительские и инклюзивные проекты. Например, сейчас в этом здании организована постоянная экспозиция, посвященная русскому авангарду. На ней представлены работы не только всемирно известных авторов, но и менее знакомых зрителю графиков и живописцев, поэтому визит в музей обещает открытия.
Манеж построен в 1841 году по проекту военного ведомства. В 1860-е годы здание передали военной гимназии. В 1885 году оно обзавелось домовой Никольской церковью. С 1901 по 1904 год здесь по инициативе Максима Горького устраивались новогодние елки для самых обездоленных детей.
В 1929 году здание перестроили под трамвайное депо, а с 1969 года в нем был гараж и склады. Так оно пришло в аварийное состояние. Только несколько лет назад храм восстановили и вернули верующим, а потом открылся и обновленный манеж — выставкой «Небесный Нижний. Святые и святыни Нижегородской земли». 2022 год был отмечен еще одним масштабным выставочным проектом «Сарафан, шушпан, одёжа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Просторный и атмосферный, Манеж идеально подходит для экспонирования самых разнообразных объектов. Cтарообрядческая одежда для молитвы смотрится здесь не менее уместно, чем аудиовизуальные инсталляции фестиваля Intervals.
Монументальное здание в самом начале Верхневолжской набережной построено в 1913 году для пароходного общества «Волга». А с 1930 года в нем разместился медицинский университет. При университете работает музей истории вуза и местного здравоохранения. Инструменты и приборы прошлых веков, редкие фотографии, документы, личные вещи известных нижегородских врачей — всё это доступно не только студентам-медикам, но и тем, кто интересуется медициной. Многочисленные мензурки, пробирки, анатомические препараты и модели выглядят интересно и таинственно. А еще увлекательно отгадывать, для чего нужна та или иная пугающе выглядящая металлическая штуковина.
Музей работает в будни, бесплатно, но только по предварительной заявке, с экскурсией. Заявку с именами всех участников нужно подать за 1–2 дня на адрес chizhova_e@pimunn.net; с собой участникам нужно иметь удостоверение личности.
Дом построен в 1850–1851 годах для титулярного советника Порфирия Григорьева. Под его крышей в 1858 году пожили два больших писателя. Поэт и художник, основоположник современной украинской литературы Тарас Шевченко ехал из ссылки и застрял в Нижнем без разрешения жить в столице. Губернатор Александр Муравьев, бывший декабрист, помог «бывшему художнику» (так было в документах) деньгами, квартирой и хлопотами. А Александр Дюма, путешествуя по России, заехал посмотреть знаменитую ярмарку. И встретил героев своего романа (об этом — позже).
В 1970-е дом перестроили для местного отделения Союза архитекторов. Недавно была большая реконструкция — но все этажи по-прежнему соединяет мраморная лестница с легендарной люстрой. Сейчас Дом Архитектора — площадка для коммуникации архитекторов и горожан, место выставок, фестивалей и прочих образовательных и культурных событий. Можно и просто зайти: посидеть в коворкинге или кофейне, полюбоваться зимним садом и лучшим видом на Волгу.
Отдел зарубежного искусства НГХМ находится в особняке городского головы Дмитрия Сироткина. Неоклассицистский дом 1916 года — первый самостоятельный проект братьев Весниных, впоследствии ключевых архитекторов конструктивизма. Потолок одного из залов расписал младший из братьев Александр. Дом изначально проектировался под музей: Сироткин планировал пожить в нем несколько лет, а потом подарить городу.
Тут можно увидеть «Лукрецию» Лукаса Кранаха Старшего, работы Якопо Тинторетто, Эль Греко, Огюста Ренуара и прочих мастеров крупнейших художественных школ ХV — начала ХХ веков: итальянской, французской, немецкой, голландской и фламандской. Также — печатную графику, майолику, фарфор. В 1972 году пристроили зал для масштабной (7х6 метров, сотня персонажей) картины Константина Маковского «Воззвание Минина». В зале звучат голоса героев картины, а VR-путешествие в парижскую мастерскую художника погружает зрителя в процесс создания картины и в события 1612 года.
В этом здании с 1918 по 1928 годы произошла радиореволюция: состоялась первая в стране радиопередача голосового сообщения, а затем и первый сеанс радиосвязи. Здесь располагалась Нижегородская радиолаборатория (НРЛ), внесшая неоценимый вклад в развитие радио, а с 1974 года — музей в ее честь. В музее можно узнать об истории Нижегородской радиолаборатории, истоках радиодела в России и в мире, об этапах развития радиоэлектроники в ХХ веке. Также здесь работает кабинет «Физическая картина мира. Колебания и волны в опытах и экспериментах» с демонстрацией физических экспериментов, во время которых можно почувствовать себя ученым (и сделать пару зрелищных снимков). Всё это — с классными экскурсоводами, которые просто, понятно, с прибаутками, объясняют чудеса физики. Посещение — по предварительной записи по телефону.
Единственный подобный памятник архитектуры в Приволжском федеральном округе, сохранившийся в комплексном виде: с главным домом, флигелем, садом, фонтаном, реконструированной конюшней. Усадьба — успешный дебют молодого архитектора и декоратора Петра Бойцова по заказу купца Сергея Рукавишникова, прожившего здесь с семьей всю жизнь. Главный дом построен в 1877 году и оформлен с дворцовой пышностью в стиле эклектики. Музей здесь появился в 1918 году при содействии сыновей Рукавишникова.
В 2007–2010 годах прошла комплексная реставрация здания, сохранившая подлинную лепнину, интерьерную живопись, паркет и двери из ценных пород дерева. Сейчас это — главное здание Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В воссозданных интерьерах представлены исторические выставки и коллекции музея. В бальном зале проходят концерты и прочие мероприятия. Это место — портал в другую эпоху. И путешествие начинается еще на подходе к дому-дворцу во время прогулки.
В 1913 году уроженец Нижнего Новгорода лётчик Пётр Нестеров на французском самолёте «Ньюпор» впервые в истории сделал «мёртвую петлю» или «петлю Нестерова»: замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Так родилось искусство высшего пилотажа. В некоторых странах, впрочем, автором трюка считается Адольф Пегу, — повторивший его через месяц, но более знаменитый к тому моменту. Сам Нестеров писал: «Я ещё не успел вполне закончить теоретической разработки этого вопроса, когда узнал, что “мёртвую петлю” готовится совершить и французский авиатор Пегу. Тогда я бросил теоретические расчёты и решил рискнуть. Совершить “мёртвую петлю” было для меня вопросом самолюбия, — ведь более полугода я исследовал этот вопрос на бумаге».
В 1987 году к 100-летию со дня рождения Нестерова на набережной появились памятник и макет «Ньюпора». Авторы памятника — скульпторы Иулиан и Александр Рукавишниковы, отец и сын, потомки того самого Рукавишникова, чей особняк стоит здесь же на набережной.
Ещё один внутренний музей по предварительной записи — но оно того стоит. Музей при Волжской госакадемии водного транспорта — единственный в России музей речного транспорта. Диорамы, чертежи и схемы, модели (некоторым больше ста лет), подробно и красочно рассказывают о Нижнем Новгороде с не самой очевидной точки зрения. Именно благодаря судоходству город на Стрелке в свое время стал Карманом России и одним из главных игроков в развитии промышленности и торговли страны.
Среди выставленных здесь моделей есть водоходное судно, изобретенное нижегородцем Иваном Кулибиным, — оно должно было отменить тяжёлый труд бурлаков. В музее можно увидеть и другое изобретение Кулибина — фонарь-прожектор, который он представил Екатерине II. Большая часть экспозиции посвящена ХХ веку, в котором Россия стала родиной теплоходостроения, а Горький — местом создания первых в мире судов на подводных крыльях и экранопланов.
Чтобы посетить музей, запишитесь по почте: museum@vsuwt.ru.
Загляните во двор технического университета — там навечно припаркован экраноплан «Волга-2», созданный на основе разработок выпускника университета Ростислава Алексеева (сейчас вуз носит его имя). Алексеев конструировал суда на подводных крыльях и собственно экранопланы. Экраноплан — судно, которое держится в воздухе за счёт эффекта экрана, открытого в 1920-е. Суть в том, что возмущения воздуха от крыла невысоко летящего самолёта отражаются от земли, воды или льда и возвращаются под крыло, работая как воздушная подушка.
Правда, посмотреть на экраноплан можно только через забор.
Музей посвящен литературной жизни Нижнего Новгорода в контексте биографии и творчества Максима Горького, чьё имя город носил с 1932 по 1990 год. Сейчас музей закрыт на реставрацию. Поэтому не получится ни посмотреть богатое собрание документов, фото и предметов быта, ни полюбоваться самим купеческим домом, принадлежавшим Варваре Бурмистровой (урожденной Рукавишниковой).
В начале ХХ века это была одна из самых примечательных усадеб города, с великолепным садом с фонтанами, скульптурами, оранжереями. «Небольшой, изящный, как королевская игрушка» — описал этот дом племянник Варвары Иван Рукавишников в романе «Проклятый род». Творчество Ивана критика принимала неоднозначно. Но какое-то время его поддерживал, например, сам Горький, рекомендовавший Рукавишникова в «Журнал для всех» так: «Первый рассказ его — очень задушевная штука! Пошлю Вам. Денег автору не требуется, ибо у него папашка — миллионщик». Да и сама Варвара была крупной меценаткой и коллекционировала искусство.
Сейчас это здание — часть технического университета, а в XIX веке здесь был институт благородных девиц. Нижегородский Мариинский институт благородных девиц создан в 1852 году по инициативе Марии Александровны, жены будущего императора Александра II.
Сохранившиеся до наших дней здания института построены в 1854–1858 годах. Одновременно в них проживало и обучалось до нескольких сотен девиц. Изначально в институт принимались дочери потомственных дворян и чиновников в возрасте 10-12 лет, позже право учиться получили и дочери купцов I и II гильдии, почетных граждан. Шестилетнее обучение включало Закон Божий, историю, географию, русскую словесность, арифметику, естествознание, физику, французский и немецкий языки, чистописание, рисование, музыку, пение, танцы, изящные и хозяйственные рукоделия. После окончания такого обучения большинство девушек просто выходили замуж, некоторые же становились учительницами или гувернантками.
Канатную дорогу запустили в 2012 году изначально с утилитарной целью: как дополнительный транспорт между Нижним Новгородом и городком Бором на другом берегу Волги. Поэтому для канатки существуют проездные. Но феерические виды превратили её в популярный у туристов аттракцион.
Восьмиместные гондолы переносят из одного города в другой за 100 рублей и 12 минут, двигаясь по самому длинному в Европе безопорному пролёту над водой — 861 метр.