Популярная в раннем СССР концепция соцгородов предполагает компактное поселение работников недалеко от их промышленного предприятия. По замыслу люди должны были жить в домах-коммунах со всем необходимым в шаговой доступности: бани, библиотеки, фабрики-кухни, школы, детские сады, дворцы культуры и парки культуры и отдыха.
Такой город в 1930-х возник в Автозаводском районе при новом Горьковском заводе — первом массовом производстве автомобилей в СССР. Сейчас это архитектурный заповедник конструктивизма и сталинского ампира. А главное — здесь на редкость сохранилась градостроительно-планировочная структура соцгорода.
Давайте прогуляемся по нижегородскому Соцгороду с редакцией канала «Знакомьтесь, Нижний». Удобнее всего начать эту прогулку от метро «Парк Культуры», выйдя на противоположной от самого парка стороне.
Фото на обложке: Илья Большаков, редакционный фотограф «Знакомьтесь, Нижний».
Автозаводский универмаг выполнен в конструктивистском стиле с характерным скругленным фасадом.
Конструктивизм 1920–1930-х — редкий случай, когда российская архитектура оказалась в авангарде мировой. Тогда советские архитекторы провозгласили свободу от традиций во имя нового мира — и верили, что новая архитектура сформирует нового человека. Совсем новый человек не получился, но идеи 1920-х оказали на архитекторов и дизайнеров такое сильное влияние, что сейчас нам трудно осознать их радикальность. Ведь мы живем в мире, где стали привычными характерные для конструктивистов четкие линии; выверенные геометрические пропорции; железобетон, стекло и металл; подчинение формы функциональному назначению здания.
Внутри сохранилась парадная лестница с широкими деревянными перилами. Стеклянные витражи освещают помещение со всех сторон — здесь точно можно сделать пару интересных кадров.
Недалеко от пожарного депо расположена еще одна характерная для советского времени постройка — общественная баня. Здание выполнено в стиле сталинский ампир с портиком из ряда колонн на главном входе.
Общий душ для проживающих в коммунальных квартирах — удовольствие не из приятных, поэтому городская баня стала настоящим спасением для миллионов рабочих. Как известно, в СССР баня была не только местом для купания, но и местом налаживания социальных связей. Поэтому ее часто посещали граждане, живущие в элитном жилье, где в каждой квартире была предусмотрена отдельная ванная комната. Банные принадлежности в виде таза или веника можно было как принести из дома, так и приобрести в фойе.
Сегодня трехэтажное здание открыто к посещению: вход в общее отделение стоит 440 рублей, а в отделение «люкс» — 650 рублей.
У архитекторов раннего СССР была популярна концепция города-сада, придуманная ещё в XIX веке в Англии. В изначальном виде идея города-сада подразумевала пригород, застроенный индивидуальными домами, каждый — в окружении сада, плюс общественные сады. Город-сад должен был взять лучшее от города и деревни. Для раннего СССР с его бешеными темпами урбанизации и индустриализации это безусловно была актуальная задача. Впрочем, идею индивидуальных коттеджей советские градостроители быстро признали негодной для советского человека. А вот желание озеленить жизнь советского человека осталось: при планировании соцгородов особое внимание уделялось созданию большой зеленой зоны.
Зеленая зона по проекту Соцгорода должна была делиться на два сектора — большой и малый (сейчас их место условно занимают Автозаводский парк и парк Славы вдоль проспекта Ленина), разделенные широкой площадью с фонтаном, где позже уже вне проекта Соцгорода был заложен и Дворец культуры Автозавода.
В 1936 году в Автозаводском парке высадили много деревьев и кустарников — и к середине 1960-х он стал популярным местом отдыха с липовыми аллеями, цветочными клумбами, статуями и фонтанами. Здесь жители Автозавода устраивали спортивные состязания, проводили концерты и веселились на аттракционах.
Вход в парк легко найти по объемным деревянным воротам, напоминающим триумфальную арку. Мало где такие сохранились в изначальном виде.
Смена политического курса изменила и архитектуру: в 1930-х архитекторы переходят от революционного конструктивизма к сталинскому ампиру — обращенному к традициям и имперскому прошлому, призванному демонстрировать, что жить стало лучше, жить стало веселее. Образец сталинского ампира — этот дом, впечатляющий высотой и величием. На крыше самой высокой постройки располагались зенитные орудия для защиты ГАЗа.
Здание имеет очень интересное архитектурное решение — вогнутую дугу фасада, на котором в шахматном порядке расположены балконы. Легко догадаться, что такое жилье считалось элитным — дом населяли самые почтенные начальники и передовики производства. Дом был оснащен невиданной в то время роскошью — лифтом с обслуживающим его лифтером.
Монументальное многоквартирное здание для элиты Горьковского автомобильного завода. В здании — 59 подъездов. На первых этажах все удобства — аптеки, магазины, сберкассы, кафе и даже две библиотеки (детская и взрослая). Дом-квартал расположен сразу на нескольких улицах: Лоскутова, Комсомольской, переулке Моторном и проспекте Октября. Постройка разделена римскими триумфальными арками, а фасад украшен многочисленными пилястрами.
Любопытно, что квартал носит имя зачинателя стахановского движения на ГАЗе Александра Бусыгина, но сам он жил в другом доме. Так советское правительство решило увековечить имя передового кузнеца, который превысил норму производительности труда почти вдвое и установил новый рекорд. В сквере около дома установлен бронзовый бюст Бусыгина.
Как раз в желтом бусыгинском доме и жил знаменитый кузнец Александр Бусыгин. Этот квартал отличается от своего соседа не только меньшим количеством этажей, но и структурой — он состоит из отдельных зданий. Соединяющими элементами выступают въезды во двор в виде больших арок с колоннами внутри.
Архитекторами этого дома выступили Михаил Любофеев и Николай Розанов. Кстати, второго автора вы можете знать по другим известным проектам — панельным хрущевкам и брежневкам. Именно Николай Розанов стоял во главе института Гипростройиндустрии, который в 1958–1959 годах разработал серию панельных домов, решившую проблему нехватки недвижимости в СССР.
В годы первых пятилеток остро стояла проблема жилья для командированных специалистов, поэтому в 1933 году в центре Автозавода открылась гостиница «Волна». Построенное по дизайн-проекту нижегородского архитектора Владимира Орельского, кремово-розовое здание, подобно «Универмагу», имеет типично конструктивистский скругленный элемент — выступающую лестничную клетку. Внутреннее убранство гостиницы по-настоящему впечатляло: просторные холлы, со вкусом отделанные вестибюли и дорогая английская мебель. Инфраструктура включала все, что нужно для комфортной жизни: парикмахерскую, солярий, бильярд, культовый ресторан «Чайка» и комнату отдыха, где проживающие могли читать газеты или играть в шахматы. В конце 1990-х гостиница получила категорию «4 звезды» и сегодня продолжает принимать посетителей.