Крошечный частный театр в саду имени Баумана. Зайдя в парк, двигайтесь по звуку в сторону детской площадки. Через нее придется пройти, так что рекомендуем выйти из дома заранее. «Домик Фанни Белл» действительно находится в маленьком разноцветном домике, — редкий случай, когда название соответствует форме. Созданный в 2012 году, театр сразу сосредоточился на спектаклях для самых маленьких зрителей — 1+.
Сейчас в репертуаре театра — 9 бэби-спектаклей для малышей от года, среди них есть даже бэби-опера. Много спектаклей и для детей постарше — 3+ и 7+. Здесь любят Корнея Чуковского и Петсона с Финдусом, ставят Сашу Черного и Шекспира (ну, почти). Есть елка для самых маленьких, летний городской лагерь и фестиваль независимых детских театров «Карабас».
После спектакля приятно размяться на детской площадке (да! второй раз), погулять по тенистому саду и поесть мороженое на лавочке.
Первый из ныне действующих театров кукол в Москве. Открыт в 1929 году. В 2012 году, после полной модернизации театра, здесь стало по-настоящему интересно. Помимо классических постановок, театр активно исследует новые формы. Самая интересная из них, — спектакли с закрытыми глазами. Сейчас в репертуаре один такой — сказка «Ежик в тумане»: действие разворачивается в темноте и основано на тактильных ощущениях, запахах и звуках. Есть еще спектакль «Майская ночь» в похожем формате — самым смелым зрителям предлагают выйти на сцену и завязать глаза.
Кроме того здесь много постановок в жанре бэби-театра — для детей 1+ и 3+.
Спектакли МТК часто побеждают на театральных конкурсах, а некоторые уже стали классикой и любимы все театральной Москвой, что редко случается. Рекомендуем при возможности пойти на «Гусенок» (3+), «Все мыши любят сыр» (6+) и «Мучные младенцы» (12+). Билеты на спектакли лучше покупать заранее.
Большой зал Консерватории в здании на Малой Никитской — одна из крупнейших концертных площадок в России и значимое место на музыкальной карте Москвы. Просторный светлый зал с анфиладой окон по верху украшен украшен 14 портретами российских и зарубежных композиторов. Здесь лучше всего ощущается мощь симфонической музыки, а звуки местного органа пробирают до дрожи.
Детям высидеть многочасовой концерт сложной для восприятия классики обычно нелегко. Для них в Консерватории время от времени проводятся специальные представления. Например, мультконцерты: фрагменты любимых мультов проецируются на экран под музыку, исполняемую симфоническим оркестром.
Еще в Большом зале Консерватории можно попасть на отчетный концерт выпускников музыкальных школ и училищ — программа здесь попроще и покороче. В буфете бутерброды во всякой всячиной на выбор, чай, кофе и лимонад.
Сюда стоит заглянуть хотя бы ради уникальных сказочных часов. Вокруг циферблата — 12 домиков, в каждом — сказочный герой. За полминуты до наступления нового часа петух поворачивается к собравшимся, кукарекает и хлопает крыльями. После этого открываются дверки домика, на который указывает стрелка, — и можно увидеть его обитателя. В полдень, и в полночь открываются разом все домики.
В советские времена именно здесь начиналось знакомство маленьких зрителей с театром. Традиция жива и по сей день. А любимый спектакль малышей, поставленный в 1965 году, «Тигрик Петрик» до сих пор в репертуаре. Кроме него, есть еще несколько спектаклей, которые подойдут для детей от 3 лет.
Здесь ставят классические, русские народные и восточные сказки, пьесы современных писателей, проводят экскурсии по театральному закулисью и один из самых известных фестивалей кукольных театров в мире — «Образцовфест».
Первый в стране музыкальный театр для детей основан в 1960-е годы, современным зданием обзавелся в 1979 году. Говорят, режиссер Наталья Сац лично принимала участие в проектировании и строительстве.
Музыка здесь во всем: от дверных ручек в форме скрипичного ключа до скульптуры Синей птицы на крыше.
Театр Сац – самое правильное место для первого знакомства с симфонической музыкой, балетом и оперой. В репертуаре театра как классические произведения, так и пьесы новых авторов. Большинство спектаклей адаптировано для маленьких зрителей. Либретто сокращают, сложные куски упрощают, и даже в операх тут можно разобрать слова.
Помимо спектаклей в театре проходят концерты, фестивали и мастер-классы. Например, здесь можно познакомить детей с барочной оперой или сделать из них театральных блогеров.
Российский Академический Молодежный Театр — третий в ансамбле Театральной площади и самый молодой, — основан уже после революции, в 1921 году. За время существования театр много раз переименовывался, пока в 1992 году не получил, наконец, современное название. В 1990-е театр славился смелыми молодежными постановками на острые социальные темы. Экспериментировать здесь не боятся и теперь. РАМТ сотрудничает со знаменитыми мэтрами, чего стоит, например, один масштабный «Берег Утопии» Тома Стоппарда, но не забывает и о молодых российских режиссерах. Это — для взрослых, но в репертуаре РАМТа есть и постановки для зрителей от 6 лет. Младшим стоит показать классическую постановку «Денискиных рассказов», очень страшную сказку «Бесстрашный барин» или «Петю и волка», поставленную здесь в редком жанре симфонического цирка. Детям постарше обязательно покажите «Кролика Эдварда», чуть ли не самый популярный детский спектакль в Москве. Театру даже пришлось сделать серию кукол по его мотивам.
Главный театр страны и один из самых знаменитых в мире. В 2000-х здание, построенное архитектором Осипом Бове в середине XIX века, подверглось серьезной реконструкции — и старожилы до сих пор спорят, пошла ли она на пользу театру или его дух был окончательно уничтожен. В любом случае классические постановки опер и балетов в Большом один раз в жизни, кажется, должен увидеть каждый. Современные вещи в репертуаре обычно идут с ограничением 18+ и могут содержать совсем недетский контент.
В Большом проходят сборные концерты артистов, симфонических оркестров, выступления лауреатов всевозможных конкурсов и выпускников хореографических и музыкальных ВУЗов, постановки небольших классических произведений для детей, — обычно на Новой сцене, на Камерной сцене имени Покровского или в Бетховенском зале. Билеты на эти спектакли, как правило, дешевле, чем на постановки на Большой сцене, да и вынести их детям проще, чем балет «Дон Кихот» в трех действиях.
Как-то раз одна московская мама, Марина Кельман, решила, что ей надоело сидеть дома с маленькой дочкой и ужасно хочется на концерт классической музыки. Но, как оказалось, пойти с годовалым ребенком особенно некуда. Тогда Марина взяла и организовала собственный проект — камерные концерты для мам и малышей.
Начиналось все с классической музыки, но очень скоро в репертуаре проекта появились джаз, рок-н-ролл, фолк и маленьких детский театр. Сейчас у «Вместе с мамой» больше десяти площадок в Москве и области, ребята устраивают концерты под открытым небом, приезжают на детские дни рождения и дачи.
Основу репертуара по-прежнему составляют классическая музыка и джаз, но можно послушать танго, романтическую музыку Франции, бразильскую музыку, блюз. На концертах здесь рады и грудничкам, возрастного ограничения просто нет, под музыку дети играют, ползают, рисуют, делают все, что захочется, а родители в это время могут выдохнуть, расслабиться и послушать хорошую музыку.
У Московской филармонии так много залов, что легко запутаться. Для простоты рассказываем: в состав Филармонии входят Московская Консерватория на Большой Никитской — с Петром Ильичом, мечтательно сидящим у фасада; Концертный зал имени П.И. Чайковского, со входом под большими колоннами у метро Маяковская, здесь же располагается и Камерный зал филармонии; и Филармония-2, на юго-западе столицы, в Олимпийской деревне, — в этом корпусе четыре зала.
Детская программа тоже впечатляет. Помимо классических образовательных абонементов в Концертном зале Чайковского, филармония теперь предлагает много детских концертов, песочных шоу, музыкальных спектаклей и кинопоказы. Большинство детских активностей проходит в новом здании на юго-западе.
На старых площадках репертуар более классический. Но и здесь концертов для детей достаточно. Обстановка располагает к парадному дресс-коду: бабочка и бальное платье в пол будут здесь вполне уместны.