Дачный домик, в котором Чуковский прожил много лет, стоит среди сосен в глубине поселка писателей в Переделкине. Под ногами хвоя, у крыльца — живое чудо-дерево, увешанное детской обувью. Внутри уютно. Легко представить, как тут жили люди, стряхивали снег с валенок в прихожей, грелись с мороза в библиотеке. Говорят, гостям Чуковский показывал сувениры со всего света.
Рядом — маленькая библиотека, основанная поэтом. Туда тоже обязательно стоит зайти. Время от времени там проходят мастер-классы и детские занятия.
Главные события музея — начатые еще Корнеем Ивановичем костры: осенний и летний. Это детские праздники, посвященные книгам и чтению. Приезжают писатели и поэты, на небольшой эстраде между соснами выступают певцы, проходят викторины и конкурсы и, конечно, горит костер (с современными мерами пожарной безопасности). В дни костров у музея не запарковаться: разумнее ехать на общественном транспорте или на такси.
Современное музейно-выставочное пространство (на самом деле их два: Музей Серебряного века как малая площадка центра и Музейный центр «Зубовский, 15» — как большая). Это настоящий подарок для читающих детей и их родителей. Команда кураторов год за годом создает здесь по-настоящему интерактивные, невероятно талантливые и заряженные смыслами, озорством и желанием играть детские выставки. К ним прилагается обширная образовательная программа, которая длится весь период работы экспозиции.
Сейчас, например, открыты две выставки: «Где прячется счастье» на Проспекте мира, 30, в Музее Серебряного века, и «Как я ловил человечков» в Музейном центре «Зубовский, 15». Обе будут работать до конца сезона — соответственно, и занятия, экскурсии (в том числе, кураторские, авторские) будут идти каждый месяц.
Чудесный одноэтажный особнячок XIX века когда-то принадлежал миллионерам Боткиным, затем перешел во владения художника и мецената Остроухова, который коллекционировал иконы и современных ему художников (Дега, Матисса, Ренуара, Серова, Левитана, Репина, Врубеля и других). После революции здание вместе с коллекцией было национализировано и попало в ведение Третьяковской галереи. С 1979 года тут научно-экспозиционный отдел Гослитмузея с временными выставками.
Сейчас, например, там можно увидеть экспозицию, посвященную Михаилу Лермонтову — «Лермонтов. Места силы». Лермонтов называл себя «сыном Москвы» и, похоже, ощущал этот город как место силы. Акцент в экспозиции — именно на этом. Увидеть на выставке можно вещи и рисунки поэта, его собственные портреты и портреты его современников, эскизы декораций к постановкам по его произведениям и иллюстрации к изданиям его текстов.
В небольшом доме-комоде (именно так называл свое московское жилье писатель) Чехов прожил с 1886 по 1890 год, до своего отъезда на Сахалин. Именно здесь написаны «Иванов», «Леший», «Медведь», «Предложение», «Свадьба», «Трагик поневоле», «Татьяна Репина», повести «Степь», «Огни», «Скучная история» и многие рассказы. В доме представлен восстановленный по воспоминаниям и фотографиям современников Чехова интерьер, есть несколько подлинных вещей, принадлежавших писателю.
Сейчас здесь проходит небольшая детская выставка «Мальчики и другие рождественские истории». Она посвящена чеховским рассказам о мальчиках: прежде всего это «Ванька», «Мальчики», «Каштанка». Мир маленьких героев этих произведений, которые мечтают о путешествиях, индейцах и других подвигах, становится смысловой доминантой, на которой строится вся экспозиция. В рамках off-программы проводятся занятия и специальные экскурсии.
«Нехорошая квартира» в доме №10 на Большой Садовой стала первым пристанищем бежавшего от гражданской войны писателя, его спасением в бесприютной московской жизни и его проклятием. В те времена здесь была коммуналка: шум, грязь, неизбывный чад в общем коридоре, сломанные канализация и водопровод. Ко всему этому прилагалась и примечательная соседка, Анна Горячева, нещадно бьющая своего сына Шурку. Именно она станет потом той самой Аннушкой, которая уже разлила масло. А сама квартира в «Мастере и Маргарите» превратится в московское пристанище шайки Воланда, в место действия пьесы «Зойкина квартира» и будет описана во многих произведениях Булгакова.
Для семейного или школьного похода в этот музей подойдет квест «Прежде всего откроем тайну...» — участники узнают подробности биографии Булгакова, особенности быта коммуналок 20-х годов XX века и интересные детали его главных исторических событий.
Утопленный в большом сквере каменный особняк на Никитском бульваре. В этом доме Гоголь прожил четыре последних года. Именно здесь он написал и сжег второй том «Мертвых душ», здесь сочинял «Ревизора». Теперь в доме его имени восстановлена атмосфера того времени, собраны предметы быта и произведения искусства, которые могли бы окружать писателя, выставлено несколько его личных вещей, собрана огромная библиотека с книгами по философии, филологии, литературоведению. На первом этаже — кафе, в зале проходят музыкальные концерты и научные конференции, а музейные залы оформлены как современные инсталляции.
На экскурсии «История создания поэмы „Мертвые души“» рассказывают о том, как непросто находил этот текст дорогу к публикации. А о том, как связаны Пушкин и Гоголь и как важна в его творчестве тема дороги, — экскурсия «Чему смеетесь?», посвященная «Ревизору», и экскурсия «Детство и юность Н.В.Гоголя».
Двухэтажный деревянный дом на Малой Молчановке с флигелями, резными крылечками и небольшими окошками окружен небольшим садом за белой калиткой. Мы словно переносимся во времена, когда по улицам ездили конки, город отапливался дровами, был тих и немноголюден. Внутри домика, где Лермонтов с бабушкой Елизаветой Арсеньевой прожил с 1829 по 1832 годы, все так же мило и уютно. Помещичий быт воссоздан любовно. На круглом столе мягко светит лампа, на пюпитре рояля раскрыты ноты того времени. Этажерки, ширмы, пуфы, керосиновые лампы, дамские столики, изогнутые диваны, картины, статуэтки — все это покоряет своей соразмерностью человеку, удобством, надежностью и элегантностью.
Сейчас в музее проходит выставка «Герои и прототипы», посвященная реальным людям, с которых Лермонтов списывал своих героев. Подойдёт школьникам, которые уже читали и «Героя нашего времени», и «Маскарад».