............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................
Новая архитектура: от дома-яйца до школы в Сколково

Постсоветскую архитектуру мы привыкли ругать за неуместность, пошлость и низкое качество строительства. Часто — не зря: на волне перемен творческая мысль неслась далеко впереди здравого смысла и доступных технологий. Но «постсоветская архитектура» — не монолит, а сложное и разнообразное явление, которое за тридцать лет прошло несколько этапов. Эта подборка от Даниила Веретенникова, автора канала о постсоветской архитектуре «Клизма романтизма» — попытка взглянуть на постсоветскую Москву во всем её многообразии.

Здания из этой подборки условно делятся на три группы. Во-первых, то, что мы и называем капиталистическим романтизмом или капромом: лужковский стиль 1991–2011 годов. Причём ранний капром сильно отличается от зрелого и позднего. Во-вторых, — неомодернизм: архитектура той же эпохи Лужкова, но более конвенциональная и эстетически нормативная. Её чаще хвалят, чем ругают. В-третьих, архитектура собянинского периода.

Торговый центр
93

Ещё вчера этот торговый центр был одним из главных символов лужковского архитектурного беспредела. А сегодня о нем все чаще говорят с теплотой и ностальгией — как о ярком свидетеле ушедшей эпохи капиталистического романтизма.

 

Шесть этажей эклектичного винегрета, неуравновешенные пропорции, странноватые сочетания материалов, фактур, деталей и линий, — за что только не критиковали современники эту новостройку на Лубянской площади. Ироничная игривость торгового центра кажется особенно неуместной именно здесь, напротив сурово-монументального здания штаб-квартиры ФСБ. Все в «Наутилусе», начиная с самого названия, пропитано морской тематикой: изгибы эркеров и фронтонов отсылают не то к корабельным бортам, не то к раковине моллюска, сложные очертания окон напоминают паруса, а в сторону площади обращен металлическим козырьком, похожим на капитанский мостик.

 

Алексей Воронцов; 1998—1999 гг.

Никольская улица, 25Тверской, Москва
Торговый центр
1413

История самого центрального ТЦ Москвы уходит в 1989 год. Тогда будущий мэр столицы Юрий Лужков предложил провести конкурс на обустройство Манежной площади. В конкурсе победил проект Бориса Улькина, главного архитектора Бухары. Улькин предложил соорудить под площадью огромный культурно-деловой комплекс, на семи ярусах которого должны были разместиться магазины, рестораны, музей, кинозал, художественный салон и даже исторический театр.

 

В 1990-е, когда дело дошло до реализации, проект перешёл к придворному зодчему мэра — Михаилу Посохину и его тестю Зурабу Церетели. В результате от семи подземных этажей остались три, а культурный комплекс превратился в прозаичный ТРК. Критики сразу его невзлюбили: мало того, что оформление комплекса оставляет желать лучшего, так ещё и Манежная площадь оказалась искажена стеклянными куполами и многочисленными скульптурными композициями сомнительного художественного качества.

 

Михаил Посохин, Зураб Церетели, 1994–1997 гг.

Манежная площадь, 1 ст2Тверской, Москва
Храмы / Соборы / Церкви
1191

Этот храм называют главной постройкой лужковской Москвы. И дело здесь не столько в габаритах здания или его инженерной сложности, сколько в символическом значении. Храм, который строили «всем миром», должен был стать главным свидетельством духовного и культурного возрождения России, преодолевшей семидесятилетнее советское иго.

 

Строительство выдавалось за воссоздание разрушенного большевиками храма середины XIX века, автором которого был основоположник русско-византийского стиля архитектор Константин Тон. Но воссозданием эту стройку можно назвать только с натяжкой: и строительные материалы, и художественное оформление, и даже объемно-планировочное решение далеко ушли от оригинала. Так, например, белокаменные барельефы заменены на бронзовые, а сам собор поставлен на трехэтажный стилобат, один из уровней которого занят административными и ритуальным помещениями, а два других — парковочными местами.

 

Алексей Денисов, Михаил Посохин, Зураб Церетели; 1994–1999 гг.

Улица Волхонка, 15Хамовники, Москва
Культурное учреждение
3

Театр Et Cetera — ярчайший памятник лужковского стиля в архитектуре Москвы. Образ театра смел и динамичен, и сполна отражает стилистические поиски, характерные для начала 2000-х (или, пожалуй, чуть более раннего времени). Здание театра напоминает композицию из составленных случайным образом театральных декораций. Такая вот постмодернистская оргия порталов, сандриков, карнизов, ниш, проёмов, округлых и остроугольных форм, глухих и прозрачных поверхностей.

 

Александр Кузьмин, Андрей Боков и Мария Бэлица; 2003–2005 гг.

Фролов переулок, 2Красносельский, Москва
Культурно-развлекательный комплекс
723

«Измайловский кремль» — культурно-развлекательный комплекс на северо-востоке Москвы, построенный в стиле русской архитектуры XVI—XVII веков. Автор идеи и директор «кремля» — Александр Фёдорович Ушаков, московский предприниматель и общественный деятель.

 

«Идея создания центра русской культуры пришла Александру Федоровичу буквально во сне, когда ему, потомку знаменитого иконописца Симона Ушакова, стал видеться нынешний Кремль с его башнями, шумной площадью и прудом, окруженным детворой», — сообщает официальный сайт комплекса. Так детищу постсоветского капиталиста-романтика приписывается полулегендарная история возникновения, намекающая на присутствие высшей воли в деле инициации строительства. В действительности все далеко не так возвышенно. Несмотря на широту замысла и местами неплохое качество строительства, вблизи «кремль» производит впечатление дешевых бутафорских декораций, облепленных вывесками и заставленных  пластиковой мебелью.

 

1998–2007 гг.

Измайловское шоссе, 73жИзмайлово, Москва

«Патриарх» — наглядное воплощение нового образа элитного жилья в центре Москвы. 13 этажей рафинированной премиальности и концентрированной эксклюзивности, доминирующие в ландшафте одного из самых престижных районов столицы — настоящий мемориал эпохи капиталистического романтизма. Издалека силуэт ЖК отсылает не то к традиционному русскому храму с куполом и конусовидной колокольней, не то к средневековому замку. Спиралевидная башня, венчающая крышу дома, — архетип, связанный со множеством памятников мировой архитектуры: от Вавилонской башни до Памятника III Интернационалу авангардиста Татлина.

 

На уровне десятого этажа установлены скульптуры градостроителя, летописца, строителей, музы, скульптора, стража и прочих. Любопытно, что фигура архитектора имеет явное портретное сходство с автором проекта — Сергеем Ткаченко, а в образе градостроителя узнается Александр Кузьмин — главный архитектор Москвы того времени.

Сергей Ткаченко, 2000–2002 гг.

Малая Бронная улица, 44Пресненский, Москва
Улица Машкова, 1Жилой дом
35

Образ яйца неоднократно возникает в разных работах Сергея Ткаченко. Впервые он появляется еще в 1998 году в концепции родильного дома в Вифлееме, который, впрочем, не был реализован. В том проекте форма яйца служила метафорой рождения и воспроизводства, однако автор стал использовать ее и в заказах на обыкновенные жилые комплексы.

 

Дом-яйцо — это всего лишь пристройка к большому жилому комплексу на Машковой улице, представляющая собой 4-этажный особняк на одну семью. Для наружной отделки дома выбрана керамика акцентного красного цвета и выразительный скульптурный декор, усиливающие сходство дома со знаменитыми ювелирными изделиями Карла Фаберже.

   

Сергей Ткаченко, 2000–2002 гг.

Басманный, Москва
Большая Спасская улица, 25 ст2Административное здание

Многофункциональный комплекс, состоящий из паркинга, офисов и жилого пентхауса, построен в середине 1990-х по проекту архитекторов из мастерской «Моспроект-2». Комплекс представляет собой пристройку к дореволюционному зданию ломбарда. Архитектурное решение пристройки контрастно градостроительному контексту: цветовая гамма и пластика фасадов исполнены остроты и вызывающей иронии. Отсылки к формам классической архитектуры — лучковому фронтону, замковому камню и ротонде-колоннаде — мейнстрим мирового постмодернизма, который нечасто встречается в российских городах в таком чистом виде.

 

Александр Асадов, Тимур Башкаев и другие; 1992–1996 гг.

Красносельский, Москва
Торгово-развлекательный центр
581

«Принц Плазу» можно назвать вершиной московской архитектуры хотя бы потому, что это здание построено на самой высокой точке в границах города. Торговый центр открылся осенью 2008 года — в самый разгар мирового экономического кризиса. Того самого кризиса, который служит символическим финалом эпохи капиталистического романтизма в постсоветских странах.

 

Архитектура «Принц Плазы» всей своей экспрессивной мощью выражает уверенность в непотопляемости нового российского капитализма: проектировщики, трудившиеся над обликом здания, вряд ли подозревали, что создают один из последних памятников эпохи. В образе «Принц Плазы» переплетаются архаика и футуризм — центральный прием из арсенала мирового постмодернизма. Сквозь подчеркнуто тяжеловесные формы, отсылающие к традиционной архитектуре, прорастают крупномасштабные стеклянные объемы, призванные символизировать победу будущего над прошлым.

 

2006–2008 гг.

Профсоюзная улица, 129аЯсенево, Москва

Комплекс «Красные холмы» занимает целый квартал в юго-восточной оконечности острова Балчуг и включает в себя Московский международный Дом музыки, гостиницу «Свиссотель Красные Холмы», бизнес-центр «Риверсайд Тауэрс» и ряд других административно-офисных зданий.

 

Общая композиция комплекса делает его похожим на древнерусский монастырь, стоящий на мысу у слияния двух рек. Корпуса бизнес-центра имеют недвусмысленные отсылки к допетровскому оборонительному зодчеству. Роль главного монастырского собора отведена стеклянной чаше Дома музыки. А высотной доминантой — не то колокольней храма, не то донжоном крепости — служит 162-метровая башня гостиницы. Монастырь — красноречивая метафора возвращения к национальным архитектурным традициям после десятилетий разгула модернистского «интернационального стиля».

 

ООО «Товарищество театральных архитекторов» (Ю. Гнедовский и др.); 1990–2000-е гг.

Космодамианская набережная, 52 ст6Замоскворечье, Москва

Какой же мегаполис без небоскребов? Во второй половине XX века именно офисные высотки были непременным атрибутом успешного города, бурлящего деловой активностью и привлекающего несметные инвестиционные потоки. Поэтому «Москва-Сити» — материальное воплощение мечты Лужкова о превращении Москвы в лучший город земли. Причём, пожалуй, это единственный его проект, в котором образ новой Москвы трактовался не в формах эклектичного узорочья, а в сверкающих гранях небоскребов. В действительности никакого контраста здесь нет. Исключительность «Москва-Сити» только подчеркивает эклектичность и сумбурность общего подхода к обновлению образа столицы.

 

Первым объектом делового центра стала «Башня 2000». Сейчас в «Сити» функционирует 18 жилых, деловых и гостиничных башен высотой более 100 метров, но главная доминанта комплекса появится только в 2024 году. Ей станет One Tower авторства мастерской Сергея Скуратова — жилой небоскреб высотой 443 метров.

 

Строится с 1996 г.

Москва
Copper House, жилой комплексЖилой дом
1

Copper House, — пожалуй, самый известный памятник из того круга построек лужковского периода, который появился как эстетическая оппозиция лужковскому стилю. Никаких кокошников, балясин, фронтончиков и пузатых колонн, никакой эклектики и иронии. Только рациональность форм и честность материалов: обезоруживающая искренность неомодернизма.

 

Некоторое время Copper House принадлежал к числу самой дорогой недвижимости в своём классе. Неудивительно: располагается он в одном из наиболее престижных районов Москвы — Остоженке, и оборудован последними достижениями инженерно-строительной мысли, обеспечивающими максимальный комфорт проживания. Свой вклад в себестоимость строительства добавляют и отделочные материалы. Впервые в российской архитектуре фасады облицованы патинированной медью, которая и дала название комплексу. Дом быстро стал одной из икон стиля новой русской архитектуры — и предсказуемо сорвал множество наград.

 

«Сергей Скуратов Architects»; 2002–2004 гг.

Бутиковский переулок, 3Хамовники, Москва
Бизнес-центр
81

«Белая площадь» — три отдельно стоящих корпуса бизнес-центра класса А, органично вписанных в застройку площади у Белорусского вокзала. Несмотря на различную этажность корпусов (от шести до пятнадцати этажей) и разнообразие фасадных сеток при взгляде с достаточного расстояния здания производят впечатление цельного архитектурного ансамбля. Центром композиции служит небольшой старообрядческий храм начала XX века. Благодаря членению бизнес-центра на несколько отдельных кварталов, архитекторам удалось создать пару внутренних пешеходных улиц с кафе и ресторанами.

 

ABD architects, APA Wojciechowski Architekci, 2004–2011 гг.

Лесная улица, 5Тверской, Москва

Архитектура нового здания арбитражного суда подчинена идеям прозрачности, открытости и чистоты — метафоре справедливости судебного процесса. Контраст округлых и прямоугольных объёмов, динамика смело выступающего за плоскость фасада козырька, белизна отделки, лаконизм деталировки — всё это инструменты из арсенала предыдущих этапов развития русской архитектуры — авангарда и модернизма. Однако здесь они образуют свежую и запоминающуюся композицию без сознательных отсылок к социалистическому прошлому.

 

Здание состоит из двух корпусов: трёхэтажного общественного и семиэтажного служебного (в глубине участка). Корпуса имеют отдельные входы, но соединены между собой двумя переходами. Жемчужина интерьеров комплекса — белоснежная винтовая лестница в пространстве главного холла.

 

ТПО «Резерв», 2004–2007 гг.

Селезнёвская улица, 9Тверской, Москва

Одно из самых полнокровных стилистических течений постсоветской архитектуры — неоклассицизм. Начиная с 1990-х годов в городах России начали массово появляться жилые комплексы, ТЦ и деловые кварталы, фасады которых оформлены с применением элементов классической архитектуры. Однако в большинстве случаев такие постройки становились предметом саркастической критики со стороны искусствоведов и любителей архитектуры. Работы Михаила Филиппова — в ряду счастливых исключений. Архитектор — признанный мастер неоклассической архитектуры. А его «Итальянский квартал», — пожалуй, один из ярчайших манифестов, провозглашающих вневременность и вечную актуальность классического архитектурного языка.

 

ЖК состоит из четырех радиальных корпусов, каскадно спускающихся к небольшой площади перед храмом. С противоположной стороны, в глубине квартала, террасированные секции объединены дугообразным корпусом, придающим ЖК закрытый, интровертный характер.

 

Михаил Филиппов; 2003 г.

Улица Фадеева, 4аТверской, Москва

Даже не будучи достроенным до конца, этот дом успел стать героем модных московских архитектурных пабликов и блогов. Действительно, искусный рисунок фасадов, гармония отделочных материалов и высочайшее качество строительства делают этот дом одним из самых фотогеничных зданий Москвы.

 

Объемно-пространственное решение комплекса предельно рационально — при этом фасады выглядят ярко и по-своему смело. Идея многоярусной аркады, покрывающей все поверхности этого строгого параллелепипеда, придает дому выразительность и пластику.

 

Архитектурное бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры»; 2019–2021 гг.

1-й переулок Тружеников, 16Хамовники, Москва

Парк на месте снесенной в 2010 году гостиницы «Россия», — пожалуй, главный московский проект десятилетия, преобразивший самый центр столицы. Благодаря реализации этого смелого проекта американского архитектурного бюро, появилась возможность взглянуть на Кремль сквозь живописную поляну с русскими березками.

 

Будущее Зарядья решалось на двух конкурсах, проведенных один за другим в начале 2010-х годов. Первый конкурс был открытым и не принес результатов, способных удовлетворить профессиональное жюри. Второй конкурс сделали заказным и пригласили к участию международные консорциумы, в составе которых оказались признанные звезды современной ландшафтной архитектуры.

 

Парк «Зарядье» представляет собой сложнейшее инженерное сооружение: под одеялом из деревьев, кустарников и трав спрятано множество помещений, включая ресторан, гастрономический центр, два выставочных павильона, ледяную пещеру и огромный концертный зал.

 

Diller Scofidio + Renfro, 2013–2017 гг.

Москва

Глядя на здание Музея русского импрессионизма, трудно догадаться, что этот авангардный объем — никакой не новострой, а реконструкция индустриальной постройки 1960-х годов — хранилища муки при фабрике «Большевик».

 

Спустя полвека после постройки здание стало вместилищем частного собрания русского искусства конца XIX — начала XX века. Авторы проекта реконструкции — британская мастерская John McAslan + Partners — облицевали кирпичное здание листами перфорированного металла и разделили его внутренний объем на пять ярусов. Помимо выставочных залов общей площадью 1000 м² в бывшем хранилище  разместились кинотеатр, учебная студия, книжный магазин и кафе.

 

John McAslan + Partners, 2012–2016 гг.

КДК большевикЛенинградский проспект, 15 ст11Беговой, Москва
Бизнес-центр
27

Dominion Tower — одно из двух зданий, построенных в России по проекту знаменитой ирано-британской архитекторки Захи Хадид (1950–2016). Строительство сопровождалось пристальным вниманием со стороны архитектурной общественности. И от этого внимания не удалось скрыть многие существенные недостатки реализации: некачественное исполнение сложных сочленений, непродуманные узлы и детали и т.д. Неудачи сопровождали проект на каждом шагу: сначала стройку надолго заморозили, потом уже сданный в эксплуатацию бизнес-центр несколько лет простоял полупустым.

 

Несмотря на все эти проблемы и неудачи, здание производит безусловно сильное впечатление, характерное для работ бюро Захи Хадид по всему миру. Футуристические объемы, парящие консоли, бионические изгибы линий, контраст черного и белого — все это сильно выделяет здание из окружающей застройки.

   

Заха Хадид;  2008–2015 гг.

Шарикоподшипниковская улица, 5Южнопортовый, Москва
Улица Новомосковская, вл18-22Строящееся здание

Этот долгострой в Останкино напоминает огромный изумруд: ломаные формы, структурное остекление фасадов, насыщенный холодно-зеленый цвет. Изначально здание планировалось как штаб-квартира компании НТВ, но в 2021 году стало известно, что для получения налоговых льгот московская мэрия наделила строящийся комплекс статусом технопарка, и помимо телекомпании, его резидентами будут другие организации.

 

NIRAS, Моспроект-4; строится с 2012 г.

Останкинский, Москва
Профессиональная переподготовка / Повышение квалификации
82

Автор проекта, британский архитектор Дэвид Аджайе со студенческих лет увлекался русским авангардом. Поэтому проект школы Сколково, с которым он победил на конкурсе в 2006 году, — это не что иное, как архитектурная трактовка супрематических работ Малевича.

 

Четырехэтажный диск, лежащий в основании композиции — образовательный блок (аудитории, лектории, кабинеты), общественные пространства и фудкорт. Четыре разновеликих параллелепипеда, лежащих на этом диске, — корпуса, вмещающие административные помещения, спорткомплекс, гостиницу и общежитие.

 

Во внутренней устройстве диска применён принцип свободной планировки и перетекающих пространств. Это позволило, с одной стороны, уйти от казарменной строгости классических коридорно-ячеистых планировок образовательных учреждений. С другой — обеспечить вариативность форматов аудиторных пространств: от маленьких и изолированных — до больших площадок для масштабных конференций.

 

Дэвид Аджайе; 2006–2010 гг.

Улица Новая, 100д. Сколково, Одинцовский городской округ, Московская область
Строящийся жилой дом
40

Когда этот жилой комплекс будет достроен, он несомненно станет одной из жемчужин Садового кольца. Авторам проекта удалось предложить решение одновременно яркое и контекстуальное. Контекстуальность заключается в том, что в основе формообразования лежат приемы, роднящие его с многими другими градостроительными доминантами Москвы. Яркость же проявляется во многих решениях, начиная от цвета и заканчивая общим силуэтом комплекса, который при взгляде с противоположного угла перекрестка напоминает огромную букву М.

 

MVRDV — всемирно известное нидерландское архитектурное бюро, законодатели моды в современной архитектуре, — как и многие другие международные бюро, отказались от участия в российских проектах после 24 февраля 2022 года. Остается только надеяться, что RED7 будет закончен в соответствии с оригинальным авторским замыслом.

 

MVRDV; APEX Project Bureau; строится с 2017 г.

Проспект Академика Сахарова, 11 стрКрасносельский, Москва

Музей русского импрессионизма 

Музеи
4.7
276 оценок
Не стойте в очереди — реклама
АНО «Туризм и гостеприимство Москвы», АНО «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы».

Глядя на здание Музея русского импрессионизма, трудно догадаться, что этот авангардный объем — никакой не новострой, а реконструкция индустриальной постройки 1960-х годов — хранилища муки при фабрике «Большевик».

 

Спустя полвека после постройки здание стало вместилищем частного собрания русского искусства конца XIX — начала XX века. Авторы проекта реконструкции — британская мастерская John McAslan + Partners — облицевали кирпичное здание листами перфорированного металла и разделили его внутренний объем на пять ярусов. Помимо выставочных залов общей площадью 1000 м² в бывшем хранилище  разместились кинотеатр, учебная студия, книжный магазин и кафе.

 

John McAslan + Partners, 2012–2016 гг.

КДК большевикЛенинградский проспект, 15 ст11
Беговой, Москва, 125040
3 этажа
Сегодня c 11:00 до 20:00
Открытокасса: пн-вт 11:00-19:30; ср-чт 12:00-20:30; пт-вс 11:00-19:30
+7 (495) 1...
Похожие организации
Останкинская телебашня, смотровая площадка
Смотровая площадка на высоте 337 м (112 этажей)! Экскурсии ежедневно
Посетить башню
Реклама
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Оплата по QR-коду
Подробнее
Новая Третьяковка
Подробнее
Еврейский музей и центр толерантности
Один из первых в России интерактивных музеев в памятнике архитектуры!
Купить билет
Реклама
Московский музей современного искусства
Подробнее

Здание для хранения муки и сахара фабрики "Большевик"

Построено в 1960-х гг., реконструировано в 2014-2016 гг.

Способы оплаты
Оплата картойНаличный расчёт
Доступная среда
В справочнике
Парковка
100 местПлатная
Здание
Транспорт
Белорусская13 мин1 км
2
Белорусская13 мин1 км
Белорусская14 мин1 км

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.