............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Советский модернизм: от дома с мозгами до дома-сороконожки

Советский модернизм начался в 1955 году с постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». По сути оно на государственном уровне запретило украшать. Портики, пилястры, вазоны и фронтоны и прочие атрибуты сталинской архитектуры стали неуместны, их сменили функциональность, аскетизм, лаконичность. Так советская архитектура вернулась в русло мировой. Впрочем, в советской истории уже была первая волна модернизма — авангард (он же — конструктивизм или рационализм) 1920-х годов. Неофициально советские мастера второй половины века во многом продолжили славную авангардную традицию, создав множество недооцененных по сей день шедевров, служащих жизни, науке, культуре. «Москва глазами инженера» показывает самые примечательные образцы советского модернизма в столице.
Дом АтомщиковЖилой дом
9

Один из самых мифологизированных московских образцов модернизма среди жилья. Стены под углом 87° и 93° придают ему особую устойчивость. Тут обычно вспоминают, что дом построен по заказу «атомного» министерства среднего машиностроения. Но прямых свидетельств того, что дом строили с расчетом на атомный взрыв, нет. Нет и подтверждения тому, что соавтор архитектора Всеволода Воскресенского Владимир Бабад просто ничего раньше не строил кроме реакторов. Зато очевидно, что жильцов хотели обеспечить инфраструктурой: от клубных помещений до гастронома. На верхних этажах — двухуровневые квартиры, опоясанные лентой балконов.

 

За внушительные размеры и суровую монументальность дом прозвали кораблем. Во время затянувшегося строительства (1972–1982) и сразу после он и правда напоминал корабль, гордо плывущий сквозь зелень и низкоэтажную застройку. Новое время окружило памятник модернизма высокими зданиями, визуально отправив судно прозябать в доках.

Большая Тульская улица, 2Даниловский, Москва
Дом аспиранта и стажёра МГУОбщежитие
3

Как угодить будущим жильцам нового дома? Спросить их, что они сами хотят, —  заняться архитектурой соучастия. Так и поступил архитектор Натан Остерман при строительстве Дома нового быта (1965–1971) на улице Шверника. Молодые семьи решили, что при небольшой площади жилья нужны отдельная столовая, гостиница, ясли, помещения для кружков, бассейн и даже комната для просмотра телевизора. На крыше решено было разместить зоны для сна и отдыха, а вечером организовывать эстраду с танцплощадкой. В самих квартирах предполагались раздвижные перегородки, современная встроенная мебель, двигающиеся по потолку лампы, небольшая кухня-буфет. После торжественной фотофиксации результата, Дом нового быта отдают под жильё для аспирантов и стажеров МГУ — и богатое внутреннее наполнение нарезают на комнаты, уничтожая первоначальный архитектурный замысел. Как это часто случалось, экспериментальная постройка с массой преимуществ коллективного проживания стала простым общежитием эффектного вида.

Улица Шверника, 19 к1Академический, Москва
Северное ЧертановоМикрорайон
5

Северное Чертаново называли районом победившего коммунизма: больше 30 вариантов планировок квартир, пруды, подземные гаражи и проезды, шведская система вакуумного мусороудаления, обширные вестибюли с зимними садами и художественные мастерские на крышах… В планах была даже доставка продуктов по подземным тоннелям из общественной кухни, способной выполнить 1600 заказов в сутки. Но в дефицитных 1980-х этот замысел не воплотился. Зато воплотилось многое из остального задуманного в Чертаново — редкость для модернистской жилой архитектуры.

 

Район строился в 1972–1983 годах, что породило миф о его олимпийском предназначении. Но он привлекателен и без олимпийского прошлого. Достаточно взглянуть на сложные террасные фасады с горизонтальными цветочницами, дополняющими зелень холмов, чтобы понять почему это место так любят фотографы и киношники. Брутализм Чертаново смягчен ландшафтным дизайном. А бетон стен сейчас красят в белый, создавая более яркую модернистскую композицию.

Москва
Улица Гримау, 14Малоэтажный жилой дом
1

Родина хрущевок. Именно здесь в 1956–1959 годах построили 16 экспериментальных домов для проверки новых экономичных методов строительства, которые впоследствии будут применяться по всей стране. Уменьшенная высота потолков, линолеум вместо паркета, сидячие ванны и «шведские» окна без форточек компенсировались тихими пешеходными дворами, плескательными бассейнами для детей, кинотеатром и системой озеленения с вьющимися по фасадам растениями. Вся эта экономия привела к снижению стоимости строительства лишь на 8-10% — но смогла запустить процесс типового строительства. Так, панельный дом инженера Виталия Лагутенко (да, это дедушка Ильи Лагутенко) станет основой для запуска серии К-7, одной из самых массовых в СССР.

 

Черемушек будет еще много: название района станет именем нарицательным. На него приедут посмотреть более сорока тысяч экскурсантов. А Дмитрия Шостаковича район вдохновит на оперетту «Москва, Черемушки».

Академический, Москва
Дом авиаторов на БеговойЖилой дом
6

Народное название этого дома родилось легко: дом стоит на сорока бетонных ногах, а его панели расположены внахлёст, напоминая чешую насекомого. Есть у дома и более официальное название «Дом авиаторов на Беговой», ведь строился он для сотрудников завода «Знамя труда» и КБ Сухого.

 

Пожалуй, это самый яркий пример брутализма в Москве. Суровый образ дополнен примыкающими к фасаду бетонными башнями, прорезанными окнами-бойницами. Визуализацию метафоры «Мой дом — моя крепость» довершают постмодернистские двери в технические помещения, напоминающие о Средневековье. Но модернизм — это в первую очередь функциональность: в башнях с бойницами расположены противопожарные лестницы, ножки предотвращают скопление вредных газов от близлежащего шоссе, панели внахлёст защищают межпанельные швы от влаги.

Улица Беговая, 34Беговой, Москва
Российская академия наукНаучно-исследовательские институты
66

Стремящуюся в будущее советскую науку 60-х требовалось репрезентативно представить новой архитектурной доминантой, увенчанной золотой короной, которую прозвали «золотыми мозгами». Золотое навершие в связке с белой облицовкой камнем, часами и закрытым внутренним двором символически связано с располагающимся недалеко Андреевским монастырем – центром московского образования XVII века.

 

Внутренний двор украшен скульптурой «Аллегория пространства и времени», — науку она изображает как величину постоянную в пространстве и времени. Но главная аллегория — само здание. Это яркий пример советского долгостроя. Конкурс прошел в 1967 году, а достроили здание только к 1997 году. За это время изменилась не только архитектурная мода, но и отношение к науке в стране. «Золотые мозги» выступили водоразделом между модернизмом и постмодернизмом, между СССР и молодой Россией.

Ленинский проспект, 32аГагаринский, Москва
Центральный экономико-математический институт РАННаучно-исследовательские институты
12

Одно из самых противоречивых зданий, построенных для советской науки. Архитектор Леонид Павлов задумал его в виде двух смещенных пластин: одна — для кабинетов ученых, вторая — для огромных ЭВМ.

 

Пластина для компьютеров выглядит как матрица, составленная из темного стемалитового стекла, оконных проемов и тонкой сетки алюминиевого профиля. Она дополнена бетонно-мозаичной «Лентой Мёбиуса», прозванной в народе «ухом». Окна пластины для людей объёмнее и выглядят как надежная основа технического блока.

 

Построенный в 1966–1978 годах «Дом с ухом» должен был стать символом симбиоза человеческого разума и техники. Но человеческий разум вскоре так уменьшил размеры техники, что огромные залы для компьютеров стали не нужны: их приспособили под комнаты для семинаров. Пластина для ученых тоже не совсем удалась: маленькие кабинеты и узкие коридоры не способствовали общению и обмену идеями. Но здание получилось таким эстетским, что о функциональных провалах никто не вспоминает.

Нахимовский проспект, 47Черёмушки, Москва
Проспект Академика Сахарова, 12Государственное учреждение
1
Здание построено в 1966–1974 годах как мозг советской плановой экономики — и вид должен был соответствовать. Тем более по соседству уже стояло здание Центросоюз Ле Корбюзье, одного из главных модернистов мира. Архитектор Леонид Павлов знал и другого гения Владимира Татлина, сказавшего: «Если вы хотите сделать в искусстве монументальное вечное, то возьмите квадрат, плюс один вершок, чтобы статичность, покой и устойчивость квадрата получили динамику, движение, неуверенность». Башня Госплана действительно динамична: стороны куба — на самом деле разной длины. Кстати, длина основания куба, обращенная к магистрали, — 42 метра, одна миллионная окружности Земли, что говорит о связи точных наук с самой природой. Динамику усиливают и разная расстекловка кабинетов и машинных залов, и смещение куба с основания (служащие ему опорой перевернутые треугольники Павлов называл «адимарип», «пирамида наоборот»). Всё это сделало здание супрематической композицией на службе у советской экономики.
Красносельский, Москва
Библиотека ИНИОН РАНАдминистративное здание
1

Библиотека, построенная в 1960–1974 годах по проекту Якова Белопольского, стала символом гуманитарного знания. Общий облик постройки намекает на привлекательность и закрытость научной литературы, ведь воспользоваться фондами мог далеко не каждый желающий. Воплощением этой труднодоступности стал беломраморный мостик, перекинутый через бассейн-ров. У бассейна была и функциональная роль: он был частью системы кондиционирования.

 

Фонды хранятся на первых двух этажах, оформленных белыми ребрами, на третьем же этаже — просторный читальный зал, оформленный по примеру библиотеки Алвара Аалто в Выборге. 264 световых фонаря и сплошное остекление дают эффект открытости и свободы.

 

Библиотека стала и символом возрождения архитектуры модернизма. После пожара в 2015 году, архитектурное сообщество обратилось к руководству страны с просьбой восстановить здание. И его восстановили, хотя и не совсем точно: бассейн заменили озелененными общественными пространствами.

Нахимовский проспект, 51/21Черёмушки, Москва
Театр им. М. ГорькогоТеатры
139

Новый МХАТ построили в 1966–1973 годах недалеко от старого — и при оформлении переняли дух шехтелевского модерна. Массивная стена-экран над входом, напоминает знаменитый занавес с чайкой и символически, и цветом армянского туфа. Фонари на фасаде и резные двери с латунной фурнитурой тоже перекликаются со зданием в Камергерском. Передана не только история, но и дух: даже гранитная терраса настраивает на сложные переживания. Архитектор Владимир Кубасов обошелся без вывески: архитектура говорит сама за себя. Название на фасаде появилось уже в наши дни.

 

Внутри — «проспект внутри бульвара» с огромными затемненными фойе, графичными лестницами и зимними садами. Интерьеры — тонкое ремесло: Кубасов сам вырезал в бетоне фактуру коры дуба и разрабатывал крючки для гардероба. МХАТ получился тяжелым и монументальным, фактурным и выразительным, цельным образцом советского искусства, органично сочетающим в себе традицию и современность. Предзнаменование эпохи «говорящей архитектуры».

Тверской бульвар, 22Пресненский, Москва

Один из первых модернистских кинотеатров СССР построен в 1957–1961 годах. Соседствуя с авангардным зданием газеты «Известия», кинотеатр напоминает о тесной связи стилистики 1920-х и 1960-х. Огромная консольная крыша, летящей диагональю нависающая над остекленным фасадом, напоминает о работах Константина Мельникова. Дополняют эффект погружения в первую волну модернизма и разорванные буквы названия на козырьке. Сам объем здания остеклен с трех сторон, обнажая интерьеры общественного пространства. Этот прием позволил Пушкинской площади задышать, стать более приветливой и открытой, отражая дух эпохи оттепели. Впрочем, сегодня стены завешены рекламными афишами и замысел архитектора Юрия Шевердяева прочувствовать сложно. О первоначальном духе объединения пространств напоминает только эффектная лестница к главному входу. Лестница нависает над дорогой и позволяет удобно войти в здание со стороны парка, образуя парадный вход, подходящий для красных ковровых дорожек кинофестивалей.

Сквер на Пушкинской площадиПушкинская площадь, 2Тверской, Москва
Детский музыкальный театр им. Н.И. СацТеатры
43

Создательница первого в мире детского музыкального театра Наталия Сац лично стремилась обеспечить своё детище достойным домом — и в 1967–1979 он был построен. Место неслучайно: рядом Дворец пионеров и цирк на проспекте Вернадского. Эта «детская ось» рассказывает историю модернизма игрового и привлекательного. На бруталистский основной объём театра с мощными башнями высажено множество скульптур — от трубадуров до Синей птицы (снова неслучайно: музыку к одноименному МХАТовскому спектаклю написал отец Наталии, Илья Сац). Будто дети слепили из песка замок и украсили его всем, что подвернулось.

 

В интерьерах фрески Георгия Гольца и скульптуры Вячеслава Клыкова спорят своей декоративностью с росписью мебели под хохлому и палех. В игровую атмосферу уникального театра зрителей погружает и экспериментальная архитектура: уникальная трехпортальная сцена, криволинейные стены, ротонда между гардеробом и фойе, мостики-переходы и амфитеатр внутреннего двора.

Проспект Вернадского, 5Гагаринский, Москва
177

Знаменитый театр долго ютился в старом электротеатре «Вулкан», даже без карманов сцены. Это «любимое Любимовым» старое пространство сохранили, пристроив к нему в 1973–1980 годах современное театральное здание в стилистике кирпичного модернизма.

 

Кирпич создатели решили сделать на сантиметр ниже обычного — и смогли договориться с Загорским предприятием, делающим кирпичи из прибалтийской глины для реставрации Кремля. Чтобы добыть металлические фермы для перекрытий Высоцкий давал концерты перед нужными людьми. А выступить на новой сцене с семью вариантами трансформации не успел.

 

В результате всех этих мытарств Москва получила тонкую театральную архитектуру. При всей своей тяжеловесности здание почти растворяется в окружении, спадая объемами по спуску Верхней Радищевской. Цветом кирпича и белыми наличниками окон театр перекликается со храмом Святителя Николая напротив, почти глухие стены изолируют сложные криволинейные интерьеры от шумной дороги.

Улица Земляной Вал, 76/21 ст1Таганский, Москва

2ГИС защищает персональные данные и обрабатывает cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Политиками конфиденциальности и использования файлов cookies.