На трамваях через Москву

 

Фанаты трамваев «МосТрамТур» разработали маршрут трамвайного путешествия на целый день — с востока на запад Москвы.

Вы проедете на трамваях 40 километров, периодически проходя самые интересные места пешком. На пути — много примечательного конструктивизма и сталинского ампира; пруд, где, вероятно, родился русский флот и старейшая в Москве деревянная церковь. Трамвайные рельсы идут то через парк, то по мосту с самым захватывающим видом в столице.

Лучше выбрать не будний день: на многих участках маршрута трамвай остаётся основным видом транспорта и может быть переполнен.

Экскурсия предоставлена izi.travel — крупнейшей платформой аудиопутеводителей. В приложении izi.travel есть её полная аудиоверсия (и ещё 10 000 бесплатных аудиогидов по всему свету).

Остановка наземного транспорта3 маршрута

Наш маршрут начинается в Восточном Измайлове на остановке «16-я Парковая улица». Прежде чем мы сядем в трамвай №11, — пара слов об этом районе. Мы стоим на улице Первомайской, главной артерии нового Измайлова. Историческое Измайлово находится к западу отсюда (и мы скоро туда приедем), а этот район появился в послевоенные годы.

Недалеко от остановки находится круг, где разворачиваются трамваи, следующие отсюда в Останкино и Новогиреево. За трамвайным кольцом проходит 16-я Парковая улица, а за ней уже виден Измайловский совхоз декоративного садоводства. Его владения простираются почти до самого МКАДа. Именно там находится загадочное Строкинское укрепление, о происхождении которого спорят краеведы.

В середине 1950-х прямо здесь проходила восточная граница Москвы. В начале 1960-х, когда построили МКАД, граница сместилась на несколько сот метров восточнее, но в общем и целом уже шестьдесят лет Восточное Измайлово — московская окраина...

 
Восточное Измайлово район, Москва
Административное здание6 этажей

...И надо сказать, что окраина эта – одна из самых впечатляющих. Посмотрите на дома №126 и №128, построенные в 1953 году в стиле сталинского ампира. Эти дома как бы говорят о том, что впереди – образцовый советский послевоенный район. Во многом так оно и есть.

 
Восточное Измайлово район, Москва
Останкино → Сокольническая застава
Итак, мы отправляемся в путешествие на трамвае номер 11, который следует по одному из самых интересных московских трамвайных маршрутов: из Измайлова в Останкино.


35

До середины 1950-х на месте Измайлова был рабочий посёлок НКПС. В полноценный городской район он начал превращаться после войны.

Изначально район застраивался малоэтажками. Из них уцелели немногие. Строили их в основном немецкие и румынские военнопленные – оттого эти дома по сей день зовутся в народе немецкими. Потом выросли более высокие и монументальные дома – представители позднего сталинского ампира (на самом деле, многие были построены после смерти Сталина, во второй половине 1950-х).

На карте города Измайлово не спутаешь ни с чем: столь нетипична для столицы регулярная планировка, напоминающая Васильевский остров в Петербурге. Планировка сложилась к 1949 году. С запада на восток идут две большие улицы – Первомайская и Измайловский бульвар, а их пересекают шестнадцать параллельных проездов с номерными названиями: 1-я Парковая улица, 2-я Парковая, 3-я Парковая и так далее вплоть до 16-й.

Восточный административный округ, Москва
Жилой дом с административными помещениями5 этажей

Те дома, что мы видим сейчас по правую сторону, строились, как правило, во второй половине 1950-х годов. Некоторые из них весьма живописны, как, например, дом 107а по Первомайской улице. Он построен по индивидуальному проекту в 1955 году. Пятиэтажные дома слева от него чуть старше, их построили в самом конце сороковых.

 
Восточное Измайлово район, Москва